Изначально, в лекциях по указанной дисциплине, ставится задача – не оказывать услуги студентам – но научить мыслить и понимать искусство Архитектуры, являющейся одной из сложнейших в творческом и техническом плане науке! И здесь применение электронных средств обучения, с показом реализованных объектов Мастеров мирового уровня, их ручной профессиональной графикой, основанной на классической преемственности в собственном обучении профессии архитектора, высказывании самого автора!
Составляющими элементами Лекций можно считать:
- биографию и приход в профессию, обучение и дальнейший путь становления будущего Мастера, преемственность в его архитектуре,
- представление о профессии архитектора через высказывания самих Мастеров архитектуры,
- наличие необходимых художественных и технических навыков,
- понимание работы конструкций архитектурных сооружений,
- в объёмно-пространственной композиции сооружения – понимание чувства ритма и ее единства, динамики масс и цельности, уравновешенности композиции с выразительностью форм, которые в итоге и приводят к цели создаваемого архитектурного произведения!
- яркая индивидуальность в творчестве конкретной личности архитектора, его креативность в подходах разработки объектов.
- коммуникативность в дизайне представления проекта, и современные формы визуализации произведения автора.
- методы пространственного и функционального мышления зодчего, в разрабатываемом им, или его мастерской, объекта, которые взаимодействуют с конкретной природной или городской средой, условиями строительства.
Учет характера итоговой формы произведения, соответствующий его функциональной художественной организации – основа современного архитектурно-дизайнерского образования. В лекциях отмечается успешная деятельность Мастеров, при использовании ими знаний новейших достижений естественных и гуманитарных наук, прикладных дисциплин, непосредственно влияющие на строительство и дизайн, учитывающих запросы собственно, как конкретного Заказчика, так и Общества в целом. Использование новейших, современнейших технологий как то – цифровые информационные системы с применением «Авионики», новые композиционные конструкционные материалы, солнечная и ветровая энергетика, системы безопасности людей, контроль и автоматизация жилья, биотехнологии в архитектуре и «зеленая архитектура», гелиотектура, т.н. «доступный» дизайн – дают возможности Мастеру оказывать влияние на развития мировой архитектуры и дизайна. При этом, возможно, сам творец архитектуры не задумывается об этом. Как стили – только со временем, они формируются и определяются по определенным критериям!
Успехи в естествознании о биосфере и ноосфере предлагают дальнейшего развития человечества. Именно в ноосфере архитектура и дизайн рассматривались как возможное продолжение естественной природы, что, в частности и нашло отражение в работах зарубежных и советских архитекторов. В мировой зарубежной архитектуре это стили «органический» Фрэнка Ллойд Райта, и «биотек» Николаса Гримшоу, в определенном смысле – направлении «гелиотектура» современных российских архитекторов. Последовательно развиваясь, а где-то и пересекаясь, эти направления обеспечивают тенденцию новых искусственных Пространств земли. Происходит непрерывное формирование нового, современного архитектурно-дизайнерского творчества, оказывающего прямое влияние на архитектурное образование.
С учетом потребностей особенностей современного образования, отражаемых в представлениях о назначении сегодняшней архитектуры - XXI века определены направления в лекционном материале:
- альтернативная архитектура или «зеленая» - как путь использования новых видов энергии, сохранения экологического равновесия, природных материалов;
- бионика как наука – на основе изучения, которой и закономерностей природы архитектор создает по ее образцам необычные по конструкции и материалам объекты архитектуры – Фриденсрайх Хундертвассер, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и др.
- архитектура экстремальных условий обитания, когда возникают нетрадиционные методы и подходы в архитектурно-технологическом формировании объектов – например, гелиотектура.
Совместное со студентами прочтение, прослушивание и обсуждение видеоряда лекций, последующие написание реферата и сдача экзамена по Зарубежной архитектуре – метод обучения молодых архитекторов – дизайнеров направлен на то, чтобы содействовать развитию и укреплению навыков, творческих способностей будущего архитектора-дизайнера в области проектирования общественных зданий и сооружений, сельской, городской среды и дизайна пространств.
В свою очередь, современное архитектурно-дизайнерское творчество студентов воспринимается как вопрос существования прошлого, настоящее и будущее в развитии обучения. И здесь, в цикле лекций, проводится изучение исторического опыта развития мировой зарубежной архитектуры и дизайна среды, системы образования на опыте Мастеров мирового класса, в том числе и лауреатов архитектурной премии Притцкера, являющейся аналогом премии Оскар! Практический опыт выдающихся архитекторов ХХ столетия и начала ХХ1 века передается через высказывание самого Мастера, что позволяет учащимся применять на практике массу функциональных апробированных знаний, и при этом новые приобретенные знания передаются непосредственно от преподавателя – практика студенту. К слову – быстрое развитие и усложнение современных технических, специальных задач в архитектуре и дизайне среды последовательно ведет к привлечению архитекторов с большим опытом, производственной практикой к обучению студентов своей профессии. Это касается как практических, так и теоретических задач в обучении. Пример – факт появления новых архитектурных школ, творческих объединений дизайнеров, художников разного профиля таких как Баухауз в Германии, 1919–1933 гг., ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН в России, 1920-1932 гг., «Стиль» в Голландии, 1917-1932 гг., Чикагская школа в Европе и Америке, 1880-1910 гг. и многие другие. Ими были открыты разные направления в образовании и практике в области архитектуры и дизайна, что также изучается в лекциях по Современной зарубежной архитектуре и дизайну.
Изучение архитектурных школ «Баухауз», Х.П. Берлаге (1856-1934) – голландский архитектор и мастер направления югендстиля, основоположник современной голландской архитектуры, группы архитекторов «Стиль» и «Вендинген», а также Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Ван дер Лек и Вильмос Хушар, скульптор Жорж Вантонгерлоо и Казимир Малевич (1879-1935) – все это упоминается, изучается в контексте биографий о творчестве архитекторов современного зарубежья. Творчество этих и других художников ХХ века отличалось стремлением к простым формам, отказу от украшательства, перегруженности в деталях, стремлению к гармонии пропорций и красоты изделий, к естеству природных материалов, поиску нестандартных, гармоничных решений в своих произведениях. Тот же Малевич, например, применял простые очевидные геометрические фигуры – прямоугольник, квадрат и т.д., создавая таким образом свои знаменитые композиции, оказав в том числе влияние на последующее развитие европейской архитектуры и дизайна.
Таким образом, Лекции по изучение предмета «Современная зарубежная архитектура и дизайн», учитывают основные современные, непростые требования и задачи в обучении студентов на кафедре архитектуры Государственного университета землеустройства. Факультет архитектуры Государственного университета землеустройства, существующий уже почти 55 лет, предполагает систему начального и конечного срока обучения по специальности бакалавриат и магистратуру с соответствующими учебными программами и практики.