Культурное пространство населённых пунктов нашей страны не представляется возможным увидеть без православного храма. Каждый православный храм обладает определенной символикой православия. В связи с чем каждый элемент храмового ансамбля имеет особое значение, например: в честь кого или какого события возводился, также имеет значение и количество куполов, величественно возносящихся в небо. Архитектурные особенности каждого православного храма в средовом пространстве свидетельствуют о культурно-исторических событиях, времени его строительства.
В контексте метафорического образа архитектура представляет собой каменную летопись мира. Говоря о культовых сооружениях, то «… это свидетельство в камне духовного горения человека, его устремлений к горнему, божественному началу» [3]. Облик каждого православного храма несет огромную символическую нагрузку, отражающуюся в архитектонике внутреннего пространства. «В Храме и его символике люди находили столь волнующие ответы на их вопросы о смысле жизни, о трансцендентных истоках и онтологическом устройстве мира их видения, созерцания, припоминания и глубинной мысли» [4].
Рассматривая архитектурное наследие православия, мы можем обратиться к исследованиям различных научных областей, так как тенденцией современности является стремление к интеграции различных областей знания в постижении такого многомерного явления как культовая архитектура в целом, которая может быть презентована в ракурсе философии, богословии, эстетики, социологии, истории, культурологии.
Предметом культурно-исторического дискурса в данной работе является рассмотрение православных храмов Курской губернии на примере Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области.
Согласно архивным документам, сведения о существовании первых храмов Курской губернии можно проследить ещё с начала XI века. В Курской губернии можно увидеть множество великолепных храмов с различными архитектурными ансамблями. Мы же обратимся к рассмотрению Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области.
Рис. 1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области (наши дни)
Сведения об истории строительства Храма Покрова Пресвятой Богородицы в первозданном виде, к сожалению, были утеряны. Согласно сведениям Н. А. Немцева, он был построен в конце 19 века, наименование его также упоминается по-разному, то Знаменская церковь, то Покровская [2].
Согласно исследованиям Т.И. Долженковой «можно предположить, что строительство было завершено в первую половину 1917 года, так как в это время епископу Рыльскому Феофану было подано два прошения о переводе на службу в мармыжанский храм псаломщиком «на полную часть дохода» служителей других церквей губернии. Таким образом, на основании косвенных данных можно утверждать, что строительство церкви было завершено в начале 1917 года» [2].
В Архивных материалах обозначено, что в 1923 году храм имел название Знаменский. Это было связано с регистрацией православного религиозного общества Знаменской церкви села Мармыжи Липовчанской волости Щигровского уезда [5]. Согласно описи церковного имущества за 1923 год: «церковь каменная, крестообразной формы, с такой же колокольней (с тремя колоколами), с деревянным полом, цементными сводами, крытая железом с деревянными крестами наверху. Церковь в длину 40 аршин, в ширину 12 аршин, в высоту - 24 аршина, в кресте – 24 аршина, дверей -6, окон – 28, печей нет. Иконостас двухъярусный, деревянный с позолотой с 3 дверями высотой 8 аршин, шириной 1 аршина. Икон в иконостасе 16,…. храм освещался четырьмя люстрами металлическими, в храме было 9 подсвечников-семисвечников; ….. В колокольне было три колокола» [6].
В 1940 году решением президиума Курского облисполкома она была закрыта и передана райисполкому на «культурные цели» [7]. В 1959 году Храм был разобран. В прошлом с. Мармыжи состояли из 920 дворов, ныне осталось всего шесть. Местные жители говорили: «Разрушили храм – и умерло село» [1].
Рис. 2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области в годы Великой Отечественной войны
Исторические события 1980 – 1990-х годов стали началом восстановления разрушенных и возведения новых церквей, и одновременному поиску стиля духовной архитектуры [2]. Последующие события возведения храма связаны с именем В. М. Клыкова – известного советского и российского скульптора, народного художника России, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата государственных премий и обладателя Золотой медали Академии художеств СССР, создателя более 200 скульптурных работ [2].
Вячеслав Михайлович был уроженцем села Мармыжи и считал своим долгом перед лицом предков возродить храм по своему проекту и за собственные средства, а также и за счет средств пожертвований. Им была проведена грандиозная работа по созданию храма Покрова Пресвятой Богородицы на месте разрушенного.
Строительство началось в 1994 году, а завершилось в 2007 году. Храм был выполнен в древнерусском стиле. Работа была организована и проведена В.М. Клыковым и его земляками: Н. Богатищевым и курским депутатом В. Хариным.
Архитектурной особенностью данного храма стала его схожесть с Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли XII в., чего Вячеслав Михайлович не отрицал. Говоря о замысле, он акцентировал внимание на том, что Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли XII в. был первым, освящённым в честь данной иконы на Руси. Для всех православных праздник Покрова – символ заступничества самой Богородицы. Так и на его малой родине праздник был престольным. А «памятник русского зодчества, коим является храм Покрова на Нерли, считается самым совершенным храмом на Руси, снискавшим всемирную известность и народную любовь. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО» [2].
Что же касается архитектурной схожести данных храмов, то можно увидеть, что «храмы крестово-купольные, одноглавые, четырехстолпные, трехапсидные, с тремя продольными нефами. В мармыжанском храме не так сильно искажены пропорции, как в храме Покрова на Нерли, и тяжеловесный объем основания уравновешен соразмерной главой, что в свою очередь напоминает Дмитриевский собор.
Немного отличаются купола: небесно-голубой с золотыми звездами купол современного храма символизирует освящение в честь Богородицы. Его византийская шлемовидная форма как бы напоминает о воинстве, о духовной брани с силами зла. Купол Дмитриевского собора тоже выполнен в форме богатырского шлема, но он золоченный и более пологий. В отличие от них купол храма Покрова на Нерли - темный, луковичный. Однако из документальных источников архива Боголюбского монастыря известно, что существующий луковичной формы купол – поздний, он выполнен в 1803 году. Исследователь Власюк А. И. убедительно доказывает, что первоначальная форма купола – «шлемовидная, типа купола Дмитриевского собора» [2].
Как отражено в работе Т.И. Долженковой «уникальным в курском храме является то, что по верхней линии барабана приводятся слова молитвы Животворящему кресту: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твоё; победы православным христианам на сопротивные даруя и твоё сохраняя крестом твоим жительство» [2].
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Мармыжи) с четырех сторон украшен белокаменной резьбой (барельефами), характерной для владимиро-суздальского зодчества ХП-ХШ вв. Здесь представлена целая галерея скульптурных портретов: Ослябя и Пересвет, Александр Невский и Дмитрий Донской, Борис и Глеб, Антоний Великий, Феодосий Печерский, Иоанн Кронштадтский, святой Пантелеймон и равноапостольные Кирилл и Мефодий, Вячеслав князь Чешский и Тихон Московский. На стенах храма Покрова на Нерли сохранились 12 скульптурных портретов, а вот скульптуры святых, выполненные в рост, украшают стены Дмитриевского собора [2].
В своей работе скульптор продублировал отражение языческой символики, которую мы можем увидеть в работе на боковых закомарах, украшенных барельефами с изображением грифона справа и птицы, побеждающей змею, - слева [2].
Стены здания с внешней стороны оформлены аналогично владимиро-суздальским храмам домонгольского периода. Интерьер подобен владимирским храмам. Внутреннее пространство церкви воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей, а также в храме можно увидеть деревянный иконостас, иконы, написанные в Курской иконописной мастерской [2, с.1].
Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен на открытом пространстве, что даёт возможность созерцать его на лоне курских просторов.
Резюмируя можно сказать, что архитектурной особенностью Храма Покрова Пресвятой Богородицы является его оформление в традициях владимиро-суздальского зодчества ХII-ХIII вв. А архитектура православного храма способствует обращению к истокам для определения исторической памяти, культурного кода нашего народа.