Существует несколько оснований, по которым лицо, давшее взятку должностному лицу, может быть освобождено от уголовной ответственности. Чтобы раскрыть тему детально, предлагаю подробнее рассмотреть понятие взяткодателя, а также примечание к ст.291 УК РФ [1].
Так кто же считается взяткодателем? Взяткодателем считается физическое лицо, которым может являться как гражданин другой страны, так и лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, в иных случаях и лицо при должности, которое имеет цель дать государственному служащему, имеющему власть в государственном аппарате, в денежном эквиваленте за то, чтобы служащий на государство принял решение (это может касаться как освобождения от ответственности кого-либо, взыскания суммы с определенного лица и т.п.) в пользу физического лица, упомянутого вначале [4].
Также необходимо определить, какой эквивалент может выступать в качестве взятки:
- денежные средства, недвижимое имущество, драгоценные камни/изделия, еда, лекарственные препараты и т.д.;
- сфера услуг (путешествия, красота, развлечения) и др.
Существует несколько условий, только с соблюдением которых, физическое лицо может быть признано взяткодателем в соответствии со ст.291 УК РФ:
- достижение 16-летнего возраста;
- признание лица вменяемым.
Обратившись к примечанию статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации можно выделить три основания для освобождения от уголовной ответственности взяткодателя:
1) если лицо оперативно и безотказно способствовало раскрытию или расследованию преступления;
2) если в отношении физического или должностного лица, давшего взятку, вымогательство взятки со стороны другого должностного лица имело место [8].
Ученый А. Старш понимал под вымогательством как создание условий для требования взятки, так и требование взятки под угрозой применения насилия, а также распространения сведений, позорящих потерпевшего, угроза уничтожения имущества и т. Д [2].
Вымогательство выделяют двух видов:
- если лицо поставлено в особое положение либо же ему предъявлены условия, с учетом которых, у лица нет другого выхода, только как дача взятки во избежание нарушения своих прав, предусмотренными законодательством;
- если лицо, требующее взятку, угрожает причинением вреда законным интересам взяткодателя и (или) его правам.
3) если физическое или должностное лицо, после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, которое имеет право возбудить уголовное дело.
Сообщение о взятке органу, имеющему право возбудить уголовное дело, может произойти не только в устной форме, но и в письменной [5].
Добровольным заявление будет считаться только в том случае, если лицо, давшее взятку, заявит об этом исключительно по своему желанию, а также если правоохранительным органам еще будет неизвестно об этом. Отмечая промежуток времени, когда было заявлено такого рода сообщение, можно сказать, что сообщение, заявленное либо же сразу после содеянного, либо после содеянного через какое-то время будет считаться добровольным. Добровольности не будет в том случае, если правоохранительные, органы узнали о даче взятке не от взяткодателя, и, если последний будет об этом уже знать.
Ответственность за дачу взятки настигает взяткодателя независимо от того способа, которым была дана взятка. Существует два вида передачи взятки:
- встреча оффлайн, 1 на 1;
- передача взятки через посредника.
Мотивы сообщения о взятке всегда разные, но этому не придается особого значения. Необходимо отметить, что заявитель должен быть заранее предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. В случае, если показания признаются ложными, данное лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Если обратиться к научной литературе и провести анализ по вопросу освобождения взяткодателя от уголовной ответственности, то многие учебные-юристы считают, что основание освобождения совершенно недопустимо. Для примера можно обратиться к высказыванию В.Н. Боркова, профессора Омской академии МВД России. Он утверждает, что данные основания освобождения от уголовной ответственности взяткодателя «создают предпосылки к абсолютной безнаказанности взяткодателей и посредников, в действиях которых содержатся все признаки соответствующих составов. Достаточно дать признательные показания, назвать время и место передачи взятки и о совершенном преступлении можно забыть» [6].
Если лицо, давшее взятку, освобождается от ответственности, это не значит то, что в его действиях отсутствует состав преступления. По этой причине они не имеют возможности определяться в сложившейся ситуации, как потерпевший [3]. А также он не может претендовать на возврат им ценностей, которые передавались в виде взятки. Данный объект переходит в доход государства.
Часто встречается мнение, что норма, связанная с основаниями освобождения взяткодателя от уголовной ответственности, по своему значению является стимулирующей. То есть она побуждает взяткодателя к раскаянию и разоблачению государственных служащих или должностных лиц, берущих взятки. Интересы получателя взятки и человека, дающего взятку, взаимосвязаны, но ни один из перечисленных не говорит желанием в гласности данного процесса [7]. Чтобы порвать эту связь, законодательство дает взяткодателю такой особенный шанс и возможность, освобождая его от уголовной ответственности с условием добровольного сообщения им о даче взятки.