Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Интегральный подход в методике совершенствования двигательных навыков и развития...

Интегральный подход в методике совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств у обучающихся 5 класса

Научный руководитель

Ляхов Александр Васильевич

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

интегральный подход
двигательные навыки
физические качества
обучающиеся 5 класса

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность для здоровья сформированных двигательных навыков и физических качеств. Традиционные уроки не всегда отвечают требованиям ФГОС в этом направлении, в связи с чем делает акцент на внедрении интегрального подхода в методике совершенствования двигательных навыков и физических качеств школьников.

Текст статьи

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поскольку, согласно данным Минздрава Российской Федерации, лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. По данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоничному физическому развитию обучающихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем).

Современное политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Существовавшая десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, не готового к изменениям, происходящие в обществе, активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений (Матвеев А.П.,1996).

На основе изучения литературных источников было выявлено противоречие между потребностью в фундаментальных теоретических знаниях по физической культуре, обеспечивающих формирование устойчивых ценностных ориентаций к здоровому стилю жизни, социализации школьников и отсутствием творческого подхода в преподавании теории физической культуры в школе и применения современных педагогических технологии в учебном процессе.

Представленная тема занимает ведущее место в области физической культуры и спорта, тем самым определяя высокую степень актуальности для учителей, обучающихся и их родителей.

Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи и формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения. Физическое развитие человека имеет огромное значение в жизни каждого, оно отражает многие физиологические процессы организма [1].

Методика развития физических качеств играет ведущую роль в развитии функциональных возможностей организма.

Человек рождается с набором жизненно важных инстинктивных движений. В процессе его индивидуального и возрастного развития эти движения дополняются, комбинируются, таким образом, формируя двигательные качества. С точки зрения современных представлений, нет границ развития двигательных качеств, однако для каждого человека эти границы свои, определяемые его индивидуальными генотипическими особенностями. Физические качества человека делают его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а также уменьшают вероятность получения различных травм.

Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей [2].

Многие выдающиеся исследователи занимались данной проблемой, которые занимались изучением этапов развития физических качеств и проблем оптимизации физической подготовки детей школьного возраста.

Рубанович В.Б. исследовал морфофункциональное развитие подростков в зависимости от степени полового созревания и вида двигательной активности. Фарбер Д.А. определял взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов развития, рассматривал сенситивные и критические периоды.

В последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению показателей физического развития детей и подростков. Масштабы роста заболеваемости детей в последние десятилетие XX-го века настолько значительны, что, несомненно, отрицательно отразятся на состоянии здоровья населения России в последующие годы. Известно, что двигательная активность обучающихся школ в 2-3 раза ниже гигиенической нормы, а уроки физической культуры компенсируют в среднем 11% необходимого суточного количества движения. Суточной нормой двигательной активности школьников 11 - 15 лет является наличие 20 - 24% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4 - 5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал. В жизни ребенка двигательная активность является фактором активной биологической стимуляции, способствует совершенствованию механизмов адаптации, увеличивает показатели физического здоровья и умственной работоспособности [3].

Высокий уровень физического развития дает возможность вырабатывания спортивных способностей в различных видах спорта. Данные способности будут влиять на дальнейший жизненный путь каждого: это состояние здоровья, уровень дальнейшего образования, жизненная позиция, дисциплинированность, трудоустройство.

В условиях здоровьесохраняющего педагогического процесса в части повышения двигательной активности можно выделить основные требования к современному уроку физкультуры в классах среднего звена [4]:

  1. Создание здорового психологического климата с учетом индивидуальных возможностей учащихся, сотрудничество с ними.
  2. Реализация основного принципа педагогической помощи ребенку –поверить в свои силы, увидеть реальные возможности, которые заложены в нем природой.
  3. Сочетание учеников в группы, опираясь на физическую и психологическую совместимость учеников.
  4. Осуществление индивидуального подхода к организации домашних заданий с учетом возможностей учащихся.
  5. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися; осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями; наличие в содержательной части урока теоретических вопросов, направленных на познание собственного организма.
  6. Максимальное использование оздоровительных средств физического воспитания, формирования физической культуры личности.
  7. Обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля по состоянию здоровья.

Предложенная нами методика развития двигательных навыков и физических качеств предполагает оптимальное распределение подготовленного с учетом возрастных особенностей учащихся учебного материала в течение преддипломной практики. При этом общие задачи по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных учебных заведений остаются неизменными.

Предлагаемая методика помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности учащихся с помощью правильного планирования урока физкультуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как физиология, психология, спортивная медицина, практический опыт [5].

Средства и методы развития скоростно-силовых качеств.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств можно условно разделить на группы:

1. С преодолением веса собственного тела:

– быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега, различных по длине и скорости в глубину, в высоту, силовые упражнения;

2. С различными дополнительными отягощениями в беге, в прыжковых упражнениях, в прыжках и метаниях.

3. С использованием сопротивления внешней среды: бег и прыжки в гору и вниз против ветра и по ветру.

4. С преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях:

– в упражнениях с отягощениями различного веса и вида (набивные мячи весом 1-2 кг).

Скоростно-силовая подготовка должна способствовать развитию быстроты движений и силы мышц, включая три основных направления скоростное, скоростно-силовое и силовое.

Скоростное направление. Решается задача повышения скорости, выполнения основного упражнения или отдельных его элементах и их сочетаний.

Следует облегчать условия выполнения этих упражнения: бег со старта, ускорение или разбег под горку, с увеличением длины разбега 2-4 беговых шагов.

Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью – 90-95% от максимума. Быстрота движений достигается за счёт совершенствования координации движений и согласованности в работе мышц.

Для повышения быстроты движений следует использовать групповой метод проведения занятий. При совместных стартах, ускорениях и беге на отрезках у занимающихся появляется стремление ускорить движение, достичь ещё большей скорости. Необходимо заниматься в облегченных условиях, позволяющих выполнить движение с быстротой, превышающей достигнутую [6].

Для этого используется бег с укороченными шагами, бег с ускорением, бег по наклонной дорожке (наклон 2 - 3°), выбрасывание со старта с помощью резиновых амортизаторов.

Повысить установившуюся максимальную быстроту движений или скорость бега можно также с помощью громких ускоряющихся ритмичных звуков, в темпе которых бегун стремится удержать частоту своих шагов.

Скоростно-силовое направление.

Решается задача увеличения силы мышц и скорости движений.

Используются основные упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями.

Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью – 80-95% от максимальной. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений.

Комплекс упражнений скоростно-силовой направленности для экспериментальной группы:

1. Прыжки на месте (10 - 20 прыжков по 3 - 4 повторения, отдых 1.5 - 2 мин.);

2. Прыжки с продвижением вперед (15 - 20 м по 6 - 8 раз, отдых 1.5 - 2 мин);

3. Прыжки через набивные мячи (6-8 повторений, отдых 1.5 - 2 мин);

4. Прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд (10-12 перепрыгиваний, повторить 4-6 раз, отдых 1.5 - 2 мин):

5. Опорный прыжок через козла (10-14 прыжков);

6. Бег по лестнице через две ступеньки (4 - 6 попыток);

7. Бег на одной ноге на отрезках 10 - 15 м:

а) с фиксацией времени;

б) на выигрыш.

8. Прыжки на двух ногах, спрыгивая и напрыгивая на различные возвышения.

9. Прыжок на одной ноге («пистолетик») – быстро подняться или выпрыгнуть вверх.

10. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

11. Прыжки на двух или одной ноге из круга в круг. Круги рисуются мелом на полу (всего 10-15 кругов).

12. Спрыгивание с возвышения (20 - 30 см) на одну или две ноги с последующим прыжком в длину и приземлением на две ноги.

13. Прыжки (толчком обеих) через резиновый шнур вперёд и назад.

14. Прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую. Выполнять в быстром темпе 15-20 сек.

15. Броски набивных мячей (1 кг.) различными способами (сверху, снизу, сбоку, от груди, от плеча, стоя, сидя, лёжа) [3].

При выполнении упражнений необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Следить за техникой, рисунком движений и ритмом, обращать особое внимание на амплитуду, угловые значения и время проявления максимальных мышечных усилий.
  2. Наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств достигается выполнением упражнений с концентрацией волевых усилий на взрывном характере проявления усилий.
  3. В упражнениях необходимо использовать силу предварительно растянутых мышц, их эластичность, совершенствуя рефлекс на расстояние, а также акцентируя проявление усилий в самом начале движения при смене направления движений.
  4. Число повторений в одном подходе не должно превышать 20-25 в прыжковых упражнениях, 10-15 – в упражнениях с применением малых отягощений, 3 – 5 в упражнениях со средним отягощением.

Силовое направление.

Решается задача развития силы мышц. Для развития силы применяются многочисленные упражнения, которые необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Детям среднего возраста не рекомендуется фиксировать развитие собственно силовых способностей, и поэтому силовые упражнения должны иметь в основном скоростно-силовую направленность с ограничением статических напряжений [4].

При развитии силы у школьниц особое внимание следует обращать на укрепление мышц брюшного пресса, туловища и плечевого пояса.

Рекомендуется такая последовательность использования различных силовых упражнений в одном уроке: сначала даются упражнения для развития скоростной силы, затем максимальной силы и, наконец, силовой выносливости.

Круговой метод развития скоростно-силовых качеств, применяемый в экспериментальной группе.

Время работы на каждой станции – 20 сек. Отдых – 1 мин. Общее время – 16 мин.

Также, нами был применен игровой подход в организации методики развития двигательных навыков и физических качеств.

Всеми этими играми, упражнениями нами решается задача заключительной части урока, направленная на успокоение ребят после нагрузочной работы. Это очень положительно сказывается на обучающихся, т.к. урок физкультуры не всегда стоит в расписании последний. А на практике доказано, что увеличить период оптимальной устойчивой работоспособности организма необходимо за счет практики «перебивки» сложных предметов простыми [2].

В ходе исследования мы выяснили, что игровой метод играет большую роль совершенствовании развитии двигательной активности.

Учитель, наблюдая за обучающимися в игровой деятельности может оценить их поведение в следующем:

  • обучающиеся проявляют инициативу и настойчивость в игре;
  • необходимо дозировать в игровой деятельности нагрузку в соответствии с уровнем физической подготовленности обучающихся;
  • взаимоотношение к игрокам противоположной команды;
  • взаимоотношение к игрокам своей команды;
  • самоанализ собственных ошибок и исправление последующей игре;
  • дисциплинированность и требовательность к себе;
  • отношение к победе или поражению [3].

Таким образом, на основании вышеизложенного, успешное решение задач физического воспитания школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности.

После применения данного комплекса упражнений на развития скоростно-силовых качеств и игровых упражнений, были проведены контрольные испытания (тесты) у учащихся 5 класса (экспериментальной и контрольной групп). Обрабатывались и анализировались полученные результаты.

Список литературы

  1. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям / Н.Н. Боген. Москва: Физкультура и спорт, 2002. – 193с.
  2. Гужаловский А.А. Физическое воспитание в школе / А.А. Гужаловский. – Магнитогорск: Тесей, 2002. – 147 с.
  3. Загорский Б.И. и др. Физическое воспитание / Б.И. Загорский: практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 2001. – 169 с.
  4. Коробков А.В. Физическое воспитание /А.В. Коробков. – Москва: Высш. школа, 2003.– 78 с.
  5. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры / В.Ф. Ломейко. – Москва: Логос, 2000. – 89 с.
  6. Образовательная программа «Физическая культура 1-11 классы», 2015.

Поделиться

1028

Мартиросян Н. А. Интегральный подход в методике совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств у обучающихся 5 класса // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 53-57. URL: https://apni.ru/article/6633-integralnij-podkhod-v-metodike-sovershenstvov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря