Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Управленческое общение в современной системе управления

Управленческое общение в современной системе управления

Автор(-ы):

Пономарева Лилия Анатольевна

30 июня 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

культура общения
управленческое общение
интерактивная сторона общения
коммуникация

Аннотация статьи

В статье говориться о том, что управленческое общение обеспечивает эффективность и даже саму возможность управленческих действий, в связи с чем возрастает необходимость формирования культуры общения, и особенно – профессионального общения, а значит и теоретической разработки этой стороны профессиональной деятельности и личности.

Текст статьи

Кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни российского общества, ломка старых и формирование новых норм, ценностей связаны с наличием противоречий между различными людьми, группами, защищающими разные интересы и ценности. Часто эти противоречия перерастают в конфликты, которые не способствуют продуктивному осуществлению реформ, утверждению новых основ общества, отрицательно влияют на самочувствие людей и стиль их общения.

Необходимость владения знаниями законов, особенностей, техникой и технологией общения диктуется современной социально-психологической ситуацией, характеризующейся напряженностью и требующей повышенной собранности от человека в различных ситуациях, где он вступает в отношения с другими людьми.

Среди других сфер деятельности управленческая деятельность, успешная работа руководителя в большой степени зависит от того, насколько он владеет профессиональной культурой общения. Поэтому и в программах профессиональной подготовки управленческих кадров, и в курсах переподготовки и повышения квалификации непременно присутствуют в большем или меньшем объеме занятия по культуре делового общения или этике служебных отношений. Проводимые в рамках этих курсов и спецкурсов практические занятия, тренинги способствуют развитию коммуникативных умений слушателей, развивают их социально-персептивную компетентность, повышают мотивацию к работе над собой, к выработке индивидуального эффективного стиля общения [6].

В этих условиях возрастает необходимость формирования культуры общения, и особенно – профессионального общения, а значит и теоретической разработки этой стороны профессиональной деятельности и личности.

С научной точки зрения общение (взаимодействие) – это не только условие, а скорее, самостоятельная часть этой деятельности.

Ученые мирового сообщества, анализируя управленческую деятельность, связывает управленческие коммуникации с тем, что они определяются как «коммуникативно-регулирующая» или «коммуникативно-организационная» функция руководства.

Управленческое взаимодействие, имеет три стороны: коммуникативную (обмен информацией); персептивную восприятие друг друга в процессе общения); интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения). В реальном процессе взаимодействия все они переплетены и взаимно обусловливают друг друга [2, 6].

Надо сказать, что отсутствие умений и навыков управленческого взаимодействия, и коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу, его самого, и подчиненных. Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности.

Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого взаимодействия, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Здесь необходимо понимание, что не всегда общение, управленческое по форме, является управляющим по существу. Управляющим оно бывает только при наличии, как минимум, двух условий: во-первых, благодаря ему решаются управленческие задачи; во-вторых – его участники получают возможности для самореализации, самосовершенствования, достижения успеха. Только при выполнении этих двух условий управленческое общение будет эффективным по существу [3].

Практически любое дело можно выполнить плохо, удовлетворительно, хорошо и отлично. Когда человек делает что-то без желания или вопреки желанию, то это не обязательно плохо, но и не отлично, так как делать дело отлично – значит искать новые, более эффективные пути решения задачи, включать свой творческий потенциал, проявлять инициативу, чтобы сделать лучше. Если подчиненный не согласен с требованием руководителя, то он либо будет делать все в пределах требований, чтобы только не быть наказанным, либо на свой страх и риск выполнять задачу так, как считает нужным [4, 5].

Для более углубленного исследования понятия управленческого взаимодействия, наиболее важны следующие функции:

  • Функция социализации. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, коммуникативные ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
  • Контактная функция. Цель этой функции – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимно ориентированности.
  • Координационная функция, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.
  • Функция понимания, то есть не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнёрами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и так далее).

Ориентация в этих функциях и умелое пользование ими помогает выявить причины возникающих трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения. Разработка теоретических основ управленческого общения имеет своей целью повышение его эффективности. Поэтому не праздным является вопрос о том, какое управленческое общение мы будем считать эффективным.

Иногда эффективность управленческой коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей участниками общения. Но в управленческом общении может быть два и более партнёра, и каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели собеседника, а иногда и противоположную. Например, руководитель может ставить своей целью убедить подчинённого в необходимости выполнения какой-либо работы, а подчинённых, в свою очередь, может стремиться отказаться от этого поручения. Цели противоположны и, при отсутствии компромиссного решения, решение для одного из участников будет «неэффективным» [1, 7].

Таким образом, эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом.

Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.

Список литературы

  1. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности промышленного предприятия [Электронный ресурс] / П.Г. Рябчук, А.В. Федосеев, Л.С. Мурыгина, А.И. Тюнин, И.И. Плужникова // Вестник алтайской академии экономики и права. – 2021. №10-2 – С. 167-172.
  2. Базавлуцкая Л.М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / Л.М. Базавлуцкая – Проблемы экономики, управления и права современной России. – Сборник научных трудов по материалам 1 региональной научно-практической конференции. – 2016. – С. 87-92.
  3. Базавлуцкая Л.М. Теория управления персоналом: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Л.М.Базавлуцкая – Челябинск: Изд-во ЗАО А.Миллера», 2019. – 100с. – ISBN 978-5-93162-207-1.
  4. Базавлуцкая Л.М., Формирование организаторской культуры у будущих менеджеров: Диссертация кандидата педагогических наук: 29.03.2011 / Базавлуцкая Лиля Михайловна; науч. рук. Е.А. Гнатышина; Челябинск, 2011. – 185с.
  5.  Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: коллективная монография / Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Н.В. Уварина [и др.]. – М.: Изд-во ООО «Цицеро» Свердловский пр. 60, отпечатано в типографии Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 273 с. – ISBN 978-5-91283-472-1.
  6. Тюнин А.И. Причины трудовых конфликтов / В сборнике: Фундаментальная и прикладная наука Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2014 год. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». Челябинск, 2015. С. 225-227.

Поделиться

1155

Пономарева Л. А. Управленческое общение в современной системе управления // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.I.С. 94-96. URL: https://apni.ru/article/6667-upravlencheskoe-obshchenie-v-sovremennoj

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня