Убийство чести – убийство члена семьи, чаще всего (но не обязательно) женского пола, совершённое родственниками за навлечение на семью позора (бесчестие).
Под бесчестием обычно подразумеваются запретные в данной культуре действия сексуального характера: для женщин – супружеская измена, добрачный секс, изнасилование (происходит убийство жертв изнасилования), для мужчины – гомосексуализм [1].
Решение об убийстве принимает мужская половина семьи, которая и считается оскорбленной поведением родственницы.
Интересно, что убийство по мотивам чести не является какой-то древней традицией народов Кавказа, однако практика убийств чести, хоть и не закрепленная в адатах (свод законов у горцев) существовала в действительности, о чем свидетельствуют законы, указывающие на это.
Например, в одной из статей Свода законов Умма-Хана аварского говорится «Кто прикоснется к женщине из-за низменных побуждений, то с него взыскиваются 2 быка, половина дията и он на 1-1/2 года изгоняется из аула. Если женщина из-за этого будет убита, то надлежит убить того, кто к ней прикасался.». То есть, ответственность с мужчины не снималась [2].
А согласно законам Постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана и вовсе решение о том, было бы совершено преступление зависело от участников, например, согласно одной из статей Прелюбодеяние раба с бике (госпожа) оставалось безнаказанным [3].
Первый же описанный в литературе случай "народной казни женщины" произошел 2 апреля 1866 года в селе Тлядал, Бежтинского участка Дагестана (тогда Калакахъ). В реке нашли брошенного новорожденного ребенка, после чего обследовали всех женщин села. У одной из них в груди обнаружили молоко. Это была Хадижама, разведенная женщина, которая заявила, что ее изнасиловал бывший муж (По адату об изнасиловании требуется заявлять сразу же, иначе заявление не принимается и женщина признается виновной). Хадижаму забили камнями и похоронили не на общем кладбище, а отдельно. Мужчину, которого она обвинила, не наказали.
Также убийства по мотивам чести, в том виде, в котором практика существует сегодня в республиках Северного Кавказа не имеют отношения к исламу.
То есть, ислам допускает строгое наказание за прелюбодеяние, в том числе смертную казнь, однако самосуд шариатом строго запрещен.
К тому же, по нормам ислама недостаточно просто слухов о порочном поведении женщины. Необходимо проведение расследования и решение судьи.
Для того чтобы обвинить человека в прелюбодеянии, необходимо четыре надёжных, благочестивых свидетеля, которые видели проникновение полового члена [5].
Если обвинители не найдут четырёх свидетелей, то они могут быть приговорены к восьмидесяти ударам плетью за необоснованное обвинение в прелюбодеянии и клевету. В случае признания шариат рекомендует судье проигнорировать первые три признания и дать время подумать. После четвёртого признания шариатский судья обязан вынести приговор [6].
6 декабря 2018 г. Проект «Правовая инициатива» опубликовал отчет «Убитые сплетнями». Убийства женщин по мотивам «чести» на Северном Кавказе, где на основании качественных методов исследования была предпринята попытка научного осмысления проблемы убийств женщин по мотивам «чести» в республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия и Чечня) [7].
На сегодняшний день проблема все еще актуальна, тема мало изучена и практически не освещается, а преступления остаются скрытными и не выявленными, что значительно затрудняет получение статистических данных о ситуации, в настоящий момент.
Убийства по мотивам чести, как разновидность гендерно мотивированных убийств женщин и девочек – не выделены в отдельный пункт или статью Уголовного Кодекса Российской Федераций, более того, тот самый мотив чести, порой служит даже смягчающим обстоятельством несмотря на то, что не имеет никакого определения в праве и законе Российской Федерации.
Так, при вынесении решения судьи могут ссылаться на то, что причиной убийства послужил аморальный образ жизни, который для обвиняемого, ввиду особенностей традиционного и/или религиозного уклада жизни, стал причиной психотравмирующей ситуации, в результате чего он совершил убийство.
Наказания за подобные преступления, часто не превышают 6-7 лет лишения свободы, даже с учетом того, что убитые были в беспомощном состоянии, несовершеннолетними или обвиняемому заведомо был известен факт беременности жертвы преступления.
А иногда убийц даже не лишают свободы, а лишь ограничивают на небольшой срок, как например в резонансном деле в Ингушетии, когда мужчине, убившем сестру, дали всего лишь 2 года ограничения свободы. У девушки остались двое детей.
Часто преступления и вовсе не регистрируются и не расследуются, особенно, если дело касается закрытой сельской местности, где население сплочено родственными связями.
Исчезновение убитой объясняется тем, что она просто уехала и в правоохранительные органы не заявляется. А, поскольку в небольших населенных пунктах сотрудники полиции могут быть родственниками подозреваемого в совершении преступления, выражающими ему сочувствие и оправдание и традиционно считающими виновной именно жертву, то рассчитывать на расследование подобных исчезновений и вовсе не приходится.
Причиной для совершения акта убийства чести, наиболее часто служат слухи, дошедшие до семьи девушек, которые могут вовсе не проверяться. При этом, лицо, распространяющее сведения, порочащие честь и достоинство и, порой заведомо знающее о последствиях своих действий, не несёт абсолютно никакой ответственности.
То есть, следствие и вовсе не предпринимает никаких действий для установления лица, способствовавшего совершению преступления, возможно заинтересованного в нём.
Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство всех перед законом и судом [8]. Однако, подобные отсылки к традициям, религии, при вынесении приговора, обвиняемым в убийстве по мотивам чести, нарушают принцип равенства и являются дискриминацией по отношению к убитым.
В результате чего убийца получает меньшее наказание, чем получил бы, не имея в качестве мотива, затронутую честь.
Общество в республиках Северного Кавказа относится к убийствам чести снисходительно.
При чем мужчины более лояльны к подобной практике, нежели женщины.
Так, например, тренер из Чеченской Республики, в своем интервью рассказывает:
«…Как-то к моему односельчанину пришел двоюродный брат и сказал: «Я слышал, что твоя родная сестра гуляет». Тот переспросил: «Ты слышал?» – «Да, я слышал».
И мой знакомый сказал: «Хорошо, пойдем». Зашли в дом к этой девушке и выпустили в нее две обоймы. Убили. Почему? Дело не в том, правда это или слухи, что она гуляла. Это делается для устрашения остальных. Гуляла – не гуляла, но если начались разговоры, то будь показательным примером для общества. Когда в роду есть хоть один случай подобной расправы, то в этом роду ни одна юбка никуда не бегает. Все возвращаются домой до темноты» [9].
“Зашли в дом и выпустили в нее две обоймы»
Чеченские мужчины – о правах женщин, порядках и «убийствах чести»
Лидия Михальченко
16 мая 2019
Убийство чести – это справедливость и порядок. Закон нашего общества. Без убийств чести не будет и порядка. Женщина – мать. Ее честь – главное для рода. Не богатство, не статус, а честь важнее» (имам мечети, Ингушетия)
Такая тенденция, разумеется, тоже оказывает влияние на решение судей, как членов общества. В конце концов, мы получаем отсутствие юридически грамотной квалификации преступлений по мотивам чести, попустительство в их расследовании, отсутствие внимания к пособникам преступления и, в результате распространение и использования практики как средства уклонения от должной уголовной ответственности.
Более того, как видно из практики, часто убийца может покрыть с помощью убийства чести свое преступление, например изнасилования или домогательства в отношении убитой.
Поскольку, в случае использования мотива чести, убийство вдруг становится социально одобряемым, это является дополнительной почвой для совершения подобных преступлений.
Таким образом, необходимо
- Дать, в рамках закона, определение убийствам по мотивам чести, как гендерно мотивированным преступлением, в отношении женщин. Поскольку существует проблема квалификации убийства по мотиву чести, по причине отсутствия однозначно понимаемых критериев его отграничения от убийства, квалифицируемого по ст.105 УК РФ.
- Учитывать и давать правовую оценку всем участникам преступления, в том числе лицам, подстрекавшим к совершению преступления, посредством распространения слухов, порочащих честь и достоинство жертвы преступления.
- Признать недопустимыми отсылки к традициям, при ведении следствия и вынесении решения, в отношении преступника.
- Учитывать тот факт, что убийство по мотивам части носит идеологический характер и слишком маленькая ответственность за их совершение ведет к распространению преступления, а посему использовать мотив чести, как отягчающее обстоятельство, а не наоборот.