Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Проблемы этизации государственной гражданской службы в РФ и пути их решения

Проблемы этизации государственной гражданской службы в РФ и пути их решения

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

этика государственных гражданских служащих
мораль
нравственность
служебное поведение

Аннотация статьи

Необходимость соблюдения морально-этических норм государственными служащими является залогом становления в России правового, социального государства. Сегодня под этикой государственной гражданской службы понимается система нравственных знаний и рекомендаций, а также ее практическое применение. Автор отмечает, что проблему этизации государственной гражданской службы в современной России необходимо исследовать в совокупности с основными понятиями этики и положениями законодательства Российской Федерации.

Текст статьи

Этика играет значительную роль в деятельности государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, если учитывать существенный объем сложных, оперативных задач, поставленных перед этими органами. С учетом большого влияния на различные сферы жизнедеятельности государства и общества государственная и муниципальная служба при отсутствии необходимого уровня морали и нравственности среди служащих может превратиться в среду повышенной коррупции и приоритета своих личных интересов над интересами общества и государства.

Задачей этики государственного гражданского служащего является конкретизация общих этических регуляторов и его практическая деятельность, которая непосредственно связана с профессиональной деятельностью [3, с. 4].

Общепринятая этика государственной гражданской службы как научное направление исследует не только влияние нравственных установок на работу аппарата государственной власти, но и ищет ответы на вопросы о том, какие существуют критерии нравственности в поведении государственных гражданских служащих, как сформировать высокие моральные принципы и внедрить в работу [1, с. 2]. Этика государственного гражданского служащего – это поведение всех сотрудников с точки зрения его оценки регулирования.

Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного гражданского служащего, к характеру его отношений с государством, гражданским обществом. Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах [11, с. 27].

Так, принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принципов деятельности гражданских служащих. Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должностных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной службы.

Принцип гуманизма выражается в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Данный принцип обязывает гражданского служащего «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности» [11, с. 28]. Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит выражение во внешних формах поведения гражданских служащих, проявляясь в характере их взаимоотношений как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государственные организации по своим житейским проблемам.

Принцип справедливости реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан, удовлетворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.

Соблюдение принципа политической нейтральности гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей является признаком высокого профессионализма и нравственной зрелости. Речь идет о нейтральной позиции в отношении политических партий и движений, о позиции осознанной лояльности и добросовестного служения государству и его главному суверену – народу.

Правовые основы формирования современной государственной службы заложены в ст. 2, 3, 18 Конституции Российской Федерации. Концептуальные основы развития государственной службы получили правовое нормативное закрепление в Федеральном законе от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Указе Президента РФ от 12.08.2002 года № 885, которые определили содержание принципов служебного поведения государственных служащих и их правовой статус, создав фундамент нормативного регулирования государственной гражданской службы [9].

Важной вехой в развитии правовых норм, регулирующих этические вопросы государственной гражданской службы, стал также Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данное явление в системе государственной службы оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие, препятствует реализации национальных проектов, способствует снижению доверия граждан к государственной власти [5, с. 172].

Кроме того, в обеспечение выполнения требований вышеупомянутых нормативных правовых актов был издан ряд Указов Президента РФ, в частности, «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»; «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Эти нормативные правовые акты заложили основы организационного обеспечения соблюдения требований к служебному поведению. В частности, в них раскрываются организационные аспекты работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Тем не менее при всем указанном множестве законодательных и подзаконных актов можно утверждать, что на сегодняшний день еще не сложилась целостная концепция нравственного развития служащих, и ее законодательная база требует дальнейшей доработки.

Весь комплекс проблем формирования и развития нравственного аспекта государственной гражданской службы в современных условиях можно разделить на следующие направления:

  • проблемы теоретического характера;
  • проблемы правового характера;
  • проблемы организационного характера;
  • проблемы кадрового характера [2, с. 74].

Решение проблем теоретического характера следует начать с теоретических основ административной этики, формирования терминологического аппарата, разработки этических принципов служебного поведения и вытекающих из них норм и правил служебного поведения. Результаты теоретических разработок следует использовать при написании нормативных актов, регулирующих служебное поведение государственных служащих.

Примечательно, что в российском законодательстве не предусмотрены механизмы контроля и мониторинга морально-нравственного поведения государственных и муниципальных служащих. Фактически вопрос о поведении служащего встает лишь в ситуации, когда информация о безнравственном или коррупционном поведении вскрылась и требуется проведение срочной проверки по жалобам или заявлениям физических или юридических лиц, либо по заявлениям государственных органов или самих служащих. Вопросы о том, кто и каким образом должен выявлять этические и дисциплинарные проступки государственных и муниципальных служащих, в какие сроки должны назначаться проверки – также не раскрыты в законодательстве. Тем самым предоставляется возможность для субъективной трактовки поведения служащих со стороны вышестоящего руководства. Некоторые правоведы предлагают создать специализированный федеральный орган, курирующий вопросы соблюдения этики в данной сфере и организующий регулярные проверки [4, с. 295].

В результате подобное положение служащих не в полной мере соответствует принципам открытости государственной и муниципальной службы, ее информационной доступности для общественных институтов. В законодательстве сделан акцент не на профилактику данного явления, а на его устранение в критический период.

В качестве подтверждения вышесказанного целесообразно обратиться к такому аспекту государственной и муниципальной службы, как конфликт интересов. Под данным явлением понимается расхождение между частными интересами (личной заинтересованностью) государственного или муниципального служащего и его общественно-правовыми обязанностями на соответствующей должности. Причем такое расхождение возникает в тот момент, когда возможности исправить и скорректировать поведение государственного и муниципального служащего нет. Инструментом, с помощью которого возможен выход из создавшегося положения, является комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Ее компетенция и общие принципы организации регламентированы Указом Президента РФ от 01.07.2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [8].

Однако и в деятельности комиссий возникают проблемные аспекты.

Во-первых, хотя комиссии созданы в каждом органе, большая их часть работает лишь формально, зачастую не принимая ни одного значимого решения. Более того, по законодательству эти решения носят не нормативный, а лишь рекомендательный характер, что ограничивает возможности их использования.

Во-вторых, работа данных комиссий осуществляется лишь эпизодически, преимущественно на основании жалоб на поведение служащих или после проведения проверки их деятельности. Данный факт не позволяет создать в государственном или муниципальном органе постоянный институт проверки и контроля за дисциплиной служащих, выявить наиболее характерные нарушения и разработать меры для их преодоления.

В-третьих, данные о самих комиссиях и их решениях конфиденциальны и не позволяют общественным институтам контролировать и влиять на государственную и муниципальную службу. Так, на сайтах государственных органов размещается информация лишь о времени собраний комиссий, изредка - о ее постоянных членах.

В-четвертых, как подчеркивают И. Левакин и Д. Трифонова, в работе комиссий сделан акцент именно на вопросах урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а вопросы нарушения этических норм на данных заседаниях практически не рассматриваются [2, с. 78].

Кроме того, возглавляются комиссии, как правило, руководителям государственных органов, что снова может стать предпосылкой для конфликта интересов. Комиссии должны стать независимым, постоянно действующим органом, обладающим широким кругом полномочий и правом самостоятельно оценивать и решать вопросы, связанные с несоблюдением требований к служебному поведению государственных служащих.

Еще одним направлением развития нравственного аспекта функционирования государственной гражданской службы должно стать этико-профессиональное развитие кадрового корпуса государственных служащих как важнейшее условие формирования должностной морали кадрового корпуса государственной службы.

В современной практике управления кадрами нередко ставится знак равенства между профессиональным развитием и профессиональным образованием. Однако понятие «профессиональное развитие» значительно шире, чем «профессиональное образование». Первое представляет собой поступательное движение по совершенствованию не только профессиональных умений и навыков, но и всей личности профессионала, не только овладение специальными знаниями, умениями и навыками, но и развитие профессионально значимых нравственных качеств, необходимых для овладения универсальными компетенциями [10, с. 18].

Направленность на более полное и эффективное использование личностного и нравственного потенциала должностного лица, формирование и постоянное обогащение знаний и качеств, необходимых для эффективного исполнения служебных обязанностей, составляет сегодня одну из сущностных сторон современной стратегии управления персоналом. Осознание необходимости служения обществу и государству требует глубокой перестройки мировоззрения и психологии чиновника, повышения уровня его правовой и нравственной культуры. Чтобы гуманизировать государственную и муниципальную службу, необходимо прививать служащим нравственные ценности, чувство долга и ответственности за выполнение своих служебных обязанностей и социальные последствия своей профессиональной деятельности, осуществлять их профессиональное развитие, которое должно иметь непрерывный характер и приводить к повышению профессионального уровня гражданских служащих.

Этико-профессиональное развитие государственных служащих – динамический интегративный процесс, связанный с изменениями моральных и профессиональных характеристик, обеспечивающих новый уровень осознания своей миссии, потребностей, мотивации, готовности и возможности саморазвития и самореализации специалиста в процессе служебной деятельности. Одной из его существенных характеристик является целостность, обусловленная неразрывностью становления и развития человека как профессионала и как личности, взаимно влияющих друг на друга.

Исследователи выделяют различные этапы в профессиональном развитии государственных гражданских служащих:

  • дослужебный этап, занимающий период первичного профессионального обучения студентов – будущих менеджеров государственного и муниципального управления; этот этап охватывает период освоения профессии и овладения необходимыми компетенциями;
  • служебный этап, проходящий в ходе непосредственной служебной деятельности [10, с. 23].

Наличие этапов профессионального развития государственных гражданских служащих определяет необходимость непрерывности данного процесса. При этом, как отмечают исследователи, соотношение личностного и профессионального развития на разных этапах имеет «неравновесную целостность»: на начальных этапах профессионального образования доминирует личностное развитие, на последующих стадиях на первый план начинает выходить профессиональное [6, с. 85]. Это значит, что формирование нравственной культуры становится особенно важным именно на этапе дослужебного профессионального развития, когда происходит освоение универсальных компетенций будущих специалистов-управленцев.

Отсюда следует, что этико-профессиональное развитие в сфере государственной гражданской службы должно охватывать весь период профессионального становления на дослужебном и служебном этапах и рассматриваться как единый целенаправленный и планомерный, нормативно и организационно обеспеченный процесс качественных изменений во всех составляющих потенциала личности служащего – мотивационно-ценностном, образовательном, профессиональном и др.

Таким образом, проблемы нравственности, культуры поведения и административного этикета – необходимое условие успешной профессиональной деятельности не только в административной или политической, но и в экономической, социальной, культурной и других сферах.

Правоведы единодушно признают моральную деятельность, поступок и совокупность поступков, характеризующих личность, важнейшими критериями подлинной моральности и нравственной культуры личности [7, с. 126]. Следовательно, обучение этике равносильно обучению правильному поступку. По мнению Р. Хасбулатова, во власть должны приходить люди, «равнодушные к личному богатству и полностью преданные идее всеобщего благосостояния... Страной должны управлять высоконравственные и морально чистоплотные люди» [11, с. 32]. А в отношении нравственного совершенствования взрослого человека результат целенаправленных усилий ориентирован, прежде всего, на изменение себя, что обязательно должно быть учтено при организации обучения профессиональной этике государственных гражданских служащих.

Список литературы

  1. Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащих // Социология власти, 2016. – № 3. – С. 2-6.
  2. Левакин И., Трифонова Д. Этический кодекс в интересах развития службы // Государственная служба, 2015. – № 2. – С. 73-79.
  3. Мяготин А.В. Метаморфозы профессиональной морали государственного служащего // Власть, 2017. – № 13. – С. 3-7.
  4. Николадзе Т.Р. Проблема этики государственно-гражданской службы в современной России // Бюллетень науки и практики, 2019. – Т. 5. – №7. – С. 294-297.
  5. Николаева А.А., Минакова С.С. Социологический аспект антикоррупционной политики в современной России // Дискурс, 2018. – № 7 (21). – С. 169-179.
  6. Оболонский А.В. Кризис бюрократического государства: Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. – М., 2011. – 116 с.
  7. Титова Е.А. Поощрение и поощрительное производство в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы теории и эффективность: монография / Е.А. Титова; науч. Ред. Ю.Н. Старилов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 190 с.
  8. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 25.04.2022) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/
  9. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/
  10. Филимонов О.В. Профессиональная этика в механизме государственного управления // Труды Академии управления МВД России, 2018. – №2 (46). – С. 17-24.
  11. Хайбах А.А. Нравственный аспект развития государственной гражданской службы в современных условиях в России // Инновационная наука, 2019. – № 12. – С. 26-32.

Поделиться

1825

Баитова А. И. Проблемы этизации государственной гражданской службы в РФ и пути их решения // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 17-21. URL: https://apni.ru/article/6630-problemi-etizatsii-gosudarstvennoj-grazhdan

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря