Новые реалии 21 века, интернационализация всех сторон жизни и особенности информационного общества делают изучение иностранного языка особенно необходимым. Как школьный предмет, иностранные языки открывают широкие возможности. Сегодня в центре внимания находится ученик и его/ее личность. Поэтому основной задачей современного учителя является выбор таких методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые наиболее полно соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы использование новых педагогических технологий в начальной школе становится все более проблематичным. Это не только новые технологические инструменты, но и новые формы и методы обучения.
Цель образовательных технологий заключается в том, чтобы повысить эффективность образовательного процесса и гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Одной из технологий, гарантирующих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов как способ повышения креативности, познавательной активности и самостоятельности.
Метод проектов направлен на то, чтобы вызвать у детей интерес к проблемам, требующим определенного уровня знаний, и продемонстрировать практическое применение полученных знаний через проектную деятельность по решению одной или нескольких проблем.
В последние годы отечественная образовательная практика выявила, что методика метода проектов выдвигается как мощная по широте применения и использования в образовательном процессе в современной школе. При этом образовательный потенциал групповых проектов особенно возрастает, когда процесс совместной деятельности малых групп приводит к созданию совместного продукта. Действуя в группах, учащиеся усваивают социальные нормы и устанавливают свою собственную позицию. Работа над учебными проектами – это один из способов участия учащихся в социально-нормативной деятельности, где они учатся определять границы своей свободы, независимости и ответственности. Более того, метод проектов позволяет каждому участнику индивидуально работать над темами, которые интересуют его больше всего, что, естественно, повышает мотивацию учащихся.
Основная задача преподавателя при обучении английскому языку – стимулировать творческий потенциал учащихся и совершенствовать их навыки владения конкретными языковыми средствами. Метод проектов решает эту дидактическую задачу и, как следствие, позволяет превратить уроки английского языка в занятия, которые действительно интересны, практичны, решают проблемы, знакомые учащимся, и доступные для них с учетом культурных особенностей страны изучаемого языка.
В основе проекта лежит проблема. Для их решения обучающимся необходимо не только знание английского языка, но и знание различных предметов, необходимых и достаточных для решения проблемы. Кроме того, требуются определенные интеллектуальные, творческие и коммуникативные навыки.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Она предусматривает, с одной стороны, обучение при помощи использования различных методов и средствам, а с другой – интеграцию различных знаний и навыков в научной, технической и творческой областях. Метод проектов предполагает определенные педагогические и познавательные методы, которые позволяют учащимся решать проблемы и представлять свои результаты как продукт самостоятельной деятельности.
Использование метода проектов предполагает выполнение ряда требований:
- Наличие исследовательской и творческой проблемы или вопроса, требующего комплексного знания и исследовательского поиска ее решения.
- Практическая, теоретическая и познавательная значимость ожидаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части (поэтапное проявление результатов).
- Использование методов исследования: определение проблемы, результатов исследовательского вопроса, выдвижение гипотезы для ее решения, обсуждение методологии исследования, получение конечных результатов, анализ, обобщение, пересмотр и формулирование выводов из полученных данных.
Проектная технология имеет большую образовательную ценность, поскольку направлена на развитие социальной компетентности учащихся, то есть способности самостоятельно действовать в социальных ситуациях, развивать чувство ответственности за конечный результат, публично выступать и аргументированно представлять свои результаты. Так же метод проектов укрепляет поисковые навыки учащихся. Обучающиеся учатся искать энциклопедии, журналы и сборники задач в библиотеке и использовать Интернет для поиска нужной информации из большого количества информации. Кроме того, использование компьютеров помогает учащимся преодолеть страх перед компьютером и мотивирует их к дальнейшему использованию новых информационных технологий как удобного и практичного средства получения информации.
Преимущества проектной методики можно суммировать следующим образом:
- В проектах процесс обучения не ограничивается узкими рамками лингвистических аспектов, а распространяется на сферу отношений и интересов, создавая ситуацию, в которой учащиеся сосредотачиваются на содержании предложений, а не на их языковой форме.
- В проектной деятельности учащиеся действуют активно, творчески и самостоятельно, а не являются пассивными исполнителями воли учителя. Таким образом, проектная технология устраняет формальный характер обучения и усиливает их взаимодействие для достижения практических результатов в изучении языка.
- Меняются функциональные обязанности ученика и учителя: первый активно участвует в отборе, организации и построении содержания и конкретных уроков обучения иностранному языку; второй выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и уроков.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода проектов на уроках иностранного языка стимулирует исследовательскую деятельность учащихся. Дети учатся искать дополнительную информацию и оттачивают свои навыки работы с компьютером. Кроме того, метод проектов расширяет кругозор ребенка, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, способствует расширению и глубокому формированию языковых знаний, учащиеся выступают в роли авторов. Ученик начинает понимать, что учебный проект – это деятельность по решению интересной проблемы, которую он сам поставил как цель или задачу, а найденный способ решения этой проблемы имеет важное прикладное значение. Ребенок получает эмоциональное подкрепление, которое стимулирует дальнейшие действия и открывает горизонты творчества.