Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Изучение темы «Односоставные предложения» на уроках русского языка в средней шко...

Изучение темы «Односоставные предложения» на уроках русского языка в средней школе (на материале текстов водевилей А.П. Чехова)

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

неопределенно-личные предложения
односоставные предложения
водевили

Аннотация статьи

Данная научная статья исследует односоставные предложения в синтаксисе современного русского языка, сосредотачиваясь на их классификации и методике преподавания.

Текст статьи

Односоставные предложения – одни из самых интересных и в то же время спорных конструкций в синтаксисе современного русского языка.

Сама природа и классификация таких синтаксических конструкций рассмотрена в настоящее время в достаточной степени, хотя и остается несколько не решенных однозначно вопросов. Однако методика преподавания представляет собой широкое поле для изучения. В современной школьной грамматике все еще требуется выработка единого подхода к обучению явлениям односоставности и адаптации научных концепций для обучения школьников.

В.В. Виноградов выделял среди односоставных неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, инфинитивные, номинативные. Именно на эту классификацию мы опирались в ходе работы над текстами водевилей А.П. Чехова.

Среди анализируемых водевилей обнаружены неопределенно-личные предложения, например:

  1. Дочерям очень понравилось, особенно про клопов, я же прочитал и разорвал.
  2. Поправляет жилетку.
  3. Впрочем (поглядев на часы), ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции.
  4. Будем продолжать.
  5. Запевает.

Среди анализируемых водевилей мы нашли следующие обобщенно-личные предложения:

  1. Там подают и закуски.
  2. Принесли русское шампанское...
  3. У меня опишут имение!
  4. А еще хотят, чтобы я был хладнокровен!
  5. Послали за русским шампанским.

Среди обнаруженных нами безличных предложений были:

  1. Жене моей было предложено, чтобы я с благотворительною целью прочел здесь какую-нибудь популярную лекцию.
  2. Досадно.
  3. И пожаловаться некому, даже плакать хочется...
  4. Живо.

Также в текстах содержатся инфинитивные предложения, например:

  1. Не весь же век плакать и траур носить.
  2. Бросить всё и бежать без оглядки... куда?
  3. Нет, видно уж и вправду придется уйти в монастырь...

И номинативные предложения:

  1. У нас даже в рояли клопы...
  2. Семь!
  3. Христос с вами!

В особую категорию мы вынесли сложные предложения, в составе которых есть одно или несколько простых односоставных предложений:

1. Ведь всё равно, как ни пиши, а без персидского порошка не обойтись.

В данном случае мы видим три односоставных предложения:

Ведь все равно – это безличное односоставное;

Как не пиши – обобщенно-личное;

Без персидского порошка не обойтись – безличное.

2. Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине.

Здесь только одно односоставное простое предложение: «Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей» - неопределенно-личное.

3. Таким образом оказалось, что мы испекли несколько лишних блинов.

В этом предложении односоставное «Таким образом оказалось» является безличным.

Проведя анализ односоставных предложений в водевилях А.П. Чехова можно сделать несколько выводов, которые мы приведем ниже

Во-первых, полученные данные можно представить в виде диаграммы (рис.).

Рис. Виды односоставных предложений

Самой многочисленной группой (98 предложений) является группа неопределенно-личных. Это обусловлено, прежде всего тем, что рассматриваемые произведения предназначены для постановки на сцене. Большинство этих предложений относятся к ремаркам. И это скорее последствия жанровой принадлежности.

Второй по многочисленности группой (25 предложений) является группа номинативных. В этом случае мы можем говорить о том, что автор использовал многочисленные восклицания в качестве инструмента экспрессивной окраски речи персонажей. Особенно часто мы встречаем такие предложения в речи Смирнова в водевиле «Медведь». Это грубый, несдержанный человек, которого возмущает поведение Поповой. И речь его практически полностью состоит из восклицаний. При этом он только констатирует факты, практически не делая выводов. Синтаксически это выражается в односоставных номинативных предложениях.

Интересно так же заметить, что третьей по популярности группой оказались сложные предложения, полностью или частично состоящие из односоставных. Важно подчеркнуть, что они редко состоят из односоставных предложений одного типа. Потому что это попытка сократить по возможности все громоздкие синтаксические конструкции. Чехов славится своей краткостью. Однако и сам жанр предполагает наиболее краткое изложение мысли. И как раз в этом и помогает использование рассматриваемых нами предложений.

Список литературы

  1. Арутюнова, Н.Д. О номинативном аспекте предложения [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. - 1971. - № 6. - С. 63-73.
  2. Бабайцева В. В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
  3. Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М., 1954. – 400 с.
  4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении, - СПб.: Языки славянской культуры, 2001. - 544 с.

Поделиться

683

Казакова Т. С. Изучение темы «Односоставные предложения» на уроках русского языка в средней школе (на материале текстов водевилей А.П. Чехова) // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). Ч.I.С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/6608-izuchenie-temi-odnosostavnie-predlozheniya-na

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января