Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество

Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество

Автор(-ы):

Андрусенко Виктория Олеговна

29 июня 2023

Научный руководитель

Дробот Сергей Александрович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

недуг
государственные служащие
развитие
нормативно-правовой акт
империя
законодательство
взяточничество
статья
сессия
стадия
подданные
злоупотребление

Аннотация статьи

Мысль, что своим служебным положением можно пользоваться с корыстной целью либо для получения другой выгоды, приходила представителям государства с древних времен. Прошло огромное количество времени с тех пор, но на данный момент среди коррупционных преступлений взяточничество занимает лидирующую позицию. Во все времена люди старались бороться с этим людским недугом изо всех сил. В данной статье рассматриваются этапы становления законодательство об ответственности за взяточничество, ее модернизация и основные способы реализации.

Текст статьи

Невозможно точно определить год, в который взял свое начало такой социальный недуг, как взяточничество. Но углубившись в историю России становится возможным определить то, когда с этим злостным недугом начали основательно бороться.

Церковь, еще при появлении Русской Правды (1016 г.), по которой служащие на государство не получали жалование, осуждало такой принцип, по которому мирные люди были обязаны содержать всех государственных служащих как в натуральной форме, так и в денежной, признавала это большим грехом, наравне с пьянством [3].

При принятии Двинской грамоты (XIV в.) устанавливалось предписание, которое гласило: лицо при исполнении на государственной службе, вынесшее незаконное решение или любое лицо, поймавшее преступника с поличным и взявшее от него взятку, сами совершают преступление и должны уплатить штраф в размере 4 рублей.

На стадии появления государственного аппарата (при появлении людей, в компетенцию которых стало входить принимать важные решения, менявшие судьбы богатых и не очень людей) стало заметным то, с чем раньше не приходилось иметь дело настолько часто и что было менее заметным.

К началу XVI века произошло создание группы чиновников, получавшие жалования из казны. Они продолжали кормиться и жить на широкую ногу не благодаря этому, а отныне их хлебом становилась сама должность, высокая и игравшая значение в судьбах людей.

Изначально, уголовную ответственность за взяточничество включал в себя Судебник 1497 года, а позже и Судебник 1550 года. Помещение в тюрьму стало самым распространенным наказанием, которое были выдержать в силах не все.

В XVII веке установилось три вида подношений государственным служащим: «почести», «поминки» и «посулы». Законными признавались «почести» - те подношения, которые делали люди до начала дела и «поминки», устраивавшиеся после окончания дела [8].

Петровский период в истории запомнился как период вездесущего вымогательства и невозможных объемов воровства. Характеризуя период правления Петра I, Василий Осипович Ключевский отмечал: «При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли таких размеров не бывалых прежде – разве только после». Император Петр I желал издать указ, по которому каждый, "кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен" [7]. Его остановило лишь искреннее признание гр. П.И. Ягужинского, состоявшего на должности генерал-прокурора, что все государственные служащие воруют, но только один больше и приметнее, чем другой, и в связи с этим данный указ, скорее всего, императора оставит без подданных. И во второй половине XVII в. наследники Петра I жалованья для большинства государственных служащих и возвращение к допетровскому "кормлению от дел" при помощи "акциденций", величина которых точно не была определена законодательством, бесповоротно решили этот вопрос, и что логично, не в пользу «честных» чиновников [4]. Даже вступивший нормативно-правовой акт в 1713 году, который регламентировал последствия дачи взятки, а конкретнее по которому лицу, заявившему на чиновника-мздоимца, доставалось все недвижимое и движимое имущество этого лица, а в случае, если это сделает достойный гражданин, то ему доставался и чин лица, переломными в борьбе со взяточничеством не стали.

Также во второй половине XVII в., в период снова начавшегося дворцового переворота, во главу государства встала дочь Петра I – Елизавета. Ее одним из первых указов была отмена смертной казни (в том числе за должностные преступления).

Во время правления Екатерины II санкции за взяточничество были не такие строгие, хотя взяточничество так и не утихало в органах власти. Правительница больше уделяла внимание на обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, чем ужесточению мер за совершение корыстных злоупотреблений по службе. Но нужно отметить, что во время правления императрицы, появилась Контора смотрителей, осуществляющая следствие в случае обвинения служащих в должностных преступлениях вместо Юстиц-коллегии. И правда, во второй половине XVIII века отмечалось меньшее количество злоупотреблений со стороны государственных служащих. Ст. 401 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. включала в себя ответственность за мздоимство лица, который состоит на общественной или государственной должности, который по делу или действию, касающемуся обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения своих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином. В следующей статье – ст.402 говорилось о лихоимстве (это процесс, когда взятку получал чиновник для допущения или учинения допущения чего-то, что противоречит его служебным обязанностям) [1].

От самого начала и впредь до конца русско-японской воны отмечалась необходимость усиления ответственности за получение взяток. Всплеск коррупции был настолько заметен, что правительству сразу пришлось оказывать влияние на этот процесс. Дача взятки рассматривалась как самостоятельное преступление, которое нарушало принцип безвозмездности служебных действий.

В 1981 г. в Советской России был издан первый нормативно-правовой акт, который предусматривал за взяточничество уголовную ответственность. Это был Декрет «О взяточничестве» принявший Совет Народных Комиссаров [6]. Было определено, что если преступление совершено лицом, которое принадлежит к имущему классу, пользуется взяткой для приобретения или сохранения своих привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается «к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации».

В 1922 году была проведена 3-я сессия IX съезда Советов, на котором приняли уголовный кодекс РСФСР. Было установлено, что при получении взятки уголовную ответственность несут лица, стоящие на союзной, общественной или государственной службе. Также предусматривались отягчающие обстоятельства: особые полномочия должностного лица, принявшего взятку; нарушения в несении службы; шантаж и вымогательство.

В первой половине 1926 года принимается другой уголовный кодекс (в силу который вступил только в 1927 году). Новый уголовный кодекс смягчал наказание за преступления должностных лиц, взяточничество не стало исключением. Но нужно отметить, что преступления. В статье 117 ответственность предусматривалась из-за приобретения взятки должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или обязано было совершить только по причине своего служебного положения. В данной статье было указано конкретно, что получателем взятки может считаться исключительно должностное лицо.

Во второй половине XX века, а именно в 1960 году, Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс [5]. В статьях не изменились наказания за дачу взятки, посредничество и ее получение. После принятия нового УК также был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество». Президиум Верховного совета СССР отметил, что «взяточничество является одним из позорных и отвратительных пережитков прошлого».

В дополнение ко всему вышеуказанному, я бы хотела высказать и свое мнение о статье, которой предусмотрено получение взятки должностным лицом. Считаю, что внесение изменений в ст.290 УК РФ просто необходимы. Я бы посчитала правильным, если бы за получение взятки должностным лицом его отстранение от занятия определенных должностей происходило не на продолжительное количество времени, а на совсем, так как многие люди не учатся на своих ошибках.

Как итог, невозможно не заметить, что первоначальные понятия и законы прослеживаются в настоящем законодательстве, действующем по всей территории Российской Федерации [2]. Расцвет взяточничества происходил в 1990-х годах, когда страна перешла к товарно-денежным отношениям. События, происходящие в России в 90е г., потребовали изменений во всех сферах законодательства, особенно в уголовном. В начале нулевых было Постановление Пленума Верховного суда №19 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", которое стало в последствии неотъемлемым дополнением к нормам уголовного кодекса. На протяжении всех прошедших лет вносились изменения в нормативно-правовые акты. В Уголовном кодексе РФ самостоятельный состав преступления за посредничество во взяточничестве был введен в 2011 г. (ст. 291.1 УК РФ).

Тем самым, если говорить об эволюции законодательства об ответственности за взяточничество, то можно выделить несколько продолжительных периодов, начало которого официально было положено в Русской Правде. Законодательство претерпевало много изменений, но общим являлось одно – всегда и во все времени со взятками велась ужесточенная борьба, которая государству давалось очень нелегко. И на сегодняшний момент прикладываются все силы для того, чтобы взять вверх и забыть про этот злосчастный недуг. Ведь люди, служащие на государство, должны выполнять свои должностные обязанности бескорыстно и с чистой совестью.

Список литературы

  1. Гармаев, Ю. П. Особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве / Ю.П. Гармаев. - М.: АВТОР, 2021. - 381 c.
  2. Гармаев, Ю. П. Противодействие коррупционным преступлениям, связанным с мнимым посредничеством во взяточничестве / Ю.П. Гармаев. - М.: АВТОР, 2023. - 308 c.
  3. Романов, С.А. Готовьте ваши денежки. Взяточничество в России / С.А. Романов. - Москва: Мир, 2022. - 416 c.
  4. Тихомирова, Л. В. Взяточничество и коммерческий подкуп. Судебная практика по уголовным делам / Л.В. Тихомирова. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2022. - 619 c.
  5. Тихомирова, Л.В. Взяточничество и иные коррупционные преступления. Судебная практика по уголовным делам / Л.В. Тихомирова. - М.: Тихомиров М.Ю., 2022. - 964 c.
  6. Тихомирова, Л.В. Взяточничество и иные коррупционные преступления. Судебная практика по уголовным делам: моногр. / Л.В. Тихомирова. - М.: Тихомиров М.Ю., 2023. - 313 c.
  7. Ширяев, В. Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях. уголовно-юридическое исследование / В.Н. Ширяев. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 213 c.
  8. Ширяев, В.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях (уголовно-юридическое исследование): моногр. / В.Н. Ширяев. - Москва: ИЛ, 2022. - 878 c.

Поделиться

551

Андрусенко В. О. Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 13-16. URL: https://apni.ru/article/6657-evolyutsiya-zakonodatelstva-ob-otvetstvennost

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля