В настоящее время необходимость сушки салона автомобиля является востребованной услугой. Появление излишней влажности в салоне автомобиля, как правило, происходит в межсезонье по причине погодных условий, из-за некачественной химчистки или пролитой жидкости, вследствие чего появляется неприятный запах, плесень и коррозия кузова. Но наиболее губительным является глобальное погружение автомобиля в воду [1]. Так, например, по данным Carfax, только один ураган Ида в 2021 году в США нанес повреждения водой 212000 автомобилей в результате возникших паводков.
Затопление автомобилей происходит в основном по причине их нахождения в зоне воздействия наводнений, либо вследствие неправильной эксплуатации (например, при оставлении люка в открытом положении при ливневом дожде). Также повреждение автомобиля водой возможно при проезде через глубокие лужи или брод. Вода причиняет значительный ущерб двигателю, тормозной системе, электропроводке и электрокомпонентам, а также таким агрегатам, как стартер и выхлопная система. Происходит значительное загрязнение и повреждение салона, обивки и панелей [2].
Восстановление затопленного автомобиля является затратным и трудоемким процессом. Как правило, его полностью разбирают, затем просушивают, тщательно обрабатывают специальными составами, предотвращающими дальнейшее разрушение металла. Особое внимание уделяется электропроводке, которая в большинстве случаев полностью подлежит замене. Силовые агрегаты просушиваются и промываются от загрязнений, к замене подлежат все эксплуатационные жидкости и фильтра. Смазываются и переуплотняются узлы и подвижные соединения, такие как петли, подшипники и т.п. [3].
Восстановление затопленных электромобилей представляет собой особую сложность из-за наличия многочисленных микроконтроллеров для управления приборами и электронными устройствами. Батарея электромобиля негерметична и рассчитана лишь на кратковременное пребывание в воде.
В развитых странах автомобили, подверженные наводнениям, утилизируют, так как стоимость восстановительных работ вместе с запчастями превышает стоимость аналогичного транспортного средства. Поэтому мероприятие по восстановлению автомобиля вследствие затопления считается экономически необоснованным [4].
В целях повышения эффективности и снижения стоимости восстановления затопленного автомобиля предлагается использовать метод вакуумной сушки. Суть предлагаемого метода заключается в следующем: автомобиль целиком помещается в вакуумную камеру, где создается пониженное давление от 3 до 10 кПа, для обеспечения температуры кипения воды в 20-50 градусов Цельсия. Нагревание и поддержание температуры автомобиля производится при помощи инфракрасных обогревателей. Сушка продолжается в течение 8-12 часов. За это время влага полностью удаляется практически из всех элементов автомобиля, в том числе подвижных соединений в агрегатах, а также из-под изоляции электропроводки. После сушки проверяется работоспособность электронных компонентов и коннекторов на электропроводке. Если после затопления вовремя была отключена аккумуляторная батарея, электрохимическая коррозия не успевает повредить электронные элементы.
Вакуумная система для сушки автомобиля состоит из следующих компонентов:
- камера, в которую загоняется автомобиль для сушки;
- вакуумный насос для создания разряжения в камере;
- трубы и шланги для соединения компонентов;
- манометры для измерения давления в системе;
- электрооборудование для мониторинга и управления процессом сушки.
Главным требованием, предъявляемым к камере, является её герметичность. Насосы, используемые в системе вакуумной сушки, должны обеспечивать стабильную работу, а также иметь достаточную производительность для поддержания заданного давления. Соединительные элементы также должны обеспечивать герметичность системы, а электрооборудование предполагает обеспечение мониторинга процесса сушки.
Основным преимуществом способа является снижение себестоимости восстановления затопленного автомобиля на 90%. Самой трудозатратной деятельностью при сушке является полная разборка автомобиля. Также при данном способе восстановления исключается необходимость покупки многих запчастей.
В настоящее время весьма обширен ареал изучения и способ исследования вакуумной сушки по всему миру [5]. Проведенные научные изыскания показали высокую степень заинтересованности ученых темой вакуумной сушки и способами совершенствования данного метода. Практическое применение метода вакуумной сушки развито в сельском хозяйстве для обезвоживания пищевой продукции, в текстильной промышленности [6], а также в целях сушки древесины [7]. Однако в научной литературе, а также в практической деятельности не найдено упоминаний о применении вакуумной сушки для восстановления затопленных автомобилей. В этой связи предлагаемый способ является инновационным методом, который имеет потенциальное значение для оптимизации процессов в автомобильной отрасли и представляет собой перспективное направление для дальнейших исследований. Данный подход может значительно изменить подход к восстановлению затопленных автомобилей и потенциально имеет значительные глобальные последствия, что подчеркивает его важность и необходимость дальнейшего изучения.