Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через приобщение к сказкам

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через приобщение к сказкам

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

эмоциональная сфера
психические процессы

Аннотация статьи

В статье описываются условия развития эмоциональной отзывчивости у детей, взаимодействия с окружающим миром через приобщение к сказке.

Текст статьи

Введение нового образовательного стандарта существенно изменило всю образовательную ситуацию: важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников. Эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы, способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».

В дошкольном возрасте овладение социальным пространством человеческих отношений происходит через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок осваивает социальные формы выражения чувств и эмоций. Постепенно развивается его умение определять эмоциональное состояние других людей. Некоторые эмоции определяются ими быстрее и легче, такие как, например, гнев, грусть, страх. Другие пока еще требуют подсказки взрослого человека. В этом возрасте завязываются первые дружеские отношения, хотя ясного понимания, что такое дружба, у детей пока еще нет. Тем не менее, поведение с друзьями и поведение с чужими людьми будет отличаться. Эмоциональная отзывчивость может проявляться по отношению к друзьям во взаимной заботе, помощи, обмене опытом.

В русской народной сказке заключено богатое содержание, выраженное красивым, художественным языком, который дети начинают использовать в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, но и развитию творчества, положительных эмоций самих дошкольников.

Сказка, по мнению А.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого».

В сказке, в основе ее морали, заложено здоровое начало, и с этой позиции поведение ее героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает современного слушателя, потому что она преподносит обличенную в художественную форму жизненную правду.

В дошкольном возрасте у детей чрезвычайно ярко выражен интерес к деятельности окружающих, стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им, если не реально, то хотя бы мысленно, в воображаемом плане.

Эмоционально-чувственное восприятие художественного произведения ребенком-дошкольником носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним.

Та деятельность, которая при этом осуществляется ребенком, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия и обстоятельства являются воображаемыми.

Чтение и понимание сказок может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы. Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку, мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, как повествование закончено; они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх. Многие народные сказки внушают детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними нужно придавать особое значение.

В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги.

Слушая сказки, дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной отзывчивости дошкольников. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Эмоциональные сказки: Сказки-подсказки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
  2. Вайнер, М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С.64.
  3. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина- 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.-160 с.
  4. Доронова, Т. «Что за прелесть эти сказки!» / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
  5. Зинкевич, Т.Д. - Евстигнеева. Основы сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2007.
  6. Князева, О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.-93с.
  7. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис, 2006.-208 с.

Поделиться

635

Рыжкина Е. А. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через приобщение к сказкам // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/6653-razvitie-emotsionalnoj-otzivchivosti-doshkoln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря