Множество предприятий на сегодняшний день ставят перед собой задачу провести автоматизацию контрольных, учетных, управленческих и аналитических функций предприятия с целью повышения эффективности управления, инвестиционной привлекательности и устойчивости в высококонкурентных средах. Важнейшим этапом является выбор программного комплекса, решающего данного задачу, и его внедрения, так как этот этап наиболее сложный и ответственный. Одним из лидирующих программных продуктов на российском рынке по автоматизации бизнес-процессов являются продукты фирмы «1С» [1]. Фирма «1С» предоставляет комплексную автоматизированную систему, как правило, являющееся типовыми решениями. Надо отметить, что типовые решения универсальны, и большая часть бизнес-процессов и принципов работы предприятий в них уже учтена. Руководству любой организации при внедрении «1С» необходимо пройти несколько основных этапов.
Технологию корпоративного внедрения системы нужно планировать очень четко и тщательно, проверять все нюансы проекта. Заказчик может создать описание, что он хочет видеть в дальнейшем в области автоматизации и какой он ожидает результат. Следуя описанию, исполнители значительно сократят процесс планирования, будут понимать, что конкретно требуется данному заказчику и какой их ожидает объем работ.
Многие факторы влияют на успех планирования. В том числе – наличие постоянной связи, четкой слаженной работы между заказчиком и исполнителем. Для крупных компаний и предприятий с нестандартными задачами рекомендовано проектное внедрение 1С. Такой подход позволяет создать автоматизированную систему, отвечающую специфике учета и бизнес-процессов конкретного предприятия. На этом этапе определяются и согласовываются подходы к автоматизации, собирается общая информация о предприятии, определяются приоритеты и ключевые требования к системе.
Этапы внедрения «1С: ERP Управление Предприятием» на промышленное предприятие.
Первоначально производится описание текущих бизнес-процессов предприятия. Затем проводится обследование, которое включает в себя основные процессы – сопутствующие, вспомогательные, обеспечивающие, процессы управления и процессы развития. При наличии предыдущего автоматизированного продукта осуществляется его анализ.
Далее происходит разработка концепции проекта автоматизации. В этом процессе изучаются входные, внутренние и выходные информационные потоки, системы документации, системы классификации и кодирования информации, а также информационные фонды. В современных условиях решение функциональных задач автоматизированной системы облегчается за счет использования общесистемного и универсального программного обеспечения, специализированного программного обеспечения, баз данных, автоматизированных систем и сетей передачи данных. Это значительно упрощает процесс создания автоматизированной системы и упрощает принятие окончательного решения по составляющим обеспечения на этапе разработки технического задания.
Разработка автоматизированной системы предполагает несколько этапов, одним из которых является составление технического задания (ТЗ). В рамках данного процесса организация-разработчик системы совместно с заказчиком разрабатывает проект ТЗ, основываясь на технических требованиях. При необходимости, разработчик и заказчик осуществляют согласование проекта ТЗ с органами государственного надзора и заинтересованными организациями. Для этого руководители предприятий (организаций) разработчика и заказчика автоматизированной системы утверждают ТЗ. При разработке ТЗ необходимо соблюдать правила, установленные в ГОСТ 34.602–89 и требования, изложенные в РД 50-34.698-90. Эти документы определяют состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения ТЗ на создание (развитие или модернизацию) автоматизированной системы.
Затем важно помнить, что состав документов в ТЗ всегда должен уточняться разработчиком и заказчиком в соответствии с конкретной автоматизированной системой. Это гарантирует точность и полноту информации, необходимой для успешной разработки и реализации системы.
Обучение персонала является важной составляющей процесса внедрения специализированного программного обеспечения и автоматизированных систем в организацию. Для этого проводятся собрания с каждым отделом, на которых сотрудникам разъясняется работа в программе 1С в соответствии с их конкретной сферой деятельности. Обучение проводится как в групповом, так и в индивидуальном формате, чтобы удовлетворить потребности всех сотрудников.
Помимо обучения, также проводится разработка контрольного примера, который позволяет проверить эффективность и правильность работы программного обеспечения. Это важный этап, поскольку гарантирует, что система функционирует правильно и соответствует требованиям организации. Одним из неотъемлемых этапов внедрения программного обеспечения и автоматизированных систем является разработка инструкций, которая происходит в соответствии с особенностями работы каждого отдела предприятия. Инструкции важны для обеспечения эффективности и согласованности работы сотрудников в рамках системы.
Опытная эксплуатация является следующим этапом в процессе внедрения. Она включает в себя предварительные испытания, опытную эксплуатацию, а также сертификационные и приемочные испытания. Все эти испытания должны быть проведены в соответствии с методиками и программами, которые предварительно утверждаются руководителем организации-заказчика.
Продолжительность опытной эксплуатации после подписания акта сдачи системы должна составлять не менее 3 месяцев. Это необходимо для того, чтобы убедиться в надежности и эффективности работы системы в реальных условиях эксплуатации.
Состав приемочной комиссии, которая занимается приемкой автоматизированной системы в целом, также утверждается руководителем организации-заказчика. Это гарантирует независимость и объективность процедуры приемки системы. Сопровождение системы. На этом этапе должны быть выполнены следующие работы:
- выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами в течение установленных сроков с внесением, при необходимости, изменений в документацию;
- послегарантийное обслуживание в случае обнаружения недостатков.
Для нормальной работы в программе необходимо занести начальные остатки. Внедрение 1С на данном этапе происходит вводом начальных остатков вручную или с помощью программных средств. Целесообразность использования того или иного метода оговаривается на этапе составления ТЗ.
На данном этапе внедрение 1С выполняется комплекс мероприятий по вводу системы в эксплуатацию. Далее запускается тестовая версия системы для обучения сотрудников предприятия, всем сотрудникам рассылаются инструкции по использованию программы и проводятся обучения, как групповые, так и индивидуальные.
При внедрении систем управления предприятие получает целый ряд преимуществ, но также и недостатков системы:
Рис. Преимущества и недостатки внедрения системы 1С
Другими словами, назначение ERP-системы – достичь согласованности в работе различных подразделений компании, что позволяет значительно снизить административные издержки и устранить проблему интеграции данных для разных приложений, поскольку все предприятие работает с единой системой. Использование ERP-систем обеспечивает компании серьезные преимущества перед конкурентами за счет оптимизации бизнес-процессов и значительного снижения оперативных расходов. Системы управления создавались именно для контроля себестоимости продукции, ведущего к достижению конкурентных выгод.
Таким образом, с помощью ERP-систем компании промышленного сектора получают реальную возможность изменить консервативные бизнес-модели, в которых конкурентное преимущество достигается вследствие обладания богатой ресурсной базой. Сейчас важным активом становится интеллектуальный капитал и нематериальные активы, которые находятся в распоряжении компаний, но часто скрыты от взора лиц, принимающих управленческие решения и занимающихся стратегическим развитием компаний. Именно поэтому менеджеры компании рассматривают ERP систему как активную форму интеллектуального капитала, которая структурирует внутренние решения, способствует их обоснованию и предоставляет четкую и прозрачную информацию о текущем финансовом, экономическом состоянии организации и ее производственном потенциале. Стратегической задачей проведения цифровой трансформации является увеличение операционной эффективности для повышения точности, централизации потоков данных и связанности внутренней среды, что облегчает координации работы предприятия.