Введение нового образовательного стандарта существенно изменило всю образовательную ситуацию: важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников. Эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы, способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.
Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».
В дошкольном возрасте овладение социальным пространством человеческих отношений происходит через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок осваивает социальные формы выражения чувств и эмоций. Постепенно развивается его умение определять эмоциональное состояние других людей. Некоторые эмоции определяются ими быстрее и легче, такие как, например, гнев, грусть, страх. Другие пока еще требуют подсказки взрослого человека. В этом возрасте завязываются первые дружеские отношения, хотя ясного понимания, что такое дружба, у детей пока еще нет. Тем не менее, поведение с друзьями и поведение с чужими людьми будет отличаться. Эмоциональная отзывчивость может проявляться по отношению к друзьям во взаимной заботе, помощи, обмене опытом.
В русской народной сказке заключено богатое содержание, выраженное красивым, художественным языком, который дети начинают использовать в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, но и развитию творчества, положительных эмоций самих дошкольников.
Сказка, по мнению А.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого».
В сказке, в основе ее морали, заложено здоровое начало, и с этой позиции поведение ее героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает современного слушателя, потому что она преподносит обличенную в художественную форму жизненную правду.
В дошкольном возрасте у детей чрезвычайно ярко выражен интерес к деятельности окружающих, стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им, если не реально, то хотя бы мысленно, в воображаемом плане.
Эмоционально-чувственное восприятие художественного произведения ребенком-дошкольником носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним.
Та деятельность, которая при этом осуществляется ребенком, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия и обстоятельства являются воображаемыми.
Чтение и понимание сказок может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы. Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку, мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, как повествование закончено; они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх. Многие народные сказки внушают детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними нужно придавать особое значение.
В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги.
Слушая сказки, дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной отзывчивости дошкольников. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.