Главная
Конференции
Развитие естествознания, технических и социально-гуманитарных наук в современном мире
Методика преподавания дисциплины «Современная зарубежная архитектура и дизайн»

Методика преподавания дисциплины «Современная зарубежная архитектура и дизайн»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

екции
автор
биография
художественное архитектурное проектирование
композиционный исилуэтный поиски
методика работы мастера в архитектурной и проектной графике
пространственное и творческое мышление
премия Притцкера

Аннотация статьи

В статье рассматриваются сущность, методика преподавания Истории современной Зарубежной архитектуры и дизайна, ее значение в формировании у студентов теоретических практических навыков, с учетом полученной информации. Автором достаточно подробно и доступно раскрывается методика работы зарубежных мастеров архитектуры в их поиске объемно-пространственного, силуэтного, композиционного и технического решения в сложных архитектурных задачах, а также этапы архитектурно-художественного творческого проектирования, иллюстрируемые некоторыми графическими изображениями, заимствованными из цикла лекций Автора.

Текст статьи

Изначально, в лекциях по указанной дисциплине, ставится задача – не оказывать услуги студентам – но научить мыслить и понимать искусство Архитектуры, являющейся одной из сложнейших в творческом и техническом плане науке! И здесь применение электронных средств обучения, с показом реализованных объектов Мастеров мирового уровня, их ручной профессиональной графикой, основанной на классической преемственности в собственном обучении профессии архитектора, высказывании самого автора!

Составляющими элементами Лекций можно считать:

  • биографию и приход в профессию, обучение и дальнейший путь становления будущего Мастера, преемственность в его архитектуре,
  • представление о профессии архитектора через высказывания самих Мастеров архитектуры,
  • наличие необходимых художественных и технических навыков,
  • понимание работы конструкций архитектурных сооружений,
  • в объёмно-пространственной композиции сооружения – понимание чувства ритма и ее единства, динамики масс и цельности, уравновешенности композиции с выразительностью форм, которые в итоге и приводят к цели создаваемого архитектурного произведения!
  • яркая индивидуальность в творчестве конкретной личности архитектора, его креативность в подходах разработки объектов.
  • коммуникативность в дизайне представления проекта, и современные формы визуализации произведения автора.
  • методы пространственного и функционального мышления зодчего, в разрабатываемом им, или его мастерской, объекта, которые взаимодействуют с конкретной природной или городской средой, условиями строительства.

Учет характера итоговой формы произведения, соответствующий его функциональной художественной организации – основа современного архитектурно-дизайнерского образования. В лекциях отмечается успешная деятельность Мастеров, при использовании ими знаний новейших достижений естественных и гуманитарных наук, прикладных дисциплин, непосредственно влияющие на строительство и дизайн, учитывающих запросы собственно, как конкретного Заказчика, так и Общества в целом. Использование новейших, современнейших технологий как то – цифровые информационные системы с применением «Авионики», новые композиционные конструкционные материалы, солнечная и ветровая энергетика, системы безопасности людей, контроль и автоматизация жилья, биотехнологии в архитектуре и «зеленая архитектура», гелиотектура, т.н. «доступный» дизайн – дают возможности Мастеру оказывать влияние на развития мировой архитектуры и дизайна. При этом, возможно, сам творец архитектуры не задумывается об этом. Как стили – только со временем, они формируются и определяются по определенным критериям!

Успехи в естествознании о биосфере и ноосфере предлагают дальнейшего развития человечества. Именно в ноосфере архитектура и дизайн рассматривались как возможное продолжение естественной природы, что, в частности и нашло отражение в работах зарубежных и советских архитекторов. В мировой зарубежной архитектуре это стили «органический» Фрэнка Ллойд Райта, и «биотек» Николаса Гримшоу, в определенном смысле – направлении «гелиотектура» современных российских архитекторов. Последовательно развиваясь, а где-то и пересекаясь, эти направления обеспечивают тенденцию новых искусственных Пространств земли. Происходит непрерывное формирование нового, современного архитектурно-дизайнерского творчества, оказывающего прямое влияние на архитектурное образование.

С учетом потребностей особенностей современного образования, отражаемых в представлениях о назначении сегодняшней архитектуры - XXI века определены направления в лекционном материале:

  • альтернативная архитектура или «зеленая» - как путь использования новых видов энергии, сохранения экологического равновесия, природных материалов;
  • бионика как наука – на основе изучения, которой и закономерностей природы архитектор создает по ее образцам необычные по конструкции и материалам объекты архитектуры – Фриденсрайх Хундертвассер, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и др.
  • архитектура экстремальных условий обитания, когда возникают нетрадиционные методы и подходы в архитектурно-технологическом формировании объектов – например, гелиотектура.

Совместное со студентами прочтение, прослушивание и обсуждение видеоряда лекций, последующие написание реферата и сдача экзамена по Зарубежной архитектуре – метод обучения молодых архитекторов – дизайнеров направлен на то, чтобы содействовать развитию и укреплению навыков, творческих способностей будущего архитектора-дизайнера в области проектирования общественных зданий и сооружений, сельской, городской среды и дизайна пространств.

В свою очередь, современное архитектурно-дизайнерское творчество студентов воспринимается как вопрос существования прошлого, настоящее и будущее в развитии обучения. И здесь, в цикле лекций, проводится изучение исторического опыта развития мировой зарубежной архитектуры и дизайна среды, системы образования на опыте Мастеров мирового класса, в том числе и лауреатов архитектурной премии Притцкера, являющейся аналогом премии Оскар! Практический опыт выдающихся архитекторов ХХ столетия и начала ХХ1 века передается через высказывание самого Мастера, что позволяет учащимся применять на практике массу функциональных апробированных знаний, и при этом новые приобретенные знания передаются непосредственно от преподавателя – практика студенту. К слову – быстрое развитие и усложнение современных технических, специальных задач в архитектуре и дизайне среды последовательно ведет к привлечению архитекторов с большим опытом, производственной практикой к обучению студентов своей профессии. Это касается как практических, так и теоретических задач в обучении. Пример – факт появления новых архитектурных школ, творческих объединений дизайнеров, художников разного профиля таких как Баухауз в Германии, 1919–1933 гг., ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН в России, 1920-1932 гг., «Стиль» в Голландии, 1917-1932 гг., Чикагская школа в Европе и Америке, 1880-1910 гг. и многие другие. Ими были открыты разные направления в образовании и практике в области архитектуры и дизайна, что также изучается в лекциях по Современной зарубежной архитектуре и дизайну.

Изучение архитектурных школ «Баухауз», Х.П. Берлаге (1856-1934) – голландский архитектор и мастер направления югендстиля, основоположник современной голландской архитектуры, группы архитекторов «Стиль» и «Вендинген», а также Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Ван дер Лек и Вильмос Хушар, скульптор Жорж Вантонгерлоо и Казимир Малевич (1879-1935) – все это упоминается, изучается в контексте биографий о творчестве архитекторов современного зарубежья. Творчество этих и других художников ХХ века отличалось стремлением к простым формам, отказу от украшательства, перегруженности в деталях, стремлению к гармонии пропорций и красоты изделий, к естеству природных материалов, поиску нестандартных, гармоничных решений в своих произведениях. Тот же Малевич, например, применял простые очевидные геометрические фигуры – прямоугольник, квадрат и т.д., создавая таким образом свои знаменитые композиции, оказав в том числе влияние на последующее развитие европейской архитектуры и дизайна.

Таким образом, Лекции по изучение предмета «Современная зарубежная архитектура и дизайн», учитывают основные современные, непростые требования и задачи в обучении студентов на кафедре архитектуры Государственного университета землеустройства. Факультет архитектуры Государственного университета землеустройства, существующий уже почти 55 лет, предполагает систему начального и конечного срока обучения по специальности бакалавриат и магистратуру с соответствующими учебными программами и практики.

Список литературы

  1. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Архитектура" / Сер. Высшее профессиональное образование. Архитектура. (3-е изд., стер.) Москва, 2010.
  2. Лезина Е.П. Развитие современной зарубежной и русской архитектуры ХХ века // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 33. С. 11-16.
  3. Инновации и перспективы развития архитектурной теории и практики / Ильвицкая С.В., Иванов И.Н., Ильина E.А., Базилевич А.М., Лимонад М.Ю., Петрова Л.В., Этенко В.П., Конев С.В., Конева Е.Ю., Осипов А.В., Головкин А.Б., Пакунова Т.А., Миронова Е.И., Смирнов С., Баранов В.Н., Брагин А.А., Наумкин Г.И., Раклов В.П., Нехин С.С., Быкова Б.А. и др. Москва, 2019.

Поделиться

887

Голышев Е. А. Методика преподавания дисциплины «Современная зарубежная архитектура и дизайн» // Развитие естествознания, технических и социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 июля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/6675-metodika-prepodavaniya-distsiplini-sovremenna

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря