Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области как предмет культурно-исторического дискурса

В работе представлен обзор исследований архитектурного ансамбля православного храма в контексте исторического дискурса на примере храмов Курской губернии. Анализируется историко-культурная ценность храмов Курской губернии.

Аннотация статьи
архитектура
церковное зодчество
православный храм
строительство храмов
Русская Православная Церковь
Ключевые слова

Культурное пространство населённых пунктов нашей страны не представляется возможным увидеть без православного храма. Каждый православный храм обладает определенной символикой православия. В связи с чем каждый элемент храмового ансамбля имеет особое значение, например: в честь кого или какого события возводился, также имеет значение и количество куполов, величественно возносящихся в небо. Архитектурные особенности каждого православного храма в средовом пространстве свидетельствуют о культурно-исторических событиях, времени его строительства.

В контексте метафорического образа архитектура представляет собой каменную летопись мира. Говоря о культовых сооружениях, то «… это свидетельство в камне духовного горения человека, его устремлений к горнему, божественному началу» [3]. Облик каждого православного храма несет огромную символическую нагрузку, отражающуюся в архитектонике внутреннего пространства. «В Храме и его символике люди находили столь волнующие ответы на их вопросы о смысле жизни, о трансцендентных истоках и онтологическом устройстве мира их видения, созерцания, припоминания и глубинной мысли» [4].

Рассматривая архитектурное наследие православия, мы можем обратиться к исследованиям различных научных областей, так как тенденцией современности является стремление к интеграции различных областей знания в постижении такого многомерного явления как культовая архитектура в целом, которая может быть презентована в ракурсе философии, богословии, эстетики, социологии, истории, культурологии.

Предметом культурно-исторического дискурса в данной работе является рассмотрение православных храмов Курской губернии на примере Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области.

Согласно архивным документам, сведения о существовании первых храмов Курской губернии можно проследить ещё с начала XI века. В Курской губернии можно увидеть множество великолепных храмов с различными архитектурными ансамблями. Мы же обратимся к рассмотрению Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области.

Рис. 1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области (наши дни)

Сведения об истории строительства Храма Покрова Пресвятой Богородицы в первозданном виде, к сожалению, были утеряны. Согласно сведениям Н. А. Немцева, он был построен в конце 19 века, наименование его также упоминается по-разному, то Знаменская церковь, то Покровская [2].

Согласно исследованиям Т.И. Долженковой «можно предположить, что строительство было завершено в первую половину 1917 года, так как в это время епископу Рыльскому Феофану было подано два прошения о переводе на службу в мармыжанский храм псаломщиком «на полную часть дохода» служителей других церквей губернии. Таким образом, на основании косвенных данных можно утверждать, что строительство церкви было завершено в начале 1917 года» [2].

В Архивных материалах обозначено, что в 1923 году храм имел название Знаменский. Это было связано с регистрацией православного религиозного общества Знаменской церкви села Мармыжи Липовчанской волости Щигровского уезда [5]. Согласно описи церковного имущества за 1923 год: «церковь каменная, крестообразной формы, с такой же колокольней (с тремя колоколами), с деревянным полом, цементными сводами, крытая железом с деревянными крестами наверху. Церковь в длину 40 аршин, в ширину 12 аршин, в высоту - 24 аршина, в кресте – 24 аршина, дверей -6, окон – 28, печей нет. Иконостас двухъярусный, деревянный с позолотой с 3 дверями высотой 8 аршин, шириной 1 аршина. Икон в иконостасе 16,…. храм освещался четырьмя люстрами металлическими, в храме было 9 подсвечников-семисвечников; ….. В колокольне было три колокола» [6].

В 1940 году решением президиума Курского облисполкома она была закрыта и передана райисполкому на «культурные цели» [7]. В 1959 году Храм был разобран. В прошлом с. Мармыжи состояли из 920 дворов, ныне осталось всего шесть. Местные жители говорили: «Разрушили храм – и умерло село» [1].

https://gorenka.org/images/religia/prihod/marmyzhi4.jpg

Рис. 2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области в годы Великой Отечественной войны

Исторические события 1980 – 1990-х годов стали началом восстановления разрушенных и возведения новых церквей, и одновременному поиску стиля духовной архитектуры [2]. Последующие события возведения храма связаны с именем В. М. Клыкова – известного советского и российского скульптора, народного художника России, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата государственных премий и обладателя Золотой медали Академии художеств СССР, создателя более 200 скульптурных работ [2].

Вячеслав Михайлович был уроженцем села Мармыжи и считал своим долгом перед лицом предков возродить храм по своему проекту и за собственные средства, а также и за счет средств пожертвований. Им была проведена грандиозная работа по созданию храма Покрова Пресвятой Богородицы на месте разрушенного.

Строительство началось в 1994 году, а завершилось в 2007 году. Храм был выполнен в древнерусском стиле. Работа была организована и проведена В.М. Клыковым и его земляками: Н. Богатищевым и курским депутатом В. Хариным.

Архитектурной особенностью данного храма стала его схожесть с Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли XII в., чего Вячеслав Михайлович не отрицал. Говоря о замысле, он акцентировал внимание на том, что Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли XII в. был первым, освящённым в честь данной иконы на Руси. Для всех православных праздник Покрова – символ заступничества самой Богородицы. Так и на его малой родине праздник был престольным. А «памятник русского зодчества, коим является храм Покрова на Нерли, считается самым совершенным храмом на Руси, снискавшим всемирную известность и народную любовь. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО» [2].

Что же касается архитектурной схожести данных храмов, то можно увидеть, что «храмы крестово-купольные, одноглавые, четырехстолпные, трехапсидные, с тремя продольными нефами. В мармыжанском храме не так сильно искажены пропорции, как в храме Покрова на Нерли, и тяжеловесный объем основания уравновешен соразмерной главой, что в свою очередь напоминает Дмитриевский собор.

Немного отличаются купола: небесно-голубой с золотыми звездами купол современного храма символизирует освящение в честь Богородицы. Его византийская шлемовидная форма как бы напоминает о воинстве, о духовной брани с силами зла. Купол Дмитриевского собора тоже выполнен в форме богатырского шлема, но он золоченный и более пологий. В отличие от них купол храма Покрова на Нерли - темный, луковичный. Однако из документальных источников архива Боголюбского монастыря известно, что существующий луковичной формы купол – поздний, он выполнен в 1803 году. Исследователь Власюк А. И. убедительно доказывает, что первоначальная форма купола – «шлемовидная, типа купола Дмитриевского собора» [2].

Как отражено в работе Т.И. Долженковой «уникальным в курском храме является то, что по верхней линии барабана приводятся слова молитвы Животворящему кресту: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твоё; победы православным христианам на сопротивные даруя и твоё сохраняя крестом твоим жительство» [2].

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Мармыжи) с четырех сторон украшен белокаменной резьбой (барельефами), характерной для владимиро-суздальского зодчества ХП-ХШ вв. Здесь представлена целая галерея скульптурных портретов: Ослябя и Пересвет, Александр Невский и Дмитрий Донской, Борис и Глеб, Антоний Великий, Феодосий Печерский, Иоанн Кронштадтский, святой Пантелеймон и равноапостольные Кирилл и Мефодий, Вячеслав князь Чешский и Тихон Московский. На стенах храма Покрова на Нерли сохранились 12 скульптурных портретов, а вот скульптуры святых, выполненные в рост, украшают стены Дмитриевского собора [2].

В своей работе скульптор продублировал отражение языческой символики, которую мы можем увидеть в работе на боковых закомарах, украшенных барельефами с изображением грифона справа и птицы, побеждающей змею, - слева [2].

Стены здания с внешней стороны оформлены аналогично владимиро-суздальским храмам домонгольского периода. Интерьер подобен владимирским храмам. Внутреннее пространство церкви воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей, а также в храме можно увидеть деревянный иконостас, иконы, написанные в Курской иконописной мастерской [2, с.1].

Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен на открытом пространстве, что даёт возможность созерцать его на лоне курских просторов.

Резюмируя можно сказать, что архитектурной особенностью Храма Покрова Пресвятой Богородицы является его оформление в традициях владимиро-суздальского зодчества ХII-ХIII вв. А архитектура православного храма способствует обращению к истокам для определения исторической памяти, культурного кода нашего народа.

Текст статьи
  1. Горенка. Православный интернет журнал. https://gorenka.org/index.php/kurskaya-mitropoliya/476-sovetskij-r-n-s-marmyzhi (дата обращения 25.07.2021).
  2. Долженкова, Т. И. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Курской области как пример реминисценции владимиро-суздальской архитектуры // История: факты и символы. 2021. №1 (26).
  3. Живаева, О.О. Православный храм как предмет культурно-исторического дискурса // Архонт. 2020. №5 (20).
  4. Локонова, Е.Л. Храм как культурно-символический текст : на примере православного Храма : диссертация ... кандидата философских наук : Ростов-на-Дону, 2008. - 157 с.
  5. Ф.Р- 1287.Оп. 1.Д.260.Л.2
  6. Ф.Р- 1287.Оп. 1.Д.260.Л.4-5.
  7. Ф.Р- 3322.Оп. 4. Д.10. Л.7, 19; Д. 65. Л.175.
Список литературы