Автор(-ы):
Валуйская Татьяна Григорьевна
Коленкина Людмила Ивановна
29 июня 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлены основные методы активного обучения, используемые в образовательном процессе. Дана характеристика активных методов обучения, позволяющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности. Востребованность АМО обусловлена требованием ФГОС и социальным заказом на формирование личности выпускника общеобразовательной школы, обладающей личностными, метапредметными, социальными, предметными компетенциями.
Текст статьи
Обновление процесса обучения приводит каждого учителя к пониманию того, что нужно искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания и показывать высокие результаты по предмету? Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий для осмысления учения, включения в него обучающегося на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается его логикой и уровнем развития учебной мотивации, которые определяют уровень познавательной активности человека.
И. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.
Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока (Ю.Н. Емельянов):
Можно основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям (С.В. Петрушин): по характеру учебно-познавательной деятельности, по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач, по численности участвующих.
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.
По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.
Выделяются три основных типа методов активного обучения (Воронова А.А.).
Метод анализа конкретных ситуаций.
Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: это может быть иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъектно-субъектный характер общения участников.
Игровое моделирование или имитационные игры подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.
Каждый вид активных методов обучения имеет свою специфику содержания и организации взаимодействия между участниками. Для того, чтобы процесс обучения был направлен не только на получение знаний и умений, а был познавательным и развивающим, педагог должен использовать во время занятия не один определённый метод, а их взаимосвязанный комплекс.
Таким образом, активные методы обучения направлены на организацию сотрудничества педагога и учащихся, что позволяет значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса.
Список литературы
Поделиться
Валуйская Т. Г., Коленкина Л. И. Активные методы обучения на уроках как фактор успешной реализации ФГОC // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/6655-aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokakh-kak-fak