Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Дидактический потенциал применения проектных технологий в общеобразовательной шк...

Дидактический потенциал применения проектных технологий в общеобразовательной школе на уроке иностранного языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

иностранный язык
информационное общество
личностно-ориентированное обучение
образовательные технологии
творческий потенциал

Аннотация статьи

Статья обсуждает актуальность изучения иностранного языка в современном информационном обществе и роль метода проектов в образовательном процессе. Автор подчеркивает необходимость выбора методов и форм организации учебной деятельности, которые способствуют развитию личности учащихся.

Текст статьи

Новые реалии 21 века, интернационализация всех сторон жизни и особенности информационного общества делают изучение иностранного языка особенно необходимым. Как школьный предмет, иностранные языки открывают широкие возможности. Сегодня в центре внимания находится ученик и его/ее личность. Поэтому основной задачей современного учителя является выбор таких методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые наиболее полно соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы использование новых педагогических технологий в начальной школе становится все более проблематичным. Это не только новые технологические инструменты, но и новые формы и методы обучения.

Цель образовательных технологий заключается в том, чтобы повысить эффективность образовательного процесса и гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Одной из технологий, гарантирующих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов как способ повышения креативности, познавательной активности и самостоятельности.

Метод проектов направлен на то, чтобы вызвать у детей интерес к проблемам, требующим определенного уровня знаний, и продемонстрировать практическое применение полученных знаний через проектную деятельность по решению одной или нескольких проблем.

В последние годы отечественная образовательная практика выявила, что методика метода проектов выдвигается как мощная по широте применения и использования в образовательном процессе в современной школе. При этом образовательный потенциал групповых проектов особенно возрастает, когда процесс совместной деятельности малых групп приводит к созданию совместного продукта. Действуя в группах, учащиеся усваивают социальные нормы и устанавливают свою собственную позицию. Работа над учебными проектами – это один из способов участия учащихся в социально-нормативной деятельности, где они учатся определять границы своей свободы, независимости и ответственности. Более того, метод проектов позволяет каждому участнику индивидуально работать над темами, которые интересуют его больше всего, что, естественно, повышает мотивацию учащихся.

Основная задача преподавателя при обучении английскому языку – стимулировать творческий потенциал учащихся и совершенствовать их навыки владения конкретными языковыми средствами. Метод проектов решает эту дидактическую задачу и, как следствие, позволяет превратить уроки английского языка в занятия, которые действительно интересны, практичны, решают проблемы, знакомые учащимся, и доступные для них с учетом культурных особенностей страны изучаемого языка.

В основе проекта лежит проблема. Для их решения обучающимся необходимо не только знание английского языка, но и знание различных предметов, необходимых и достаточных для решения проблемы. Кроме того, требуются определенные интеллектуальные, творческие и коммуникативные навыки.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Она предусматривает, с одной стороны, обучение при помощи использования различных методов и средствам, а с другой – интеграцию различных знаний и навыков в научной, технической и творческой областях. Метод проектов предполагает определенные педагогические и познавательные методы, которые позволяют учащимся решать проблемы и представлять свои результаты как продукт самостоятельной деятельности.

Использование метода проектов предполагает выполнение ряда требований:

  1. Наличие исследовательской и творческой проблемы или вопроса, требующего комплексного знания и исследовательского поиска ее решения.
  2. Практическая, теоретическая и познавательная значимость ожидаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части (поэтапное проявление результатов).
  5. Использование методов исследования: определение проблемы, результатов исследовательского вопроса, выдвижение гипотезы для ее решения, обсуждение методологии исследования, получение конечных результатов, анализ, обобщение, пересмотр и формулирование выводов из полученных данных.

Проектная технология имеет большую образовательную ценность, поскольку направлена на развитие социальной компетентности учащихся, то есть способности самостоятельно действовать в социальных ситуациях, развивать чувство ответственности за конечный результат, публично выступать и аргументированно представлять свои результаты. Так же метод проектов укрепляет поисковые навыки учащихся. Обучающиеся учатся искать энциклопедии, журналы и сборники задач в библиотеке и использовать Интернет для поиска нужной информации из большого количества информации. Кроме того, использование компьютеров помогает учащимся преодолеть страх перед компьютером и мотивирует их к дальнейшему использованию новых информационных технологий как удобного и практичного средства получения информации.

Преимущества проектной методики можно суммировать следующим образом:

  1. В проектах процесс обучения не ограничивается узкими рамками лингвистических аспектов, а распространяется на сферу отношений и интересов, создавая ситуацию, в которой учащиеся сосредотачиваются на содержании предложений, а не на их языковой форме.
  2. В проектной деятельности учащиеся действуют активно, творчески и самостоятельно, а не являются пассивными исполнителями воли учителя. Таким образом, проектная технология устраняет формальный характер обучения и усиливает их взаимодействие для достижения практических результатов в изучении языка.
  3. Меняются функциональные обязанности ученика и учителя: первый активно участвует в отборе, организации и построении содержания и конкретных уроков обучения иностранному языку; второй выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и уроков.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода проектов на уроках иностранного языка стимулирует исследовательскую деятельность учащихся. Дети учатся искать дополнительную информацию и оттачивают свои навыки работы с компьютером. Кроме того, метод проектов расширяет кругозор ребенка, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, способствует расширению и глубокому формированию языковых знаний, учащиеся выступают в роли авторов. Ученик начинает понимать, что учебный проект – это деятельность по решению интересной проблемы, которую он сам поставил как цель или задачу, а найденный способ решения этой проблемы имеет важное прикладное значение. Ребенок получает эмоциональное подкрепление, которое стимулирует дальнейшие действия и открывает горизонты творчества.

Список литературы

  1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе, 1991. № 3.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – М.: «Академия», 2005.
  3. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №2.
  4. Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроке технологии (трудового обучения в начальной школе) / Н.Б. Скандарова // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – №4. – С. 48-51.
  5. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. – 2002. – № 6.

Поделиться

731

Тимчук А. Д. Дидактический потенциал применения проектных технологий в общеобразовательной школе на уроке иностранного языка // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/6649-didakticheskij-potentsial-primeneniya-proekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря