Совершенствование методики развития системы экологических понятий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается необходимость интеграция экологического образования в образовательное пространство школы. В связи с повышенным требованием акцент делается на совершенствовании методики развития системы экологических понятий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Аннотация статьи
методика
урок
экологические понятия
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Ключевые слова

В условиях модернизации образования перед современной школой стоит задача формирования и развития интеллектуальной, высокообразованной, творческой личности, способной реализовывать свои потребности и создавать благоприятные условия для жизнедеятельности в условиях усложнения социальных, экономических, экологических и других факторов.

Как показал анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация [1]: между необходимостью усиления внимания к экологическим вопросам в школе и имеющимся спектром естественнонаучных дисциплин в решении задач экологического образования и воспитания обучающихся, возрастанием интереса к решению данной проблемы со стороны учителей и обучающихся, а с другой – отсутствие системной работы в области экологического образования и воспитания;

Важность и актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточное практическое решение определили выбор темы исследования: «Совершенствование методики развития системы экологических понятий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», проблема, которой сформулирована нами следующим образом: какие формы и методы развития экологических понятий, наиболее эффективны в учебной деятельности на уроках ОБЖ [2].

В нашем исследовании мы предполагаем, что развитие системы экологических понятий на уроках ОБЖ будет эффективным, если разработана методика обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе нетрадиционных и интерактивных форм экологического воспитания; определены методические рекомендации по развитию системы экологических понятий в обучении по курсу ОБЖ [3].

Планирование опытно-экспериментальной работы осуществлялось в соответствии с основными целями и задачами по развитию системы экологических понятий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изучение педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило нам выделить критерии эффективности развития экологических понятий и их показателей у выпускников начальной школы

Диагностику в рамках изучения уровня развития системы экологических понятий у младших школьников осуществляли по методике Е.А. Гриневой, С.Ю. Прохоровой, которая позволяет изучить когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный критерии и на их основе выявить уровни развития экологических понятий младших школьников.

Важно отметить, что для большинства школьников особую сложность представляли задания по когнитивному критерию, направленные на изучение показателей «Глубина и системность экологических знаний», «Проявление познавательного интереса к экологическим проблемам».

Анализируя данные по критериям эффективности развития системы экологических понятий, пришли к выводу, что у школьников в большей степени сформирован познавательный, на втором месте – эмоционально-ценностный критерий, что может быть связано с преобладанием наглядно-образного мышления и чувственного восприятия у школьников [4].

Особенно настораживают данные об участии школьников в природоохранной деятельности, проявлении инициативы в сохранении окружающего мира. Половина обучающихся редко принимают участие в деятельности по охране природы, а 30,2 % – вообще не участвуют.

Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил сделать следующие выводы:

  1. На начало констатирующего этапа эксперимента большая часть (67%) обучающихся выявляет причинно-следственные связи, отражает сформированность экологических понятий, проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение.
  2. 80 % обучающихся проявляют пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.

Формирующий этап эксперимента стал логическим продолжением констатирующего этапа эксперимента.

Проведенное исследование на констатирующем этапе выявило проблему низкого уровня деятельностного критерия. Причину показателя видим в отсутствии системно-деятельностного подхода к воспитанию обучающихся в области экологии, недостаточном количестве уроков практической направленности, исследовательской деятельности, других интерактивных методов, недостаточном использовании ресурсов краеведческой направленности.

Использование нетрадиционных форм обучения позволяет повысить эффективность процесса обучения основам экологии на уроках.

При разработке методов обучения мы исходили из характера учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения мы выделили, что основные методы обучения курсу ОБЖ в школе должны стать наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (отработка навыков и практических действий). По методике преподавания основ экологической безопасности наиболее эффективна демонстрация видеофильмов, а также широкое применение компьютеров и сети Интернет [5].

Чтобы сделать урок интересным, заинтересовать обучающихся предлагаем некоторые приемы работы с учебником, которые мы использовали в своей работе.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».

Требования к технике проведения нетрадиционного урока представлены на слайде.

В организации процесса развития системы экологических понятий у обучающихся на уроках «ОБЖ» в экспериментальном классе применялись разнообразные виды нетрадиционных уроков, которые включают в себя: деловые игры; интегрированные уроки; защита творческих работ, проектов; конференции, практические исследования и т.д. [3]

Также, в рамках нашего формирующего этапа эксперимента с целью развития системы экологических понятий у школьников, нами был разработан ряд мероприятий внеклассного обучения.

Третий – аналитический этап опытно-экспериментальной работы был посвящен теоретическому обобщению результатов исследования процесса развития системы экологических понятий у обучающихся 8-х классов в условиях образовательной среды школы с применением методов статистической обработки.

Проведенная диагностика в контрольном 8-а классе показала незначительную естественную динамику в показателях: когнитивном и ценностно-ориентационном, деятельностный критерий имеет стабильность, что указывает на то, что половина детей не участвует в природоохранной деятельности.

В экспериментальном 8-б классе налицо положительная динамика в двух критериях: когнитивном и деятельностном.

Сравнительная диагностика критериев развития системы экологических понятий у обучающихся 8-б класса выявила положительную динамику.

Количество тех, кто без особого труда может аргументировать свой выбор, связно и последовательно может ответить на поставленные вопросы, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение, принимает достаточно активное участие в экологических мероприятиях, основанное на принципиальной и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками повысилось на 10,2%.

Сравнительная диагностика критериев развития системы экологических понятий у обучающихся 8-а класса (контрольная группа) выявила незначительную положительную динамику.

Анализируя, все выше сказанное, можно сделать ряд обобщающих выводов.

1. Опытно-экспериментальная работа позволила проверить действенность разработанной программы деятельности учителя ОБЖ по совершенствованию методики развития системы экологических понятий у обучающихся 5-б класса в условиях образовательной среды школы и оценить эффективность предложенных условий, содействующих ее успешной реализации.

2. На основе изученных в теоретической главе особенностей теоретических основ развития системы экологических понятий у обучающихся в условиях образовательной организации:

  • Показателями познавательного критерия стали: характер владения экологическими знаниями о природе.
  • Показателями эмоционально-нравственного критерия стали: эмоционально-эстетическое восприятие природы; непримиримость к нарушению экологического равновесия;
  • Показателями практического критерия стали: активность и инициатива в природоохранной, экологической деятельности.

3. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ СОШ №12 в г. Ессентуки. Из обучающихся 8-б класса была сформирована экспериментальная группа, из обучающихся 8-а класса – контрольная группа.

4. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил 67% обучающихся, которые выявляют причинно-следственные связи, отражают сформированность экологических знаний, проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение. 80% обучающихся проявляют пассивность и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.

5. Результаты полученных данных эксперимента позволили сделать вывод о том, что по окончании эксперимента произошли существенные изменения в уровнях развития системы экологических понятий в экспериментальной группе (в частности в развитии деятельностного компонента).

6. Таким образом, подтверждена возможность успешного совершенствования методики развития системы экологических понятий на уроках ОБЖ, во внеклассной работе.

Текст статьи
  1. Бирюкова Н. А. Формирование экологического сознания в профессиональном образовании // Специалист. – 2014. – № 12. – С. 56.
  2. Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ // Молодой ученый. – 2015. – № 6.4. – С. 7–10.
  3. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность. – М.: РИО МГГУ им. М. А. Шолохова, 2016. – 124 с.
  4. Гюлушашян К. С., Газина О. М., Бабич А. И. Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 142.
  5. Костецкая Г.А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения // Астраханский вестник экологического образования. – 2014. – № 2 (28). – С. 97–102.
Список литературы