Вопросам формирования правосознания личности уделяется существенное место в исследованиях различных наук – педагогической, юридической, психологической, социологический и др. При этом, важность и актуальность процесса и результативности формирования правосознания личности не теряет свою актуальность на протяжении исторического развития человека в любых общественных формациях.
Анализ философских, юридических, педагогических и иных трудов по проблемам правового самосознания личности позволяет выделить основные акценты, такие как:
- правосознание отдельной личности коррелируется с общественным сознанием и общественным правосознанием;
- правосознание личности побуждается развитием государства и общества, т.е., правосознание личности неотделимо от понятия государства;
- как личностное образование, правосознание апеллирует к правовым чувствам личности, её переживанию, эмоциональным и оценочным суждениям правомерности либо неправомерности тех или иных поступков;
- правосознание нацеливает личность на понимание и осознание правовых норм и причин и истоков их возникновения;
- правосознание выступает чувственным проявлением эмоциональной сферы личности;
- правосознание личности выступает частью её личности.
Вместе с тем, развитое правосознание позволяет личности осознавать и понимать сущностные основы государства и права, законности и правопорядка [1].
Осмысление акцентов правового самосознания личности позволяет понимать указанный феномен, как специфическую форму отношений личности и государства на стыке юриспруденции, социологии, социоэкологии, этнографии, педагогики, психологии и др.
Анализ сущности правового самосознания позволил рассматривать указанное понятие с точки зрения его как многоаспектности требовать с точки зрения вышеупомянутых наук, детализации её компонентов и уточнений [2].
Рефлексивный компонент правосознания личности проявляется в самоотчете/самооценке личности в собственных действиях на основе сформированных посредством общественного воздействия и воспитания ценностно-символических оснований. Тем самым, благодаря рефлексии, личность анализирует собственную правовую деятельность и дает ей оценку через сформированную на протяжении эволюции отдельной личности систему личностных смыслов и системы ценностей. Эмоциональное проявление правового самосознания выражается:
- в степени собственного одобрения требований, одобряемых обществом и социумом правовых норм и правовых требований;
- в определенном субъективном отношении к знанию своего правового статуса и статусных притязаний [4].
Поскольку личность развивается и существует в общественной среде, на неё воздействуют внешние и собственные личностные факторы, при этом, внешняя социальная среда выступает мотивационным компонентом и посредством определенного воздействия побуждает правовое поведение через трансформацию сознании человека [3].
Как личностное образование, правовое самосознание личности неотделимо от способов проявления через поведение, выражающееся в конкретных действиях.
Акцентируя внимание на взаимодействие общества и среды на правосознание личности, уместным было бы отметить, что правовое сознание личности предполагает субъектность, поскольку личность выступает носителем определенной активной позиции по отношению к праву и к правовым отношениям. То есть, правовое сознание личности одновременно выступает, как и процесс, и, как результат выработки ею/личностью собственной устойчивой, осознанной системы идентификации и самоидентификации в правовом пространстве посредством:
- осознания себя субъектом права;
- определение собственной правовой роли, правовых целей, общественно одобряемых и общественно поощряемых ценностных ориентаций и идеалов;
- осознание мотивов собственного правового поведения.
Обобщая вышеизложенное, можно еще раз отметить неотделимость правового самосознания отдельной личности вне её развития.
Как было отмечено выше, правосознание отдельной личности формируется под воздействием социальной среды и под её взаимодействием, т.е., говорить о формировании либо развитии правосознания личности отдельно от социальной среды не имеет смысла. Только социум и общественная среда формируют и воздействуют на правовое сознание личности. Причем, отдельные личности, как составляющие социальной среды, так же воздействуют на правовое сознание личности посредством социального взаимодействия и восприятия различных правовых конструкций: от законодательно закреплённых запретов и ограничений до индивидуальных прав и свобод [5].
Возвращаясь к компонентам правового самосознания, отметим, что являясь личностным образованием, оно/правовое самосознание наделяется ролевыми или статусными характеристиками, что позволяет выделить когнитивный компонент, который характеризуется уровнем правовых знаний, умений, навыков личности, позволяющий определить границы, возможности и способности в правовом поле при исполнении различных ролей. Он проявляется также в отношении к общественным правам и правам отдельных лиц.
Формирование общественно одобряемого и общественно поощряемого правового самосознания личности предполагает, что она/личность не просто воспринимает отдельные нормы права, но, и осознанно рассматривает правовые нормы как средство развития собственной личности. Это связано с интеграций самооценки и правовой оценки своего поведения. Цели и ценности человека согласованы и выступают единым смысловым комплексом, а оценка явлений окружающей жизни преломляется через представление о правовой норме.
Напротив, если рассматривать непринятие личностью норм права, правовых и ценностных ориентаций, общественно одобряемого и общественно поощряемого поведения, то можно говорить о деформации правового самосознания личности.