Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Изучение уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам...

Изучение уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения

Научный руководитель

Квартыч Елена Ивановна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

безопасность дорожного движения
правила дорожного движения
подростки
дорожно-транспортный травматизм
безопасное поведение
уровень осведомленности

Аннотация статьи

В статье рассмотрена актуальность изучения уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения, выделены основные причины высокого уровня детского дорожно-транспортного травматизма и пути их преодоления в рамках школьного курса ОБЖ, дано описание практического исследования данной темы и представлены соответствующие выводы.

Текст статьи

Для образовательных учреждений всегда актуален вопрос организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, ведь дети – самые уязвимые участники дорожного движения. В настоящее время в соответствии с ФГОС для общей образовательной школы значительное место профилактики детского дорожно-транспортного травматизма отводится в целом курсу ОБЖ, в изучении темы «Дорожная безопасность». Актуальность изучения данной темы в школьном курсе ОБЖ обусловлено прежде всего тем, что школьники средней возрастной группы являются участниками дорожного движения, не только как пешеходы и пассажиры, но и водителями транспортных средств (велосипед, скутер, электросамокат).

А.А. Вашкевич утверждал, что сложность проблемы поведения подростка на дороге заключается не в незнании правил, хотя и такое бывает, а в поверхностном, легкомысленном, а иногда и нигилистическом отношении к их соблюдению. Подростковый возраст характеризуется мощным приливом физических сил, большим оптимизмом, нередко чувством превосходства и, конечно же, небольшим жизненным и практическим опытом, из-за чего они недооценивают требования ПДД в их социально-личностной значимости [4]. Мы согласны с мнением Ю.А. Бродицкого, что правила дорожного движения обеспечивают детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности [3].

К сожалению, не невнимательность, а легкомыслие и бравада составляют основную причину риска подростков при переходе улиц. Причина этого риска иногда связана с театральной демонстрацией своего мужества перед другими; часто это демонстрируется водителю приближающегося автомобиля в виде «спокойного пересечения» дороги на опасном расстоянии от приближающегося автомобиля. Только с помощью умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления безопасного поведения на дороге.

Значительную часть подростков, получивших травму на дороге, составляют те, кто стремится перейти перекресток в недопустимой по времени критической ситуации, что является результатом поверхностной оценки скорости приближающихся транспортных средств и дорожной обстановки в целом. Это наиболее неуправляемый с точки зрения родителей и педагогов возраст. Чтобы не было неприятностей на дороге, педагогам, необходимо вести планомерную работу в этом направлении, выбирая наиболее эффективные и результативные формы и методы работы с обучающимися средней возрастной для формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

В.П. Дмитрук выделял следующие предпосылки к совершению опасных деяний на дороге у старших подростков:

  • психические и физические перегрузки;
  • эмоционально-негативные состояния;
  • состояния опьянения [6].

Рассмотрим связь психологических особенностей младших подростков и причин ДТП и ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма):

  1. Импульсивность зачастую приводит к неоправданному риску на дороге;
  2. Незрелость самосознания приводит к переоценке своих возможностей.
  3. Ограниченный опыт безопасного поведения - к незнанию ПДД;
  4. Показное проявление чувства «взрослости» ведет к отказу от привычных безопасных моделей поведения.
  5. Самоутверждение в группе – небезопасному использованию скутеров, мотоциклов, электросамокатов.

Согласно исследованиям А.И. Подольского, О.А. Идобаева, старшие подростки 14-15 лет:

  1. Имеют однородность психического развития (устойчивое внимание и логическое мышление, дивергентное мышление);
  2. Имеют сформированное самосознание, знание своих сильных и слабых сторон, устремленность в будущее;
  3. Руководствуются независимыми от других нормами (автономная мораль).
  4. Склонны к личностному самоопределению, проявлению чувства «взрослости» [7].

Особенностью личности правонарушителя является опыт «успешного» нарушения правил безопасности. Нарушив определенные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких негативных последствий не произошло: никто не пострадал, а нарушитель остался безнаказанным. Этот негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, что играет криминогенную роль. Применительно к правонарушениям в области безопасности дорожного движения необходимо подчеркнуть повышенную криминогенную роль психофизиологических характеристик личности (особенностей восприятия, времени и адекватности реакции и др.), ее психофизиологических состояний (усталость, стресс, растерянность).

Таким образом, рассмотрев психофизиологические особенности поведения на дороге детей разной возрастной категории можно сказать, что к «группе риска» детского дорожно-транспортного травматизма относятся дети младшего подросткового возраста. Этому есть несколько причин:

  1. Из-за психологического новообразования «чувства взрослости» подростки идут на неоправданный риск на дороге, сознательно нарушая правила;
  2. Имея гиперпотребность в самоутверждении, младшие подростки подвержены моде на электросамокаты, скутеры, мотоциклы, что зачастую приводит к травмам и дорожным происшествиям.
  3. Имеют гетерохронию психического развития (неустойчивость внимания и логического мышления, конвергентность мышления и недостаточный жизненный опыт).

С учетом данных причин работа с обучающимися средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения должна быть организована с учетом:

  1. Личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентацию образовательного процесса на личность каждого обучающегося. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого ученика, развивать его личность и таланты. Реализация этого подхода включает опору на принципы выбора, доверия, творчества, индивидуальности.
  2. Компетентного подхода. Компетентностный подход является новым для российской школы. Он делает упор на результат обучения, а результатом является не совокупность знаний, а набор навыков, способность ученика решать проблемы, конфликты и действовать в различных ситуациях.

Для этого необходимо включать в образовательный процесс современные педагогические технологии, такие как:

1. Технология проблемно-диалогового обучения.

Проблемное обучение интегрирует все возможные приемы и методы активизации. В сфере преподавания курса ОБЖ стоит вопрос активизации познавательной активности обучающихся на уроках «открытия» новых знаний, так как этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, задач, вопросов. Этап введения знаний – самая сложная (и творческая!) часть подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а иногда и нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию вышеперечисленных способностей обучающихся, их познавательной активности [5].

2. Информационно-коммуникационные технология.

К ним можно отнести:

  • мультимедийные презентации.
  • обучающие мультфильмы.
  • развивающие дидактические игры.
  • восприятие художественного и музыкального слова.
  • решение ребусов и кроссвордов.
  • компьютерные игры.

Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуального сфере, и позволяет расширить возможности преподавателя.

3. Технологии проектной деятельности.

Технология проектной деятельности – это личностно-ориентированная технология, метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи образовательного проекта. То есть технология проектной деятельности, прежде всего, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннего опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом.

В ряде профессиональных компетенций педагога появилась потребность в формировании у обучающихся проектных умений, таких как умение выявлять проблему, находить пути ее решения, ставить цель, планировать ход ее достижения, проанализировать результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т.д. [2]. Справедливости ради следует отметить, что учитель ОБЖ может применять проектный метод обучения как на занятиях в соответствии с рабочей программой, так и во внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом образовательной организации с целью углубления, расширения знаний обучающихся о правилах безопасности дорожного движения.

Для практического изучения данной темы было проведено экспериментальное исследование изучения уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения. Базой исследования выступил МКОУ «СОШ им. П.П. Грицая», станицы Солдатской. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте 12-13 лет, обучающиеся в 7 «А» классе (далее экспериментальный класс) и 7 «Б» классе (далее контрольный класс). Количество обучающихся в обоих классах составила 20 человек. Экспериментальное исследование проходило в 3 этапа, в исследовании использовались следующие диагностические методики:

1. Тестирование школьников среднего звена по знаниям ПДД. Автор: А.А. Ванюкова [8].

Цель тестирования: определение уровня знаний о ПДД школьников среднего звена.

Обработка результатов:

2. Анкета «Водитель в дорожном движении» Автор: И.Ю. Бондарева [9].

Цель анкетирования: оценка уровня знаний обучающихся о правилах эксплуатации велосипедов, мопедов, электросамокатов на дороге.

3. Опрос «Правила дорожного движения» Автор: И.Н. Пронина [10].

Цель опроса: проверка теоретических знаний по правилам дорожного движения обучающихся средней возрастной группы.

По результатам которых были сделаны следующие выводы:

Проведя диагностическое исследование уровня информированности школьников средней возрастной группы о правилах безопасности дорожного движения, нами сделал вывод о недопустимо низком уровне культуры безопасности и осведомленности по правилам безопасности дорожного движения. По результатам использованных диагностических методик нами выделены следующие причины низкого уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения:

  • незнание несовершеннолетними элементарных правил дорожного движения;
  • отсутствие навыков и привычки соблюдения правил для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов, электросамокатов и велосипедов, пассажиров;
  • присутствие желания выделиться;
  • недисциплинированность, невнимательность и неосознания важности знаний и применений правил дорожного движения подростками на улице.

После реализации констатирующего этапа эксперимента мы приступили к формирующему эксперименту по повышению выявленного уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма. С учетом выявленных после констатирующего этапа исследования причин низкого уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения были разработаны и реализованы в урочной деятельности 1 урок ОБЖ с использованием педагогических технологий (проблемное обучение, информационные технологии, игровые педагогические технологии) и один классный час по ПДД:

  1. Урок «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей, организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров».
  2. Классный час по ПДД «Безопасная дорога».

На контрольном педагогическом исследовании, по результатам повторной диагностики уровень в уровне осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования показал, что не смотря на то, что преобладающим уровнем в группах остался средний уровень, по всем 3 проведенным диагностическим методикам экспериментальная группа показала положительную динамику в развитии культуры безопасного поведения на дороге, когда, как контрольная группа осталась в тех же значениях, несущественно изменив свои результаты по некоторым проведенным методикам.

Это приводит нас к выводу об эффективности реализации формирующего этапа исследования, тем самым подводя нас к выводу: процесс формирования культуры безопасного дорожного движения будет эффективным, если использовать специально подготовленные занятия, направленные на повышения уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения. В целом наше исследование доказало, что необходима систематическая работа по повышению осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
  2. Ахмадиева Р.Ш. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 11-18.
  3. Бродицкий Ю.А. Упражнения по правилам дорожного движения / Бродицкий Ю.А. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1990. - 160 с.
  4. Вашкевич А.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. - 201с.
  5. Графкина М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. - М.: Форум, 2017. - 544 c.
  6. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / Дмитрук В.П. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 156 с.
  7. Подольский А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. -124 с.
  8. Ванюкова А.А. Безопасность детей на дорогах: Методическое пособие для организации работы по профилактике детского дорожного травматизма в образовательных учреждениях Томской области / под ред.С.Н. Сафронова директора ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей» - Томск: типография «ООО «Интегральный переплет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://strezh-center.tom.sportsng.ru/media/2018/06/26/1240836203/Bezopasnost_detej_na_dorogaKh.compressed.pdf
  9. Диагностический материал по основам безопасности дорожного движения для педагогических работников общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kem-school54.ucoz.ru/Docum/diagnosticheskij_material_po_obdd_dlja_ped.rab-ou_.pdf.
  10. Тест по правилам дорожного движения 6-7 класс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://4vp.uralschool.ru/?section_id=141

Поделиться

933

Цацаев А. Н. Изучение уровня осведомленности школьников средней возрастной группы по правилам безопасности дорожного движения // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 77-81. URL: https://apni.ru/article/6631-izuchenie-urovnya-osvedomlennosti-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря