Исследование феномена правовой культуры в отечественной юридической науке нашло отражение в 60-70-е гг. прошлого века, посредством использования указанного термина для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. При этом, необходимо отметить, что правовая культура, как социальное явление, представляет собой конкретно-исторический, зависимый от ступени развития классового общества, фенотип, отражающий правовые ценности того или иного общества.
Феномен правовой культуры опирается на базовое понятие культуры и встречается в трактатах эпохи Древнего Рима не просто как сумма правил, но, и, как личностное отношение.
Придерживаемся того понимания, что правовая культура возможна только тогда, когда право будет субъектным, отношенческим, будет выражать интересы отдельных субъектов и общества, учитывать баланс взаимодействий между отдельными субъектами и обществом.
В юридической науке выделяют три основных подхода к понятию «культура»: с точки зрения антропологии, социологии и философии.
С опорой на антропологический подход феномен культуры основывается на материальном, внешнем, либо символическом, что отражает этапы развития человека.
С опорой на социологический подход феномен культуры опирается на ценности общества, его нормы и социальные связи.
С опорой на философский подход феномен культуры отражает содержание или способ бытия (бытие определяет сознание).
Исходя из основ антропологического, социального и философского подходов можно сделать вывод о специфичности правовой культуры и её обособленности от других видов культур и наличии специфического содержания, поскольку, она/правовая культура, характеризует не просто правовые ценности, а является характеристикой субъектов права и отражает степень их правового развития, правового совершенства, механизмы правотворческой деятельности с опорой на правомерные интересы и потребности [2].
Исходя из специфичности правовой культуры можно сделать вывод о том, что одним из её проявлений будут выступать правовые продукты – нормотворческие акты, научные произведения, правовые договоры др.
Исследование продуктов правовой культуры позволяет выделить два существенных отношенческих компонента:
- корреляция качества продуктов правовой культуры и качества правовой культуры субъектов правотворчества и правоприменения;
- взаимосвязь качества продуктов правовой культуры с формированием правовой культуры социальной среды. Т, е, правовая культура опосредованно определяет правовое поведение личности и накладывает мотивационное воздействие мотивы правового поведения: внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; потребности в соблюдении законов и осознания социальной их необходимости; сознательного подчинения требованиям закона; сознания собственных прав и др.
Обобщая компоненты продуктов правовой культуры, отметим, что в общественной и социальной действительности они проявляются в виде права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов [4] и др.
Исследование феномена правовой культуры в его историческом аспекте позволяет сделать вывод о её способности выражать сущность правового государства (является ли государство правовым), поэтому её формирование необходимо осуществлять целенаправленно и систематически у всех слоев населения [3].
Тем самым, можно сделать вывод о том, что правовая культура общества складывается из правовой культуры отдельной личности.
Рассмотрение вопросов об основных характеристиках и содержании (структуре) правовой культуры позволяет выделить её составляющие – духовную и материальную.
Вместе с тем правовая культура разделяется на:
- правовую культуру отдельной личности, поскольку требует от неё различной степени самоотдачи и самореализованности;
- правовую культуру той или иной социальной группы;
- правовую культуру отдельного социума или общества в целом. Правовая культура выступает одним из факторов стабилизации общественного и правового развития посредством влияния на нравственно-духовную сторону жизни отдельных личностей, и способствует укреплению правовых основ общества, его правовому развитию, совершенствованию форм государственности.
Формирование и развитие правовой культуры общества, в общем понимании, осуществляется посредством усвоения и поддержания:
- ожидаемого и общественно одобряемого поведения;
- соблюдения традиций социума и общества;
- проявления статусного и ролевого поведения;
- признания и соблюдения культурных и правовых ценностей и ориентиров.
Представленные формы проявления правовой культуры отдельной личности позволяют успешно адаптироваться в конкретном правовом пространстве и выполнять определенные социальные и общественные функции.
В связи с этим, следует отметить, что правовая культура выполняет целый ряд важнейших функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную, прогностическую.
Высокий уровень правовой культуры непосредственно оказывает влияние на правоприменительную и правотворческую деятельность, повышается результативность их деятельности, совершенствуются связи между разнообразными институтами государства [1].