В современное время детско-юношеский туризм в России и в Ставропольском крае находится в стадии правильного развития. Быстро развиваются спортивные виды туризма, разрабатываются новые пешеходные, горные, велосипедные и многие различные другие виды основных туристических маршрутов. Пешеходный туризм это один из хорошо развитых видов активного туризма. Он отличается от других видов туризма доступностью, массовостью. Кроме этого, является одним из основных видов физических нагрузок на человека, хорошо влияющих на организм человека, правильно укрепляет физическое состояние и здоровье человека в целом. По сложности различные пешеходные походы могут быть самыми разными - от самых простых экскурсий и походов выходного дня, до сложных категорийных походов. Для детско-юношеского пешеходного туризма всегда характерны простота подготовки и проведения пешеходных походов, определенная легкость организации правильного детского отдыха. В современное время детский пешеходный туризм определяется в дополнительном развитии. Необходима популяризация пешеходного туризма среди детей и подростков в наше время это одна из главных составляющих. Основной стратегической задачей образовательной школы является постоянное развитие подрастающего нового поколения. Туристическая пешеходная деятельность учащихся всех классов является одним из правильных средств и методов комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Это уникальное общественное туристическое движение спортивно-оздоровительный пешеходный туризм, он не имеет повторов в туристической практике [12, с 89].
Главная роль в организации работы туристических кружков в общеобразовательных школах отводится учителю, а важнее руководителю туристического кружка. В зависимости от разработанной программы, ее содержания, возрастного состава кружка, местных условий территории учитель определяет объекты исследователя, задает формы и методы работы, проводит и руководит занятиями кружка юных туристов [2, с. 52].
В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям спортом во внеурочное время. Что бы решить эту проблему нами было проведено анкетирование для выявления причин и выяснения мнения обучающихся о внеурочной деятельности и отношения обучающихся к пешеходным маршрутам.
В исследовании приняли участие 100 школьников 5-9 классов, обучающихся в общеобразовательных школах с. Горнозаводского. Был использован метод анкетирования. Выборка была случайной, но была стратифицированной по возрасту и полу.
Для выяснения отношения школьников к пешеходной экскурсии был задан прямой вопрос: «Нравятся ли тебе пешеходные экскурсии?» Почти 90 % ответили «да». В этом нет ничего удивительного, т.к. пешеходные прогулки отличается эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
Интерес к пешеходным маршрутам мы выясняли через другой вопрос: «Как часто ты ходишь на пешеходные экскурсии?». Оказалось, что не пропускают никогда только 27,3 % мальчиков и 3,6% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических особенностей их организма, вот посещение пешеходных экскурсий мальчиками, скорее всего, связано с их интересом. Это проявилось в ответе «стараюсь не пропускать» - 25,3%, что может свидетельствовать о том, что они хотели быть объективны и единичные пропуски связывали с болезнью или другими важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к пешеходным экскурсиям, таких школьников в наших исследованиях 52,6%. С долей вероятности 95,45 % можно утверждать, что от 48,5 до 56,7 % достаточно регулярно посещают пешеходные экскурсии, однако в 5 классе это количество больше – 68,5%, в 6-м уже 51,2 %, в 8 только 41,7%, в 8-м - 48,8 %, в 9 - 40,9%. Регулярность посещения пешеходных экскурсий не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьника к маршрутам. Наибольшую «добросовестность» поэтому проявляют пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив – избежать порицаний со стороны родителей.
У 30,7% девочек есть желание не пропускать пешеходные экскурсии. «Иногда» пропускают экскурсии 40,7% девочек, причем такой ответ дали 52% девочек в 5-м классе, в 6-м уже только 34,1%, в 7-м - 31,9%, в 8-м и 9-м классах их количество увеличивается соответственно - 53,7% и 53,5%. Безразличное отношение к пешеходным экскурсиям, а может быть и полное неудовлетворение ими проявляется в ответе «пропускаю пешеходные экскурсии регулярно». Так ответили 3,5 % мальчиков и 6,3 % девочек.
Учащиеся назвали достаточно много замечаний, которые касаются методики проведения экскурсий, программного содержания и самой организации процесса. 23,3% девочек указали, что их не устраивают большие физические нагрузки. В 5-м и 6-м классе на это указали соответственно 10,4% и 15,2% девочек. В старших классах (9-х) об этом говорят уже соответственно 23,9 % школьников.
Мальчиков в меньшей степени, чем девочек беспокоят большие нагрузки – в 6-7 классах 7,8 %, но в 8-9 классах на это указывают 12 и 19 % мальчиков. 10,9 % мальчиков и 3,9% девочек не устраивают недостаточные физические нагрузки. Однако неудовлетворение физической нагрузкой как завышенной, так и заниженной на пешеходных экскурсиях почти у 25 % учеников, свидетельствует о неадекватности физических нагрузок физическим возможностям школьников.
Таким образом, нами выяснено, что школьники в основной массе сознательно относятся к пешеходным экскурсиям и могут достаточно определенно указать на их недостатки. Основные замечания, высказанные школьниками, позволяют сделать следующие выводы:
- недостаточно реализуется дифференцированный подход на экскурсиях, что приводит к неадекватности физических нагрузок (25 %);
- не учитываются интересы школьников при выборе пешеходных маршрутов, которые включены в программу ФК в школе (22-32 %), что требует пересмотра программ по ФК, включения большего количества часов на вариативный компонент и адаптации к интересам учащихся конкретной школе.