Потенциал использования электронных образовательных ресурсов для развития лингвострановедческой компетенции у изучающих английский язык в общеобразовательной школе

Данная научная статья исследует значимость лингвострановедческого подхода и использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. Авторы подчеркивают необходимость формирования лингвострановедческой компетенции у студентов, чтобы облегчить межкультурную коммуникацию. Лингвострановедческий материал представлен различными элементами культуры, истории, обычаями и традициями народа-носителя изучаемого языка. Работа с аутентичными материалами и использование мультимедийных средств обучения, включая интернет-ресурсы, обеспечивают репрезентативность, аутентичность и динамичность учебного процесса. Особое внимание уделено использованию электронных образовательных ресурсов для создания естественной языковой среды и разнообразных заданий, разработанных носителями языка.

Аннотация статьи
компьютерные технологии
интернет
межкультурная коммуникация
электронные образовательные ресурсы
лингвострановедение
языковая среда
мультимедийные средства
аутентичные материалы
Ключевые слова

В силу решительных изменений парадигмы образования, которые связаны, с одной стороны, с осознанием обществом значимости культурного фактора в выстраивании продуктивного диалога между представителями различных этнических групп, а с другой – со стремительным продвижением научно-технического прогресса; все большее и большее значение в преподавании иностранных языков обретают лингвострановедческий подход и использование компьютерных технологий.

Определяя перечень учебных материалов, который мог бы быть отнесен к категории лингвострановедческих, следует заметить, что главной целью лингвострановедения как педагогического направления выступает формирование лингвострановедческой компетенции, то есть комплекса знаний о языковых и внеязыковых особенностях народа – носителя изучаемого языка, уместное применение которого способно облегчить межкультурную коммуникацию. Для достижения этой цели языковой индивид должен быть снабжен набором фоновых знаний в том объеме, который хотя бы приближенно мог соответствовать таковому у индивида – носителя культуры и языка.

Таким образом, если давать лингвострановедческим учебным материалам наиболее широкую и общую характеристику, можно с уверенностью говорить о том, что под ними понимаются любые учебные материалы, содержащие информацию о культуре, истории, экономике, быте, обычаях и традициях народа – носителя изучаемого языка, представленные непосредственно на изучаемом языке. Это общее положение может быть конкретизировано следующим образом: лингвострановедческий материал представлен именами и фамилиями людей, принадлежащих к этнокультурному коллективу, язык которого осваивают обучающиеся, пословицами и поговорками, обиходными для такого коллектива, ситуативными клеше, оригинальной прозой и поэзией, другими культурными фрагментами, включающими в себя народное песенное искусство и многое другое.

Важно заметить, что особое предпочтение лингвострановедческий подход отдает использованию широкого спектра репрезентативных аутентичных материалов, поскольку таковые могут выступать в роли универсальных семантизирующих ключей для языковых единиц разного уровня, а кроме того, работа с ними во время урока существенно увеличивает заинтересованность обучающихся в происходящем на занятии. Так, Н.А. Саланович рекомендует к использованию на уроке такие аутентичные материалы, несущие в себе культурно-историческое содержание для народа-носителя, как: подлинные литературные, музыкальные и изобразительные произведения искусства, предметы окружающей действительности (от одежды и мебели до посуды и предметов декора) или же их наглядные изображения.

Принимая во внимание сущностные особенности понятия лингвострановедческого материала, а также три свойственные ему ключевые особенности – репрезентативность, аутентичность и динамичность, – можно сделать вывод о том, что использование мультимедийных средств обучения, а также Всемирной сети «Интернет» способно внести существенный вклад в эффективность работы по формированию лингвострановедческой компетенции у обучающихся. Ведь в актуальная информация в «Интернете» обновляется практически мгновенно, без промедления отражая все изменения, происходящие в культурной и общественной жизни того или иного народа. «Интернет» также предоставляет уникальные возможности для использования аутентичных текстов, фото-, аудио- и видеоматериалов. Наконец, мультимедийность сетевых и электронных площадок позволяет гарантировать высокую репрезентативность этих материалов и интерактивность при работе с ними.

Разумеется, интерес для учителя и обучающихся во время учебной работы в процессе урока представляет не вся информация, представленная в Глобальной сети. Цели и задачи такой работы подразумевают обращение к специальным строго соответствующим образовательным нормам и принципам группам материалов – электронным образовательным ресурсам. Наиболее важным с точки зрения лингвострановедения аспектом обращения к электронным образовательным ресурсам является возможность детально воссоздать естественную языковую среду во время урока английского языка за счет использования различных текстов, аудио- и видеозаписей, тестов, игровых и интерактивных заданий, созданных носителями культуры и языка, или же повествующими об их особенностях.

Ресурс British Council / Learn English предоставляет открытый доступ к базе данных, объединяющей большой объем заданий разной тематики, выполнение которых направлено на освоение иноязычной (английской) устной и письменной речи в непринужденном и зачастую игровом формате. Сайт, на котором размещен данный ресурс, предлагает обратиться к следующим разделам: Skills (навыки), Grammar (грамматика), Vocabulary (лексика), Business English (деловой английский) и General English (общий английский). Теоретический материал и задания во всех разделах удобно сгруппированы по языковым уровням, выделенным в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком. Наиболее интересным с позиции лингвострановедческого аспекта изучения иностранного языка представляется раздел General English, где можно встретить множество упражнений на закрепление основных навыков в области английского языка, которые содержат лингвострановедческую компоненту: например, упражнение на аудирование “Music in Mancester” («Музыка в Манчестере»), где обучающемуся предлагается послушать рассказ о музыкальной сцене крупного британского города, то есть познакомиться с культурной жизнью Великобритании, а затем расставить тематические блоки истории в правильном порядке и ответить на ряд вопросов по ее содержанию; или задание по чтению “The devil’s in the details” («Дьявол в деталях»), даже в названии которого содержится идиома. Данный ресурс может быть классифицирован как детерминированный мультимедийный электронный практикум сетевого распространения со вспомогательным функционалом.

Cambridge English Language Assessment – это комплексный ресурс для изучающих и преподающих английский язык, в основную целевую аудиторию которого составляет преподавательский состав, осуществляющий подготовку обучающихся к сдаче кембриджских экзаменов, а также сами экзаменующиеся. Тем не менее, такая, казалось бы, узкая специализация и определенный специфический формат не исключают использование представленных на сайте материалов в рамках школьного обучения. Раздел Learning English (изучение английского языка) предоставляет доступ к широкому кругу различных заданий, позволяющих отработать основные речевые умения. Удобный фильтр, сортирующий упражнения по целевому навыку (грамматика, аудирование, произношение, чтение, говорение, лексика и письмо), уровню владения языком (базовый, свободный, мастерский) и ориентировочной длительности (0-5, 5-10 и 10+ минут). Наиболее подходящей для обучающихся старшей школы представляется подборка упражнений, относящаяся к группе «свободного» владения, соответствующего уровню B1-B2 Общеевропейских компетенций владения иностранным языком. Многие задания, предоставленные ресурсом, способствуют развитию лингвострановедческой компетенции у обучающихся. Например, упражнение Take, make, and do, в процессе выполнения которого отрабатывается навык использования устойчивых глагольных словосочетаний, позволяет иноязычному языковому индивиду усвоить тонкую разницу между сходными по значению коннатотивными лексическими единицами; а задание на аудирование Agreeing and disagreeing способствует успешному усвоению правил речевого этикета, принятого в англоязычном обществе. Данный ресурс может быть охарактеризован как комплексный (сочетает в себе учебно-методические, обучающие, вспомогательные и тестирующие функции), мультимедийный, сетевой и детерминированный.

ABC-English – это комплексный, многогранный электронный образовательный ресурс для изучения английского языка. Ресурс охватывает по истине огромное количество информации и заданий разнообразного самого разнообразного характера, на нем можно найти как тематические словари и грамматические правила, так и телешоу, радиопередачи и стихи на английском языке. Лингвострановедческую компетенцию развивают аудио- и видео- и текстовые материалы, представленные на сайте (например, видеоинтервью Emma Watson: Life After Harry Potter; запись радиопередачи «Голос Америки» American History: Truman Wins the Election of 1948; или статья This year was UK's second-warmest ever), поскольку они служат цели погружения обучающегося в языковую среду, приближенную к естественной. Кроме того, сайт изобилует справочными материалами по лексике, входящей в состав группы предметов лингвострановедения. К ним относятся разделы: Идиомы, Сленг, Цитаты, Скороговорки, Считалочки, Пословицы, Афоризмы, Анекдоты, Загадки, Сказки. В числе недостатков данного ресурса следует отметить слабую (практически отсутствующую) структуризацию материалов. ABC-English является не полноценным методическим средством, но источником для их разработки. Данный сайт является вспомогательным мультимедийным детерминированным электронным справочником сетевого распространения.

Сеть «Интернет» предоставляет доступ к широкой, репрезентативной и качественной базе электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы для развития лингвострановедческой компетенции у обучающихся школ. Потенциал электронных образовательных ресурсов заключается в их основных преимуществах – наглядности, мультимедийности, интерактивности, гибкости и способности эмулировать естественную языковую среду – которые удовлетворяют основные потребности лингвострановедения.

Текст статьи
  1. Откидач, О.И. Использование ЭОР на уроках иностранного языка на разных этапах обучения школьников / Электронный журнал Экстернат.РФ. – 2017. – URLhttp://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/146-preschool-foreign/11530-Ispolzovanie_EOR_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.html (дата обращения: 13.03.2023).
  2. Саланович, Н.А. Использование лингвострановедческих материалов при обучении иностранному языку / Н.А. Саланович // ИЯШ – 2012. – № 4. – С. 81-85.
  3. ABC-English: сайт. – URL: http://abc-english-grammar.com/ (дата обращения: 13.03.2023).
  4. British Council Learn English: сайт. – URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/ (дата обращения: 13.03.2023).
  5. Cambridge English Language Assessment: сайт. – URL: https://www.cambridgeenglish.org/ (дата обращения: 13.03.2023).
Список литературы