На современном этапе для обеспечения качественного дошкольного образования значительное внимание уделяется разностороннему развитию ребёнка-дошкольника. При этом, чем более разнообразны виды детской деятельности и сюжетно-ролевые игры как средство организации творческой деятельности дошкольников, тем быстрее ребенок осваивает социально-коммуникативные и практические навыки и умения, необходимые ему для творческого отображения реальной действительности.
Согласно теоретическим представлениям, личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).
Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми – необходимое условие психического и личностного развития ребенка, оно выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе.
Ведущей деятельностью, то есть деятельностью, в ходе которой наилучшим образом развивается психика и личность ребенка, на протяжении всего дошкольного детства является игра – сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игры с правилами. Особое место занимают такие игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство воспитания и обучения дошкольников.
Но игра не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В дошкольный период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, конструирует, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта – рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и, главное – представлением о том, что должно быть сделано.
К концу дошкольного возраста складываются новые мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудач. Ребенок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю. Обобщение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании окружающими, в их сопереживании (М.И. Лисина).
Именно в детстве для комфортного самочувствия, для полноценной уверенности в себе ребенку нужно игровое взаимодействие со сверстниками как подлинная социальная практика, умело направляемая взрослым.
Психологи считают, что одной из главных движущих сил человеческого поведения вообще является социальный интерес, социальность, наиболее наглядно проявляющаяся в игре и в социальной коммуникации. Зарождение произвольности психических процессов происходит в сюжетно-ролевых играх и играх с правилами (А.Н. Леонтьев). Поэтому у детей, активно играющих до школы, отмечается более ранняя и большая сформированность основ произвольного внимания, памяти, мышления, умения действовать по инструкции.
Период наибольшего расцвета сюжетно-ролевой игры приходится на возраст 5-7 лет (Д.Б. Эльконин). В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются такие операциональные компоненты как: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, умение соотносить свои действия с образцом, подчиняться правилу, выполняя в течение длительного времени. Недоразвитие игры, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит ребенку непоправимый ущерб. В условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно.
Работа с детьми была начата с формирования представлений о родном крае, о тех людях, которые живут в нем. Ребята узнали, историю своего города, о его достопримечательностях, познакомились с творчеством поэтов и писателей Белогорья. Узнали интересные факты о литературном прошлом и настоящем Белгородской области.
Большие возможности в воспитании интереса к творческим профессиям раскрывались в ходе массовых мероприятий, которые проводились в детском саду и для жителей города. Такие мероприятия с участием детей и их родителей дали толчок к развитию сюжетно-ролевых игр «Праздник в городе», «Веселая ярмарка», «Проводы зимушки-зимы». В ходе игр у детей формировались представления о творческих профессиях людей Белгородской области.
Вся образовательная деятельность была направлена на закрепление полученных знаний путём пересказа и составлений рассказов из личного опыта, на формирование творческих умений и навыков, в придумывании собственных творческих рассказов. Дети высказывали своё мнение о труде земляков творческих профессий.
Для повышения познавательной активности и создания положительной эмоциональной атмосферы, применялись различные игровые приёмы. Именно играя, дети могли лучше усвоить полученные знания, систематизировать и закрепит их.
В музее народной культуры дошкольники пробовали изготовить свои тряпичные куклы. Большой интерес вызвали работы мастеров народной игрушки. Ребята рассматривали необычные формы игрушек, особенности орнамента и колорита. Данная работа способствовала приобщению детей к творческим профессиям, народным традициям.
Работа невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. На собраниях родители знакомились с работой, которая проводилась с детьми в детском саду по ознакомлению с людьми творческих профессий. У родителей формировалось понятие, что знакомство с творческими людьми и их произведениями очень важно для полноценного развития ребёнка.
Таким образом, систематическая работа по использованию разнообразных средств воспитания, оказывает большое воздействие на чувства детей, при этом развивается и совершенствуется их речь, интеллект, формируется образно-наглядное мышление, воображение и индивидуальность ребёнка, которая определяет его жизненный путь и душевные устремления.