Воспитательная работа с сотрудниками правоохранительных органов имеет огромное значение для обеспечения эффективного функционирования правоохранительной системы.
Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» определяет воспитательную работу как целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы [1, Приложение. п. 4.5].
Но, во-первых, это только один из видов морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, наряду с психологической и социальной работой. Хотя, по сути, морально-психологическое обеспечение – это и есть воспитательная работа, а психологическая и социальная работа – это ее составные части.
А, во-вторых, нравственные и особенно гражданские качества сотрудников правоохранительных органов должны формироваться не просто в процессе воспитания, а в процессе систематической и целенаправленной воспитательной работы, опирающейся на государственную идеологию. В этом случае у сотрудников будут формироваться качества, необходимые для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей:
Чувство ответственности – осознание своей ответственности за соблюдение закона и защиту прав граждан.
Честность и справедливость – честность и непредвзятость в работе, принятие решения на основе закона и фактов, стремление к правосудию и охране закона.
Уважение к правам человека – правильное общение с людьми, понимание их проблем и потребностей, своевременное и эффективное реагирование на запросы и жалобы граждан.
Профессионализм и уверенность в действиях – стремление к повышению квалификации и максимально качественному выполнению профессиональных обязанностей, готовность к самым разнообразным ситуациям и быстрому принятию решения в рамках действующего законодательства.
Сплоченность и слаженность в работе – способность работать с коллегами в условиях любых ситуаций.
Эти качества помогают сотрудникам правоохранительных органов выполнять свои профессиональные обязанности с высокой эффективностью и этичностью, что способствует созданию более безопасного и стабильного общества.
История становления и развития политических органов в системе правоохранительных органов началась с формирования на добровольных началах рабочей милиции в России в 1917 году. Политический характер носила сама деятельность милиции, которая вела борьбу с контрреволюцией и занималась устранением противников советской власти. Целью политической работы становится внедрение идей революционной законности средствами политической и правовой пропаганды.
После Гражданской войны в условиях мирного времени в частях милиции вводятся должности комиссаров, помощников по политчасти и политических руководителей (политруков), результатом деятельности которых явилось формирование убежденных сторонников Советской власти, готовых в любой момент с оружием в руках ее защищать.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники милиции, наравне со всеми, воевали на всех фронтах, участвовали в партизанском движении в тылу врага, вели борьбу с диверсантами, охраняли общественный порядок и безопасность. В тяжелых военных условиях роль политруков и политработников по мобилизации сотрудников на решение сложных задач значительно возросла.
После войны в городских и районных отделах милиции вводятся должности заместителей начальников по политической части. А в республиканских, краевых и областных управлениях милиции, управлениях милиции городов, дорожных отделах милиции создаются группы инструкторов по политико-воспитательной работе.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 года «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции» вводились должности заместителей начальников горрайорганов милиции по политико-воспитательной работе в тех подразделениях, где количество личного состава превышало 40 человек сотрудников (в необходимых случаях – где имелось менее 40 человек). Группы инструкторов были преобразованы в отделы (отделения) по политико-воспитательной работе. В МВД СССР и союзных республик создавались отделы по политико-воспитательной работе. На базе Ленинградской военно-политической школы было создано Высшее политическое училище МВД СССР для подготовки квалифицированных кадров политработников.
В соответствии с «Положением о политических органах в системе МВД СССР», утверждённым 31 марта 1988 года ЦК КПСС, была создана единая для всех органов внутренних дел система политорганов. В МВД СССР функционировало Политуправление, в МВД союзных и автономных республик, УВД, УВДТ, УИТУ были сформированы политические отделы. В ГРОВД численностью более 200 человек создавались политчасти, а там, где насчитывалось менее 200 человек – вводилась должность заместителя начальника (командира) органа (подразделения) по политчасти.
Помимо организационных и воспитательных задач, на политорганы была возложена обязанность принимать непосредственное участие в подборе, расстановке, обучении и аттестовании кадров, повышении их ответственности за порученное дело, совершенствовании профессионального мастерства, привлечении всех руководителей органов и подразделений внутренних дел к активной воспитательной работе с подчиненными. Ответственность за политико-моральное состояние личного состава политработники несли совместно с руководителями органов внутренних дел.
В 1990 году после отмены ст. 6 Конституции СССР система политорганов МВД была ликвидирована. Министерство внутренних дел предложило перестроить политико-воспитательную и кадровую работу, создав единую структуру – систему подразделений по работе с личным составом. На них были возложены функции по подбору, расстановке, подготовке и повышению квалификации кадров органов внутренних дел, социально-правовой и воспитательной работы с личным составом.
Перечень этих функций точно иллюстрирует название должности и характер деятельности специалистов по работе с личным составом, которые должны заниматься в первую очередь кадровой работой, и только потом – воспитательной. Негативные последствия такого функционального перекоса сказались на качестве воспитательной работы.
Кадровая работа и воспитательная работа – это два разных вида деятельности. При этом кадровая работа должна быть составной частью воспитательной работы, а не наоборот. В этой связи логично было бы подразделения по организации воспитательной работы сделать самостоятельными подразделениями наряду с кадровыми подразделениями. А руководителей этих подразделений – назначить заместителями начальника органа внутренних дел, подчеркивая важность этой деятельности.
Специалист по воспитательной работе должен быть профессионально подготовленным сотрудником и, в то же время, – знать все тонкости работы с людьми, уметь эффективно использовать методы, формы и средства воспитательной работы. Именно такие кадры готовили в Высшем политическом училище имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР в Ленинграде (кстати, выпускником этого училища является Министр внутренних дел Российской Федерации, Генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев). Сегодня возникает потребность в возобновлении их подготовки в специальном учебном заведении.
Для обеспечения эффективности защиты прав и свобод граждан, повышения профессионализма и надежности правоохранительных органов и укрепления доверия общества к ним необходима не просто воспитательная, а политико-воспитательная работа с сотрудниками.
Важность политической составляющей воспитательной работы с сотрудниками в том, что они являются государственными служащими, представителями государства, лицами, ответственными за обеспечение правопорядка и защиту гражданских прав и свобод. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов имеют широкие властные полномочия, которые должны уметь правильно использовать.
Наконец, государство даёт им в руки оружие, ставит задачи защиты личности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности – т.е. использует в качестве инструмента реализации государственной внутренней политики. И, конечно же, находиться вне политического влияния государства сотрудники правоохранительных органов не должны. Необходимо не только давать сотрудниками профессиональные знания и формировать у них профессиональные навыки и умения, но и воспитывать их, помогать им искать верные ориентиры в жизни, защищать их сознание от идеологических диверсий информационной войны.
Политико-воспитательная работа – это комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие у сотрудников правоохранительных органов социально значимых ценностей и понимания роли государства в обществе, привитие норм профессиональной этики и культуры поведения. Политико-воспитательная работа с сотрудниками правоохранительных органов направлена на развитие у них профессиональных компетенций, этических и моральных качеств, которые помогут им правильно и эффективно выполнять свои обязанности.
Кроме того, политико-воспитательная работа способствует формированию у сотрудников правильной национальной и политической идентичности, что в свою очередь повышает уровень доверия граждан к государству и правоохранительным органам.