Главная
АИ #8 (11)
Статьи журнала АИ #8 (11)
Экономическое стимулирование развития инновационных процессов на предприятиях на...

Экономическое стимулирование развития инновационных процессов на предприятиях наукоемких отраслей промышленности на примере компании ЧСП «РСУ-2»

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

системы
методы
роль
способы

Аннотация статьи

Выпуск конкурентоспособной продукции возможен только на основе использования современных технологий, а также осуществления инновационной деятельности на пищевых предприятиях.

Цель статьи заключается в разработке основных направлений совершенствования управления инновационной деятельностью в условиях ЧСП «РСУ-2». На основе оценки и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности ЧСП «РСУ-2» предлагается выявить слабые и сильные стороны предприятия с целью определения стратегических направлений инновационного развития всего предприятия.

Текст статьи

Сегодня не надо убеждать общественность в необходимости активизации инновационной деятельности так же, как ненужной является констатация того, что в предыдущие годы экономических реформ не было создано необходимых условий для инновационного развития отечественной экономики, освоения новых высоких технологий, укрепление интеллектуального потенциала общества.

Сущность инновационного пути развития заключается в системном осуществлении структурных технологических изменений, постоянном внедрении новых или наращивании действующих мощностей предприятий или их перепрофилировании через инновационную деятельность. На пути развития инновационной модели развития экономики в предпринимательском секторе надо преодолевать серьезные трудности. В то же время, предпринимательство закономерно является одним из самых мощных факторов инновационного развития. К этому побуждает предпринимательский интерес.

Несмотря на повышенный интерес ученых к проблеме поиска способов активизации инновационный процессов на промышленных предприятиях и повышения на этой основе их эффективности функционирования, она остается еще недостаточно раскрытой, особенно при учете реального состояния отрасли в условиях транзитивных процессов.

Теоретическим основанием в исследовании проблемы развития инновационной сферы стали труды зарубежных ученых-экономистов Х.Барнета, П.Друкера, Е.Менсвилда, Г.Менша, Б.Санто, Р.Солоу, Б.Твисса, Э.Тоффлера, В.-Д.Хартмана, Э. фон Хиппеля, И.-А.Шумпетера.

Весомый вклад в исследование особенностей инновационных процессов сделали известные ученые В. Александрова, А. Алимов, В. Андрейчук, Ю. Бажал, Л. Безчасный, В.Беседин, П. Беленький, А. Гальчинский, В. Геец,

Г. Добров, М. Нижний, А.3аинчковський, Л.Кистерський, Д. Крысанов, А. Лапко, Б. Малицкий, Ю. Николенко, Ю. Пахомов, И. Продиус, Д. Стеченко, А. Сухоруков, В. Трегобчук, Д. Черванев, А. Юзефович, М. Якубовский и другие.

Приведенные соображения по проблеме устойчивого развития пищевой промышленности и обусловили актуальность темы исследования. Проблемы инновационной деятельности становятся в последние годы всё более актуальными. Это является отражением возрастающего понимания обществом того, что обновление России, всех сфер её жизни невозможно без нововведений в производство, управление, финансы. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления.

В наше время результаты инновационной деятельности, инициированной ускорением темпов научно-технического прогресса, существенно сказываются на всех аспектах развития человеческого общества, меняют саму среду жизни и деятельности человека, способы обеспечения его существования и развития.

С точки зрения конкретных предприятий инновационную деятельность необходимо рассматривать как одно из основных средств их адаптации к постоянным изменениям условий внешней среды.

Инновационная деятельность (инновационный процесс) означает процесс создания, внедрения и распространения инноваций.

Сущностью инноваций и инновационной деятельности являются изменения, которые рассматриваются как источник дохода.

Лингвистическое толкование понятия «инновации» – это нововведение, новизна, новость (чувствуется наличие результата); изменение, обновление, восстановление (чувствуется наличие процесса). Философское толкование сводится к акцентированию внимания на новых знаниях и разрешении противоречий.

В технических науках внимание уделяется технологической проблеме изменений принципиально новых технологий.

В экономике фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества [6, c.214].

Российский ученый В.Г.Мединський существующие определения инноваций как экономической категории систематизировал следующим образом: как процесс, как система, как изменение, как результат.

Анализ существующих определений понятия «инновация» позволяет сделать некоторые выводы о необходимости соответствия их установленным требованиям рынка:

– Направленность инноваций на достижение экономического, социального, экологического, научно-технического или других видов эффекта, что, в свою очередь, повысит эффективность функционирования предприятия, их внедряет;

– Охват всех сфер деятельности предприятия (организационно-технической, экономической, производственной, социальной, технологической, экологической и т.д.);

– Направленность на создание конкурентоспособных товаров и услуг, которые бы удовлетворяли потребности потребителей.

Под инновацией следует понимать конечный результат деятельности по созданию и использованию нововведений, воплощенных в виде усовершенствованных или новых товаров (изделий или услуг), технологий их производства, методов управления на всех стадиях производства и сбыта товаров, которые способствуют развитию и повышению эффективности функционирования предприятий, их используют [6, c.217].

Инновации классифицируются по следующим признакам:

В зависимости от глубины вносимых изменений: радикальные (пионерные). Ординарные (изобретения, новые решения), улучшающие или модифицирующие (модернизации);

По степени новизны: новые для предприятия, новые для отрасли, новые для страны, новые для мирового рынка;

По сферам деятельности (характера применения): технологические, производственные, экономические, торговые (сбытовые), социальные, управленческие;

По технологическим параметрам: продуктовые (новые продукты), процессы (новые технологии, методы управления, организационные формы и т.п.).

В общем случае выделяют два типа рыночных стратегий функционирования субъектов хозяйствования: стабилизационные (сохранение достигнутого уровня производства, доли рынка и т.п.) и развивающие (расширение производства, доли рынка, увеличение прибыли и т.п.). Однако, как показывает практика, первые могут принести только временный успех и не могут обеспечить длительного выживания предприятий на рынке в соответствии с их миссией и принятой мотивации бизнеса.

Предприятие, ставшее на инновационный путь развития, должно функционировать в соответствии со следующими принципами:

  • Адаптивности – стремление к поддержанию определенного баланса внешних и внутренних возможностей развития (внутренних побудительных мотивов деятельности предприятия и внешних, генерируемых рыночной средой);
  • Динамичности – динамическое приведение в ответственность целей и побудительных мотивов (стимулов) деятельности предприятия (в том числе его владельцев, менеджеров, специалистов, работников);
  • Самоорганизации – самостоятельное обеспечение поддержания условий функционирования, то есть самоподдержание обмена ресурсами (информационными, материальными, финансовыми) между элементами производственно-сбытовой системы предприятия, а также между предприятием и внешней средой;
  • Саморазвития – самостоятельное обеспечение условий длительного выживания и развития предприятия (в соответствии с его миссией и принятой мотивации деятельности);
  • Саморегуляции – корректировка системы управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия в соответствии с изменениями условий функционирования.

По этим принципам должна функционировать и система управления инновационным развитием субъектом хозяйственной деятельности [6, c.243].

Управление инновационным развитием ориентировано на достижение определенных целей (завоевание большей доли рынка, увеличение прибыли в текущем периоде или в перспективе, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического развития и т. д.) В условиях конкурентной среды, когда цели других хозяйствующих субъектов могут с ними не совпадать (и, как правило, не совпадают). Это противоречие следует должным образом учитывать, согласовывая намеченные цели с возможностями их достижения.

Важным направлением инвестиционной деятельности является инновационная деятельность – главное источник процесса расширенного воспроизводства. Инновационная деятельность направлена, в первую очередь, на преодоление технического отставания, переориентацию производственного потенциала на создание конкурентоспособных промышленных производств, развитие которых зависит от уровня восприимчивых предприятий к нововведениям.

Эволюция позволяет максимально реализовывать потенциал, заложенный в идее существующего продукта, и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития требуется сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений [14, c.45].

Инновационная деятельность – это процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства и оформления нововведений, их внедрение (или преобразования в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).

Под инновационной деятельностью также понимают процесс создания, внедрения и распространения инноваций. Инновационная деятельность, как правило, направлена на практическое использование результатов научно-технической деятельности и имеющегося интеллектуального потенциала с целью получения или улучшения материального или интеллектуального продукта, способа его изготовления и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствование социального, информационного обслуживания.

Д. Кокорин в инновационной деятельности подчеркивает “роль творческого характера труда во взаимодействии субъекта с окружающим миром, осознание противоречий в этой системе, из чего следует цель деятельности”. То есть инновационная деятельность выступает средством преодоления противоречий, возникающих как между социальным субъектом и внешней средой, которая формирует новые общественные потребности, так и в процессе развития собственно общественного производства.

Особого внимания заслуживает инновационная деятельность, которая направлена на создание новых средств производства и в процессе их использования не исчезает, а является основой дальнейшего роста общественного богатства. Специфика инновационной деятельности связана с долгосрочным характером получения результатов, повышенным риском, непредсказуемостью результатов, потенциально высокими доходами. Кроме того, инновационная деятельность означает отказ от укоренившихся схем организации, она не может полагаться ни на одну из форм стандартизации [14, c.51].

Известный американский экономист П. Самуэльсон отметил, что производители могут выстоять в конкуренции и повысить до максимума свои прибыли, только снижая до минимума расходы за счет внедрения наиболее эффективных методов производства. Эту точку зрения разделяют многие отечественные товаропроизводители (как изделий, так и услуг). Традиционно времен промышленной революции главным направлением развития предпринимательских структур было снижение издержек производства, основой формой конкуренции была ценовая.

Однако в последние десятилетия в мировой и в последние годы в отечественной экономике в дополнение к традиционным факторам, определяющим позиции предприятия на рынке (высокая эффективность производства, способность и устойчивость к ценовой конкуренции), появились новые, и их значимость постоянно растет. Не учитывать их уже невозможно.

Необходимость корректировки традиционных взглядов относительно направлений и путей развития отечественных предприятий определяется такими факторами.

  1. В условиях отсутствия дефицита товаров и наличия острой конкуренции производителей бессмысленно выпускать продукцию, даже эффективную в производстве и технически совершенную, но такую, которая не отвечает потребностям и запросам потребителей, преимуществ которой никто за пределами предприятия-изготовителя не оценил.
  2. Как показывает опыт зарубежных и отечественных производителей, попытки искать пути развития только за счет снижения издержек производства и продвижения на рынке традиционной, часто устаревшей продукции, бесперспективны и вызывают значительные убытки или банкротство.
  3. Ускорение темпов НТП приводит к быстрому обновлению ассортимента продукции. Опыт успешно работающих на рынке отечественных и иностранных товаропроизводителей показывает, что своим успехом они обязаны преимущественно номенклатурной политике, постоянному обновлению номенклатуры продукции в соответствии с изменениями ситуации на рынке [14, c.57].
  4. Снижение цен с целью повышения конкурентоспособности (особенно применения агрессивных ценовых стратегий) способно подтолкнуть конкурентов к различным соответствующим мерам, на которые адекватного ответа может и не быть.
  5. Процессы рыночной трансформации экономики, которые происходят, вызывают резкие изменения потребностей и запросов потребителей, характеризуются резким ростом дифференциации запросов, которое вызвано расслоением потребителей по уровню доходов. А это, в свою очередь, вызывает рост специализации и снижение серийности производства многих товаров.
  6. Наблюдаются резкие изменения пропорций между затратами на производство продукции и затраты на ее сбыт в пользу последних, и эта тенденция все усиливается.
  7. Растущая степень открытости экономики и рост интегральных процессов в мировой экономике, а также вызванный этим рост конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей, ставят отечественные предприятия перед необходимостью адаптации своей деятельности в соответствии с условиями хозяйствования, которые в корне изменились и продолжают меняться, учитывая при этом мировые тенденции развития.

В этих случаях одной из основных составляющих длительного выживания и развития отечественных субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности становится способность предложить, разработать, изготовить, вывести на рынок и продвигать на нем товары с новыми потребительскими качествами, товары, ориентированные на удовлетворение существующих потребностей, но новыми нетрадиционными способами, или товары, предназначенные для удовлетворения новых (в том числе принципиально новых) потребностей (в ряде случаев эти цели целенаправленно формируют).

В идеале это должны быть не просто товары, а комплексы, включающие: товар, предпродажный сервис, консультации и обучение потребителя (в основном для технически сложных или принципиально новых изделий), гарантии замены товара или даже возврат товара производителю (продавцу), если он не понравился потребителю, и многое другое.

Целью такого анализа является выявление существующих рыночных возможностей инновационного развития, выбор оптимальных вариантов, определения целевых участков рынка (сегментов или ниш) для реализации выбранных вариантов, или формирования нового целевого рынка [14, c.59].

Учитывая рассмотренные аспекты, понятие «эффективность» можно трактовать как количественную характеристику объекта (проекта, программы, процесса и др.), что отражает его конечную результативность и раскрывает степень полноты и качества достижения поставленных целей с помощью системы показателей.

С учетом этого, под эффективностью инновационной деятельности предприятия следует понимать количественное выражение ее результативности с помощью системы показателей, характеризующих отношение результатов инновационной деятельности и затрат на ее осуществление.

В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности предприятия: внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент финансовой автономности проекта; срок окупаемости инвестиций, направленных на реализацию инновационного проекта; чистый дисконтированный доход.

Оценивать эффективность инвестиций в инновационной деятельности можно по следующим направлениям:

  1. Оценка экономической эффективности нововведения по отношению к предприятию (как оно обеспечивает конкурентоспособность, прибыль и финансовую стабильность предприятия).
  2. Оценка эффективности управления инновационной деятельности по обеспечению непрерывности инновационного процесса и достижения конечной цели получения новинок (продукта, технологии), отвечающие требованиям рынка.
  3. Учет фактора времени (способность получать необходимые результаты за определенный его промежуток).

Определение этих направлений позволит руководству предприятия сделать соответствующие выводы о степени развития и о масштабах инновационной деятельности на предприятии с целью их сравнения с аналогичными показателями других предприятий соответствующих отраслей или регионов, и принятия обоснованных инновационных решений относительно возможностей и перспектив инновационного развития промышленных предприятий.

Необходимость создания систем управления инновационной деятельностью, лучшего понимания форм ее проявления и взаимосвязи с экономическим ростом вызывала потребность в мониторинге, в первую очередь, на государственном уровне, инновационных процессов и измерения их параметров. Международные стандарты в данной сфере определяются несколькими документами, важнейшими среди которых являются документы ОЭСР (Руководство Фраскати и Руководство Осло).

ООО ЧСП «РСУ-2» является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Частное предприятие имеет самостоятельный баланс, имеет свой расчетный и иные счета в банке, товарный знак, штампы, фирменный бланк.

Частное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ настоящим Уставом.

Цели предприятия и основные направления деятельности.

Основной целью деятельности частного предприятия является извлечение прибыли. Видами деятельности частного предприятия являются:

– сдача в наем собственного недвижимого имущества;

– строительство инженерных сооружений.

Право частного предприятия осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством РФ, частное предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Одним из важных ресурсов на предприятии является инфраструктура (производственные помещения, здания и сооружения, технологическое и энергетическое оборудование, подсобно-вспомогательное производство, информационные и коммуникационные технологии, транспортные средства), бетонно-смесительная установка для приготовления бетонов и растворов.

Таблица 1

Наличие, состав и структура основных средств ЧСП «РСУ-2» в 2017-2019 г.г.

Виды основных средств

2017, млн.руб.

2019, млн.руб.

Темп роста 2019/2017, %

Здания и сооруж

2828

2828

100

Передаточные устройства

432

432

100

Машины и оборудование

2132

2147

100,7

Транспортные средства

906

906

100

Итого

6298

6313

100,2

Основные средства ЧСП «РСУ-2» включают в себя: здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, а также – транспортные средства.

Таблица 2

Структура оборотных средств ЧСП «РСУ-2»

Оборотные средства

 

2019

2017

Величина

показателя, млн. руб.

Удельный вес, %

Величина

показателя, млн. руб.

Удельный вес, %

Запасы и затраты, в том числе

1903

53,3

689

42,8

сырье, материалы и другие ценности

1734

91,1

684

99,3

расходы будущих периодов

169

8,9

5

0,7

Дебиторская задолженность, в том числе

1664

46,6

907

56,3

расчеты с покупателями заказчиками

893

53,7

340

37,5

поставщики и подрядчики

416

25,0

504

55,6

прочая

39

2,3

52

5,7

Денежные средства

5

0,1

1

0,1

Налоги по приобретенным товарам

 

 

13

0,8

Итого оборотных средств

3572

100

1610

100

Наибольший удельный вес в оборотных активах наблюдается по статье – запасы и затраты. Но тенденция идет к увеличению их доли в оборотных активах. Следующей по величине удельного веса в оборотных активах идет дебиторская задолженность: ее удельный вес в 2019 году составил 46,6%, в 2017 году – 56,3%. Так, в 2019 году их удельный вес составил только 43,3% против 42,8% в 2017 году.

Доля денежных средств в оборотных активах постоянно растет, что является положительной тенденцией и в 2019 году эта доля составила 0,1%. Как мы видим, величина дебиторской задолженности постоянно растет, что говорит о том, что предприятие, предоставляя отсрочку покупателям, сокращает сумму текущих финансовых средств.

Одной из наиболее важных задач развития промышленности и строительства является обеспечение производства и выпуска продукции, прежде всего за счёт повышения эффективности использования производственных мощностей предприятия и более полного использования внутрихозяйственных резервов. Для этого необходимо рациональнее использовать основные фонды и производственные мощности.

Предприятие столкнулось с серьёзной проблемой: с одной стороны, в соответствии с программой социально-экономического развития РФ на 2017-2020 гг. оно вынуждено увеличивать объёмы производства продукции, направляя все средства в оборотный капитал, а с другой стороны, без инвестирования в основные фонды, при среднегодовом износе в 4%, через 3-5 лет износ будет равен 100% по всем основным фондам. Предприятие нуждается в обновлении основных производственных фондов. Износ составляет 88% по предприятию. Однако амортизационных отчислений для обновления основных фондов недостаточно, причём часть отчислений идёт на формирование оборотного капитала.

Общий объём капиталовложений по проекту 2000000 руб. Данные финансовые средства планируется привлечь в виде лизинга оборудования. Лизинг оборудования планируется осуществить в 3 этапа. В первый этап приобретается оборудование на сумму – 733,4 тыс. руб. Во второй этап – 945,39 тыс. руб. В третий этап приобрести оборудование планируется на сумму – 321,21 тыс. руб. Рассмотрим анализ экономической эффективности инвестиционного проекта “Строительство линии по производству железобетонных изделий”. Мероприятие заключается в открытии нового производство, которое позволит предприятию расширить объем выполняемых работ, тем самым увеличить выручку.

Расчёт производственных издержек производства базируется на величине фактических затрат издержек реализованной продукции предприятия в части прямых материальных и трудовых затрат на каждое изделие и утверждённые правительством тарифные ставки налогообложения по налогам, включённых в состав издержек реализуемой продукции.

Таблица 3

Прогнозные расчёты по производственным издержкам

Наименование

1 –й год

2 –й год

3 –й год

4 –й год

Основное сырьё

5049

5360

5690

6040

Заработная плата осн. Рабочих

1571

1770

1995

2248

Зарплата ИТР

371

394

419

444

Раходы на топливо и энергию

880

934

992

1053

501

599

716

856

Прочие

3162

4575

4430

4830

Итого

11534

13632

14242

15471

Проведём анализ безубыточности проекта на основании следующих данных. Выручка от реализации запланирована на основании потребности в железобетонных изделиях для строительства молочно-товарных ферм, доильно-молочных блоков, модернизации существующих ферм Калужского района.

Таблица 4

Прогнозные показатели по проекту [составлено автором]

Показатели

1 год

2 год

3 год

4 год

Выручка от реализации

15497

19217

20200

21233

Производственные издержки, всего

11534

13632

14242

15471

Условно постоянные издержки

982

1035

1093

1155

В основе данного проекта лежит расширение существующего производства, поэтому инвестиционный риск можно классифицировать как риск среднего уровня.

В процессе осуществления данного проекта существуют риски, которые группируются как коммерческий риск, производственный риск и финансовый риск.

  • Коммерческий риск связан с ненадёжностью доходов. В данном случае это может выразиться в снижении объёма выручки от реализации продукции и увеличении издержек.
  • Производственный риск имеет отношение к способности предприятия поддерживать уровень выпуска продукции выше некоторого уровня издержек с целью сохранения высокого порога рентабельности.
  • Финансовый риск – возникает в результате принятия управленческих решений по финансированию проекта и использованию денежных средств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что полученные результаты указывают на экономическую целесообразность данного проекта. Причём проект привлекателен не только для самого предприятия, но и для осуществления мер, направленных на выполнение основных задач социально-экономического развития РФ, а именно:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Формирование качественно новой социально-экономической структуры;
  • Энергосбережение.

Реализация проекта обеспечит дополнительные поступления в местные и федеральные бюджеты в виде налоговых платежей и сборов.

Один из способов финансирования инвестиционных затрат - привлечение кредитных банковских ресурсов. Погашение основного долга будет осуществляться за счет выручки от реализации продукции, работ (услуг) предприятия. За счет приобретения техники, предприятие сможет самостоятельно выполнять следующие виды работ: доставка материалов на строящиеся объекты, монтированием железобетонных изделий, покраска фасадов, устройство кровли. Тем самым предприятие откажется от услуг других организаций и снизит свои затраты. Так же будут созданы новые рабочие места, будет увеличен перечень выполняемых работ и увеличится объем строительно-монтажных работ, выполняемый собственными силами. Инвестиции в основной капитал представляют собой ресурсы, требуемые для приобретения машин, механизмов и транспортных средств. Стоимость инвестиционного проекта составляет 2880 млн. руб.

Таблица 5

В стоимость инвестиционного проекта входит приобретение

Наименование

Количество

единиц

Ориентировочная стоимость, млн.руб.

Гидроподъемник АГП

1

900,0

Полуприцеп МАЗ 937900(для перевозки строительной техники)

1

380,0

 Автокран, грузоподъёмностью 15тонн

1

940,0

 Автомобиль МАЗ 5516А, грузоподъемностью 20тонн

1

660,0

Итого

 

2880,0

Основные показатели рассчитаны на основании программы развития предприятия на 2017-2020 годы.

Для достижения выполнения основных показателей необходимо выполнять мероприятия, которые помогут реализовать данный план.

Таблица 6

Перечень мероприятий, направленных на достижение основных показателей развития ЧСП «РСУ-2» [Составлено автором]

Наименование мероприятий

Цель внедрения мероприятия

Срок реализации

Организационно-технические мероприятия микроуровня

 

 

Закупка новых единиц автотранспортной техники за счет средств кредитов банка

Повышение производительности труда, пополнение собственных оборотных средств.

 2016-2019г.г.

Подготовка и переподготовка специалистов

 Повышение уровня управления и организации производственного процесса

 2017-2019г.г.

Консервация временно неиспользуемых мощностей

 Сокращение эксплуатационных затрат.

 Ежегодно

Сдачу в аренду неиспользуемых основных средств или их отчуждение

 Увеличение доходов по текущей деятельности, снижение затрат по содержанию зданий и сооружений

 2019г.

Сокращение неденежных форм расчетов в соответствии с нормативными актами

Пополнение оборотных средств в денежной форме

 Постоянно

Обеспечение максимальной загрузки автотранспорта, сокращение перевозок привлеченными средствами

 Снижение транспортных расходов

 Постоянно

Разработка ресурсосберегающих технологий производства изделий из бетона и дерева

Снижение себестоимости продукции

Постоянно

Внедрение энергосберегающего оборудования (освещения), режимов его работы

Сокращение потребления электроэнергии

2019г.

Реализация данных мероприятий позволит не только выполнить основные показатели развития предприятия, но и сократить себестоимость продукции, получить дополнительную выручку от сдачи в аренду неиспользуемых основных средств.

В связи с тем, что инвестиционные проекты требуют больших капитальных вложений, их реализация будет осуществляться с 2016 по 2020 годы, приобретение техники будет осуществляться в зависимости от ее потребности пропорционально по годам.

Таблица 7

Сводные показатели по инвестиционному проекту

Наименование показателей

В целом по проекту

По годам реализации проекта

2017

2016

2019

Общие инвестиционные затраты:

2880

-

1280

1600

прирост чистого оборотного капитала, млн. руб.

2880

-

1280

1600

Источники финансирования общих инвестиционных затрат:

2880

-

1280

1600

заемные и привлеченные средства (с указанием вида), млн. руб.

2880

-кредиты

-

1280

1600

Год выхода на проектную мощность

2017г.

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

х

51500

56100

61100

Среднесписочная численность работающих, чел.

х

198

198

198

Количество рабочих мест:

4

-

2

2

Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего, млн. руб.

х

260,1

283,3

308,6

Показатели эффективности проекта:

 

 

 

 

индекс рентабельности

104,3

х

х

х

добавленная стоимость, млн. руб.

х

19542

21303

23224

добавленная стоимость на одного работающего по проекту, млн. руб.

х

98,7

107,6

117,3

соотношение расходов на оплату труда и добавленной стоимости, %

х

54,4

53,9

53,4

соотношение роста расходов на оплату труда и роста добавленной стоимости по проекту, %

х

79,5

99,8

99,6

рентабельность продаж, %

х

7,0

7,1

7,2

На основании приведенных данных можно сказать, что данный план эффективный и реализуемый. Реализация данного мероприятия предприятию позволит:

- обновить существующие основные фонды;

- создать новые рабочие места;

- увеличить заработную плату работников;

- увеличить объемы выпускаемой продукции;

- увеличить производительность труда;

- повысить инновационную активность предприятия;

- увеличить рентабельность продукции.

Современный рынок действует с помощью нововведений, а инновационное развитие – основа устойчивого рынка. Сущность инновационного пути развития заключается в системном осуществлении структурных технологических изменений, постоянном внедрении новых или в наращивании действующих мощностей предприятий. На пути развития инновационной модели развития экономики в предпринимательском секторе надо преодолевать серьезные трудности.

Инновационное развитие определяют, как процесс хозяйствования, который опирается на непрерывный поиск и использование новых способов и сфер реализации потенциала предприятия в меняющихся условиях внешнего среды, в рамках выбранной миссии и принятой мотивации деятельности.

Процесс инновационного развития необходимо рассматривать прежде всего, с позиций конкретного субъекта хозяйственной деятельности, который осуществляет хозяйственную деятельность в взаимодействии с поставщиками исходного сырья, конкурентами, торговыми партнерами и посредниками по сбыту, потребителями и др., в конкретных экономических, политических, экологических, правовых и других условиях. При этом такое взаимодействие имеет вероятностный характер и не поддается однозначной оценке.

Инновационная деятельность направлена, в первую очередь, на переориентацию производственного потенциала, на создание конкурентоспособных промышленных производств, развитие которых зависит от уровня восприимчивости предприятий к нововведениям.

Эволюция позволяет максимально реализовывать потенциал, который заложен в идеи существующего продукта, и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу, для устойчивого и динамического развития, нужно сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

Под инновационной деятельностью также понимают процесс создания, внедрения и распространения инноваций. Инновационная деятельность, как правило, направлена на практическое использование результатов научно-технической деятельности и на имеющийся интеллектуальный потенциал с целью получения или улучшения материального или интеллектуального продукта, способа его изготовления и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, усовершенствования социального, информационного обслуживания.

Функционирование предприятий в конкретной, рыночной среде требует постоянного контроля за уровнем экономической эффективности их деятельности.

На анализируемом предприятии было выявлено, что инвестиционная деятельность очень низкая, поэтому были предложены пути повышения инвестиционной деятельности ЧСП «РСУ-2».

Все приведенные расчеты являются полностью реализуемыми и эффективными, выручка от реализации продукции за счет внедрения данных мероприятий возрастает, соотношение роста производительности труда и роста заработной платы будет оптимально, заработная плата, как было показано возрастает, что привлечет новых работников. Предприятие сможет также обеспечить полную занятость работников, что не наблюдалось ранее.

Список литературы

  1. Агафонова И.П. Характеристика и классификация рисков инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 41-48.
  2. Василенко В.А. Роль прогнозирования в разработке альтернативных планов ситуационного менеджмента. // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. – 2015. - № 13. Т.1. - С. 202-209.
  3. Василенко В.А., Шматько В.Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. По редакцией В.А. Василенко. - Киев: ЦУЛ, Феникс, 2017. - 440 с.
  4. Говоруха Ж.А. Вопрос развития инновационной деятельности предприятий // Актуальные проблемы экономики. - 2007. - № 8. - С.107-110.
  5. Гришанова И.Ю. Оборотные средства молоко-перерабатывающих предприятий. По ред. академика УААН М.Я. Дем Основьяненко. - К., 2017. С.374.
  6. Дорофиенко В.В., Колосюк В.П. Инновационный менеджмент и научно-техническая деятельность: 2008 - 234 с.
  7. Заточка Л. А. Планирование деятельности предприятия Учеб. пособие. Львов "Новый мир - 2000", – 2016. – 268с.
  8. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. – 2009.- №4. - С. 14-18.
  9. Ильяшенко С. М. Экономический риск: Учеб. пособие. - 2-е изд., Доп., Перераб. - К: Центр учебной литературы, 2016. - С. 10-86.
  10. Ильяшенко С.Н. Инновационные риски и их классификация // Актуальные проблемы экономики. - 2017. - №1. - С. 93-103.
  11. Инновационный менеджмент. Справочное пособие под редакцией Завлина П. Н. / Санкт-Петербург. Наука., 2009. - 542 с.
  12. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф.В.Я. Горфинкеля. - М .: Вузовский учебник, 2009. - 256 с.
  13. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия // Формирование механизма управления предприятием в условиях рынка / Под ред.В. В. Титова. - 2008. - 491 с.
  14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М .: Финансы и статистика, 2015. - 460 с.
  15. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Уч. пособие для вузов / Под ред. проф.В.А. Швандара. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - 218 с.
  16. Коробов М.Я. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - К .: Знание, КОО, 2016 - 378 с.
  17. Кремень В. Образование и наука – инновационные аспекты. Стратегия. Реализация. Результаты. - К .: Грамота, 2009. - 448 с.
  18. Крупко М. И. Финансово-кредитными механизм инновационного развития экономики // Финансы. - 2017.- №11. - С 86-98.
  19. Кузьминский В.А. Инновационно-инвестиционный потенциал финансово-промышленных групп // Финансы. - №6. – 2017. - С.114-123.
  20. Лапко А.Н. Инновационная деятельность в системе государственного регулирования. - К .: ИЭП НАНУ, 2009. - 386 с.
  21. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М .: ИНФРА-М, 2008.123 с.
  22. Методические рекомендации с разработки стратегии инновационного развития предприятий. ОСА редакцией Харьковского Д.Ф. / Одесса, "Инвац", 2009. - 32 с.
  23. Микитюк П.П. Инновационная деятельность: Учеб. пособие - К .: Центр учебной литературы, 2009. - С.112-117.
  24. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Уч. пособие для вузов. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 321 с.
  25. Нейкова Л.И. Финансовые рычаги и стимулы технического развития промышленного комплекса. – Одесса: ОЦНТиЗИ, 2017. - 235 с.
  26. Нейкова Л.И. Анализ эффективность технического перевооружения промышленных предприятий. - М .: Финансы и статистика, 2016. - 89 с.
  27. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. - М .: ОАО "НПО "Издательство "Экономика",2006. - 222 с.
  28. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынка. - М .: Аланс, 2008. - 406 с.
  29. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации - 2017- №6 - С.67-72.
  30. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А.А. Трифилова. - М .: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
  31. Федулова Л.И. Инновационная экономика / Л.И. Федулова. - К .: Лыбидь, 2006. - 480 с.
  32. Финансы предприятия: учебник / А.М. Поддерьогин, Л.Д. Буряк.- 5-е изд.- М .: КНЭУ, 2004 - 546 с.
  33. Чабан В.Г. Инновационный потенциал предприятия и его оценка - Финансы - №5 - 2006 - С.142-148.
  34. Салицкая Е.А. Правовой статус государственных вузов и научных организаций в контексте трансфера, 2017. - С.20.
  35. Дегтерёв Д.А. Международные стандарты оценки инновационной деятельности, 2011. – С.34-38.

Поделиться

5406

Цветкова Т. А. Экономическое стимулирование развития инновационных процессов на предприятиях наукоемких отраслей промышленности на примере компании ЧСП «РСУ-2» // Актуальные исследования. 2020. №8 (11). С. 122-132. URL: https://apni.ru/article/666-ekonomicheskoe-stimulirovanie-razvitiya-innov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября