Проблема тревожности среди студентов в России является актуальной и важной. Студенческая жизнь сопряжена с большим числом стрессовых ситуаций, которые могут вызывать тревогу. Например, это может быть связано с высокими требованиями к успеваемости, финансовыми проблемами, отсутствием поддержки со стороны семьи, неопределенностью в планах на будущее и т.д. Тревожность среди студентов может иметь серьезные последствия для их физического и психического здоровья, а также для учебной и социальной активности. Она может привести к снижению концентрации и памяти, ухудшению учебных результатов, преждевременному бросанию обучения, а также снижению самооценки и нарушению социальной адаптации.
Решение проблемы тревожности среди студентов требует комплексного подхода. Важно создать в университетах и колледжах условия для поддержки студентов, как академической, так и эмоциональной. Это может включать в себя проведение тренингов по управлению стрессом, формирование групп для психологической поддержки, расширение сети социальных служб и т.д.
Поиск эффективных методов предотвращения и управления тревожностью у студентов – задача, которой стоит уделить внимание вузам, образовательным организациям, правительству и обществу в целом. Только совместными усилиями можно добиться снижения уровня тревожности среди студентов и обеспечить им условия для успешной учебы, развития и самореализации.
Высокая тревожность среди студентов может приводить к ухудшению их обучения, здоровья и общего благополучия. Студенты часто сталкиваются с большим количеством стрессовых ситуаций, таких как экзамены, дедлайны, социальное давление, адаптация к новой среде и т.д. Состояние тревожности может приводить к снижению концентрации и памяти, что может отрицательно сказаться на успеваемости студента. Более того, длительное нахождение в состоянии тревожности может привести к развитию психологических и физических проблем, таких как депрессия, бессонница, усталость, головные боли и т.д.
Поэтому проблема тревожности среди студентов требует внимания и решения. Необходимо создавать условия для уменьшения стрессовых факторов и обучать студентов методам управления своими эмоциями и стрессом. Одним из таких методов может стать когнитивно-поведенческая терапия.
Изучение влияния когнитивно-поведенческой терапии на снижение уровня тревожности и нервно-психического напряжения у студентов крайне значимо для теоретической и практической психологии.
В отечественной психологической литературе большое количество работ посвящены тревожности: В.С. Мерлин, А.М. Прихожан, Р.В. Овчарова, и др. Также данную проблему изучали зарубежные ученые: М. Аворд, Р. Тэммл, Р. Дорки, В. Амен, М. Раттер и пр.
Многими учеными тревожность отмечается как психическое состояние В.М.Астапова, Н.Д.Левитова, В.В.Суворова, А.В.Толстых, Д.И. Фельдштейна и др.
В отечественной и зарубежной психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности.
Ч. Д. Спилбергер определяет тревожность как свойство личности, а К. Изард – как комплексное сплетение фундаментальных эмоций.
По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или временно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [1].
По определению А.В. Петровского [2]: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [3].
В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [4].
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это психологическая терапия, которая помогает людям изменить свой негативный образ мышления и поведение, которые могут привести к психологическим проблемам, таким как тревожность и депрессия. На сегодняшний день это направление психотерапии является наиболее исследуемым в науке. В частности, доказана значительная его эффективность в терапии тревожности и тревожных расстройств [5].
КПТ может играть важную роль в снижении тревожности у студентов. Во-первых, она может помочь студентам узнать свои негативные мысли и переоценить их, заменяя их более реалистичными и конструктивными мыслями. Это может помочь студентам справиться со стрессом, связанным с экзаменами, проектами и другими учебными заданиями.
Во-вторых, КПТ может помочь студентам научиться управлять своим поведением и реагировать на стресс более эффективно. Например, студенты могут учиться методам расслабления и дыхательным упражнениям, чтобы снизить уровень нервозности и напряжения.
И, наконец, КПТ может помочь студентам научиться управлять своим временем и приоритетами, что может снизить их уровень стресса. Студенты могут учиться планировать свое время, устанавливать цели и разрабатывать стратегии для достижения этих целей.
Чтобы изучить влияния когнитивно-поведенческой терапии на снижение уровня тревожности у студентов было организовано экспериментальное исследование. Базой исследования выступил Колледж Челябинского государственного университета. В нем приняли участие 65 студентов в возрасте от 16 до 18 лет.
Далее были отобраны две группы (экспериментальная и контрольная), которые участвовали в дальнейшей экспериментальной работе, по 10 студентов в каждой группе. Отбор в группы проводился на основе проведения теста «Шкала тревожности» Ч.Д. Спилбергера. В группы были отобраны студенты, показавшие наиболее высокие результаты по уровню тревожности.
В эмпирической части исследования использован метод описательной статистики, сравнительный анализ, корреляционный анализ. Для сравнительного анализа выбран U-критерий Манна-Уитни. Для оценки эффективности проведения программы КПТ используем критерий математической статистики Т-критерий Вилкоксона. Далее представим результаты констатирующего эксперимента по методике «Шкала тревожности» Ч.Д. Спилбергера в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике Шкала тревожности» Ч.Д. Спилбергера, %
Тревожность |
Выраженность тревожности в группах респондентов, % чел. | ||
Всего по выборке |
ЭГ |
КГ | |
Низкий |
29,3 |
0 |
0 |
Средний |
36,9 |
0 |
10 |
Высокий |
33,8 |
100 |
90 |
33,8% опрошенных показали высокий уровень тревожности. Эти студенты в настоящее время, возможно, находятся в состоянии стресса. Они испытывают страх и беспокойство из-за различных учебных и внеучебных ситуаций. 36,9% имеют средний уровень тревожности. Страхи, беспокойство и неуверенность имеют менее выраженный характер среди этих студентов и связаны лишь с частью ситуаций, возникающих в их учебной и повседневной жизни. 29,3% имеют низкий уровень тревожности. Такие студенты адекватно оценивают свои возможности и вполне уверенно чувствуют себя в различных жизненных ситуациях.
В целом высокий уровень тревожности имеют 33,8% испытуемых.
Для того чтобы исключить различия в группах на начальном этапе использовался U-критерий Манна-Уитни. В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа
Показатели |
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
Uэмп |
p |
---|---|---|---|---|
Тревожность |
110,5 |
99,5 |
44,5 |
– |
По данной методике выявлено, что в выборке 24,6% студентов, характеризующихся дезорганизацией психической деятельности и снижением продуктивности деятельности. 36,9% испытуемых показывают относительную сохранность характеристик психического и соматического состояния. Также 33,8% имеют вторую степень – ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии. Такие студенты могут быть склонны к стрессу в сложных ситуациях. Далее были отобраны студенты в экспериментальную и контрольную группы. В каждой группе по 80% имеет третью степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.
Исходя из вышеуказанного, мы можем сделать вывод, что различия по методикам между контрольной и экспериментальной группе на начальном этапе статистически незначимы.
Далее в экспериментальной группе был проведен тренинг с элементами КПТ. Контрольная группа не подвергалась экспериментальному воздействию.
Основной целью тренинга можно назвать освоение студентами технологий преодоления негативных последствий хронического стресса, а также освоение ими приемов регулирования эмоциональных и душевных состояний. Помимо своей основной задачи, тренинг способствует сплоченности участников, что в дальнейшем также помогает в преодолении трудностей, связанных с учебой. Основной упор при проведении занятий был направлен на закрепление практических умений и методов самопомощи. Также было уделено внимание теоретической составляющей проблемы.
Технологии тренинга:
- мини-лекции;
- ролевые игры и упражнения;
- проективные техники;
- поведенческие техники саморегуляции.
Тренинг состоял из 9 групповых занятий продолжительностью 90 минут с перерывом на 15 минут. Численность участников тренинга – 10 человек. Экспериментальная группа подбиралась так, чтобы в ней было четное число участников. Это желательно при проведении упражнений и заданий.
Для проверки результатов работы был проведен контрольный этап экспериментального исследования с применением методики, которая была использована при проведении констатирующего эксперимента. Было проведено повторное тестирование в обеих группах.
Представим результаты по методике «Шкала тревожности» Ч.Д. Спилбергера в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные результаты по методике «Шкала тревожности» Ч.Д. Спилбергера, %
Тревожность |
Начальный этап |
Контрольный этап | ||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | |
Низкий |
0 |
0 |
10 |
0 |
Средний |
0 |
10 |
50 |
20 |
Высокий |
100 |
90 |
40 |
80 |
40% опрошенных ЭГ показали высокий уровень тревожности. 50% имеют средний уровень тревожности. 10% имеют низкий уровень тревожности. В контрольной группе также наблюдается положительная динамика, но она незначительная.
Аналогичным образом используем U-критерий Манна-Уитни для выявления достоверности различий в группах, результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа
Показатели |
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
Uэмп |
p |
---|---|---|---|---|
Тревожность |
68,5 |
141,5 |
13,5 |
0,01 |
Исходя из вышеуказанного, мы можем сделать вывод, что различия по методикам между контрольной и экспериментальной группе на контрольном этапе статистически значимы. По показателям тревожности уровень значимости результатов 1%.
Также мы рассчитали уровень достоверности сдвига по критерию Вилкоксона. Результаты отображены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты расчет сдвига по критерию Вилкоксона
Показатели |
Uэмп |
p |
---|---|---|
ЭГ (тревожность) |
0* |
0,01 |
КГ (тревожность) |
17** |
– |
Выводы:
Интенсивность сдвигов в уменьшении уровня НПН и тревожности в ЭГ превышает интенсивность сдвигов в сторону их увеличения (р<0,01).
Интенсивность сдвигов в сторону уменьшении уровня тревожности в КГ не превышает интенсивности сдвигов в сторону их увеличения.
Таким образом, можно говорить о том, что исследовательская гипотеза доказана. Осуществление психологической в формате проведения группового когнитивно-поведенческого тренинга может помочь уменьшить симптомы тревожности у студентов.