Изучение английского языка по фильмам и сериалам

Автор раскрывает значение английского языка в современном мире, знакомит читателя с основными методиками обучения иностранным языкам. Рассматривается метод изучения английского языка по фильмам и сериалам, как эффективный и интересный формат обучения, благодаря которому ученик развивает навык восприятия английской речи на слух, улучшает произношение и узнает новые слова и выражения. В статье представлены список фильмов и сериалов для каждого уровня, а также практические рекомендации.

Аннотация статьи
изучение иностранных языков
произношение
языковые навыки
фильмы
сериалы
вокабуляр
Ключевые слова

Глобализация и постоянное взаимодействие людей из разных стран предполагают знание английского языка. Данный язык выступает посредником между разными языковыми коллективами, способствует познанию новой информации и расширению кругозора. Именно поэтому проблема изучения английского языка остается актуальной по сей день.

Овладение любым языком предполагает постоянное совершенствование методик, выбираемых для обучения, и создание новых. Так как английский язык является вторым языком после родного, то этому процессу следует уделять особое внимание. Поскольку успех или провал программы освоения любого языка часто оценивается с точки зрения используемого метода, следовательно, он определяет содержание и способ изучения языка.
Существует множество методов, направленных на овладение определенным языком. С течением времени некоторые методики устаревают, другие же подстраиваются под изменяющиеся реалии, становясь более эффективными.

Рассмотрим основные методики изучения иностранных языков:

 

1. Грамматико-переводная методика (The Grammar-Translation method)

Метод грамматического перевода (GTM) развился из классического метода, который использовался с XV века в изучении латинского и греческого языков - обоих давно умерших языков. Основными задачами является овладение грамматикой изучаемого языка и практика двустороннего перевода. Стоит отметить, что попытки научить произношению практически не предпринимаются, так как делается упор на совершенствование навыков чтения и письма. В результате ученик получает высокие знания грамматики, умение переводить тексты, однако способность свободно коммуницировать с носителем отсутствует, либо находится на низком уровне.

 

2. Аудио-лингвальный метод (Audio-Lingual method)

Данная методика широко использовалась в 1950-х и 1960-х годах, все ее средства были направленны на изучение и запоминание лексических и грамматических шаблонов, существующих в языке. Для их освоения ученик должен прослушать текст или диалог, а потом несколько раз его повторить. Эти шаблоны повторяются до тех пор, пока ответы студента на иностранном языке не станут автоматическими. К недостаткам аудио-лингвальной методики относят непонимание фраз или слов, выходящих за рамки шаблона, и отсутствие практики навыков письма и чтения.

 

3. Коммуникативная методика (Communicative method)

Внимание в данной методике сконцентрировано на языковых навыках общения. Преподаватель создает приближенные к жизни коммуникативные ситуации, в рамках которых нужно решить какую-либо проблему, узнать информацию. Например, поговорить с продавцом-консультантом, уточнить местоположение какого-то объекта и т.д. Подобные диалоги могут «разыгрываться» как между учениками, так и между преподавателем и учеником. В рамках коммуникативной методики равномерно и последовательно изучается как грамматика, так и лексика определенного языка.

Что же представляет собой метод изучения языка по фильмам и сериалам?

Основные задачи данного метода:

  • Усовершенствовать навык восприятия изучаемого языка на слух;
  • Расширить словарный запас, внедрить актуальные выражения, фразовые глаголы, сленг в активный словарный запас;
  • Улучшить произношение.

Данный метод изучения английского языка можно назвать комплексным, так как развиваются практически все навыки, необходимые для освоения языка: говорение, восприятие речи на слух, чтение и письмо. Такой формат обучения интересен и удобен, что значительно повышает его эффективность. Герои фильмов используют в своей речи разные разговорные сокращения, фразовые глаголы и сленговые слова, именно поэтому данный метод способствует пониманию англоговорящих людей в повседневной жизни. Во время просмотра ученик слышит живую речь, следовательно, в процессе обучения осваивает интонации, логические паузы и произношение. Ученик начинает придерживаться их темпа и манеры речи, таким образом, постепенно происходит неосознанное копирование речи носителей языка. Данный метод может быть осуществлен как в рамках групповых занятий с преподавателем, так и самостоятельно. Также есть возможность выбрать жанр и тематику видеоматериалов, все зависит от предпочтений и интересов ученика. Чтобы получить максимальный эффект от просмотра, следует выбирать фильм или сериал в соответствии с личным уровнем знания языка.

Уровни знания английского языка и рекомендуемые фильмы и сериалы:

  1. Elementary (A1). Для этого уровня характерно умение читать короткие тексты, знание базовой лексики, повседневных выражения и фраз. Ученик способен рассказать общую информацию о себе: назвать имя, место проживания, любимый цвет, хобби. Рекомендуемые фильмы и сериалы для уровня Elementary: «The Jungle Book» («Книга джунглей»); «Peppa Pig» («Свинка Пеппа»); «Winnie the Pooh» («Винни Пух»); «Mike’s New Car» («Новая машина Майка»); «Frozen Fever» («Холодное Торжество»); «Cars» («Тачки»).
  2. Pre-intermediate (A2). Обучаемый может читать небольшие тексты, писать сообщения, используя знакомую лексику. Ученик способен узнавать информацию о местоположении, ценах и условиях чего-либо, а также поддерживать бытовую беседу. Фильмы и сериалы, рекомендуемы для данного уровня: «The Lion King» («Король лев»); «Frozen» («Холодное сердце»); «Adventure Time» («Время приключений»); «Chip 'n' Dale» («Чип и Дейл спешат на помощь»); «Tangled» («Рапунцель»); «Up» («Вверх»); «Finding Nemo» («В поисках Немо»); «WALL-E» («ВАЛЛ-И»).
  3. Intermediate (B1). На данном этапе ученик уже может рассказать о действиях, совершенных в прошлом или запланированных на будущее, выразить собственное мнение по какому-то вопросу, вести неподготовленный диалог на известные темы. Также может написать небольшое письмо без помощи словаря, воспринимать английскую речь на слух. Наиболее подходящие фильмы и сериалы для уровня Intermediate: The Simpsons («Симпсоны»); Shrek («Шрек»); «Gravity Falls» («Гравити Фолз»); «13 Reason Why» («13 причин почему»); Breakfast at Tiffany’s («Завтрак у Тиффани»); Aladdin (Аладдин); «Princess and the frog» («Принцесса лягушка»).
  4. Upper-intermediate (B2). Для данного уровня характерна способность свободно общаться на разные темы, читать статьи или художественные тексты, понимать интервью на английском языке. Ученик не боится задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, делает это уверенно. Используются более сложные грамматические конструкции и лексемы. Фильмы и сериалы для данного этапа обучения: «The Simpsons» («Симпсоны»); «The Office» («Офис»); «Friends» («Друзья»); «Forrest Gump» («Форест Гамп»); «The Big Bang Theory» («Теория Большого Взрыва»); «Stranger Things» («Очень странные дела»); «The Umbrella Academy» («Академия Амбрелла»).
  5. Advanced (C1). Для этого уровня характерно умение читать и анализировать неадаптированные статьи и книги, понимать речь носителей, различать произношения и диалекты. Ученик может писать сочинения на любую тему, использовать сложные синтаксические конструкции и стилистически окрашенную лексику. Свободно коммуницирует с носителем, может четко донести свою мысль и понять собеседника. Рекомендуемые к просмотру фильмы и сериалы: The Matrix («Матрица»); Pirates of the Caribbean («Пираты Карибского моря»); Star Wars («Звездные воины»); The Lord of the Ring («Властелин колец»); Interstellar («Интерстеллер»); Doctor Who («Доктор Кто»); Game of Thrones («Ирга Престолов»); Sherlock («Шерлок»).

Эффективность данного метода зависит не только от выбора материала, подходящего по уровню, но и других факторов. Во-первых, на начальных этапах следует использовать субтитры при просмотре, однако, стоит отметить, что они должны быть именно английские. Если ученик спокойно воспринимает речь на слух, то субтитры можно не использовать. Во-вторых, важно разбивать экранное время на смысловые части, пересматривать их по несколько раз, пока не будет понятен смысл и услышано каждое слово. Неизвестные слова, фразы рекомендуется выписывать отдельно вместе с переводом. В-третьих, следует повторять новую лексику, произносить ее вслух, пересматривать определенные части видеоматериала, где она использовалась. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций поможет достичь наивысшего результата.

Овладение иностранным языком требует регулярности действий, усердия и целеустремленности. Важно помнить, что обучение – это длительный процесс, и на каждом этапе нужно прилагать максимум усилий для достижения желаемого результата.

Изучение английского языка по фильмам и сериалам – это интересный и эффективный метод освоения данного языка. Если добросовестно выполнять все требования, следовать рекомендациям, то у каждого получится усовершенствовать свой уровень знаний английского языка.

Текст статьи
  1. Блог по английскому языку / Статья «Как учить английский по сценам из фильмов» / [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.fluentu.com/blog/english-rus/изучение-английского-по-фильмам/
  2. Инглекс Блог / Статья «Как учить английский по мультикам: советы и полезные ссылки»/ [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://englex.ru/how-to-learn-english-with-cartoons/
  3. Инглекс Блог/Статья «Уровни владения языком»/ [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://englex.ru/cat-english-levels/
  4. Обучение, образование в России и за рубежом/Статья «Методики изучения иностранных языков» / [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://education.forbes.ru/authors/metodiki
Список литературы