Главная
АИ #26 (156)
Статьи журнала АИ #26 (156)
Некоторые аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования ...

Некоторые аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального выбора у старшеклассников

Автор(-ы):

Гашева Анастасия Дмитриевна

1 июля 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение
профессиональный выбор
образовательная система
старшеклассники

Аннотация статьи

В статье поднимается проблема психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального выбора у старшеклассников. Формирование профессионального выбора – это достаточно сложный процесс, который требует комплексного подхода со стороны специалистов. Педагогическое сопровождение поддерживает развитие личности и развитие умений и навыков, которые необходимы для эффективной деятельности в будущем.

Текст статьи

Современное общество требует от человека не только качественных знаний и навыков, но и способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и работы. Поэтому сегодня становится все более актуальной проблема формирования профессионального выбора, который обеспечит успешную карьеру в изучаемой области.

Данный процесс не может быть рассмотрен без учета такого фактора, как психолого-педагогическое сопровождение. В статье мы раскроем основные аспекты этой проблемы и выявим ключевые моменты, которые помогут эффективно формировать профессионализм будущих специалистов.

В основе профессионального выбора лежит, преимущественно, совокупность мотивационных формирований (стремлений, энтузиазма, увлечений, потребностей, склонностей и др.), напрямую сопряженных с профессиональной жизнью человека и активно воздействующих на их выбор профессии. Важным является и соотношение особенностей характера индивидуума тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет человек. Но, безусловно, самым трудным и продолжительным процессом для старшего школьника является профессиональное самоопределение, включающее в себя саморазвитие сознания, становление комплекса ценностных ориентаций, предсказывание своего предназначения и конструирование образов-профессионалов.

Проблема профессионального самоопределения требует тщательного анализа. Первоначально на профессиональном выборе как психическом факторе в русской психологии, сделал акцент С.Л. Рубинштейн, подчеркивая важность внутренних сил, изменяющих внешние действия. Идеи С.Л. Рубинштейна развивались в работах К.А. Абульхановой-Славской, И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Л.И. Божович, В.Ф. Сафина и Г.П. Никова. В зарубежной психологической науке термину «самоопределение» соответствует понятие «идентичность» [6, с.31]. Явление идентичности рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, А. Ватермана, И. Гофмана, Ю. Хабермаса и пр. Авторы освещают особенности и стадии протекания процессов достижения личностной и социальной идентичности [1, с.24].

Ключевым фактором самоопределения в образовательной системе выделяется психолого-педагогическое сопровождение. Оно выступает составной частью образовательного процесса будущих выпускников. Становление личности, формирование социальной ответственности, установка на будущую жизненную позицию – все это зависит от правильно организованного профессионального самоопределения.

Педагоги играют центральную роль в обеспечении профессиональной ориентации старшеклассников. Они могут помочь школьникам понять, какие преимущества и недостатки связаны с определенным выбором профессии. Педагог должен быть знаком со всеми возможными карьерными путями и учебными программами, которые доступны на рынке труда.

Основными целями психолого-педагогического сопровождения являются:

  • беспрестанный контроль психолого-педагогического состояния обучающегося со стороны педагога и его изменения в процессе школьного обучения;
  • построение порядка индивидуальной образовательной линии развития ребенка на основе формирования сильной мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  • создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов-наставников и родителей в условиях введения ФГОС ООО.

Таким образом, на данном этапе развития системы образования появляется потребность разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО. Он включает курирование всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна формировать у школьника желание и стремление к саморазвитию и социализации.

Пока на сегодняшний день профориентационная работа выглядит иначе: не хватает времени в учебном процессе на освещение тех или иных профессий и специальностей; работа проводится эпизодически, а не систематически, недостаточно полно доносится информация до старших школьников. Огромное количество выпускников не имеют чёткого представления о профессии, которую хотят получить. Они находятся в постоянном стрессовом состоянии, боятся стать невостребованными и в дальнейшем работать не по полученной специальности.

Психологическая поддержка – это другой важный аспект психолого-педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения старшеклассника. Психолог может помочь студентам разобраться в своих желаниях, приоритетах и целях в жизни, используя различные методы для изучения личности учеников – например, тестирование, что способствует лучшему пониманию их потребностей.

Подход педагогического сопровождения должен быть целостным и комплексным, что предполагает использование широкого спектра методик: от инструкций, бесед, тренингов до организации открытых мастер-классов и консультаций специалистами высокой квалификации по направлению профессиональной деятельности.

Существуют различные программы подготовки для школьников, чтобы помочь им сделать более осознанный выбор в будущем. Одна из наиболее эффективных – это программа "День открытых дверей", которая проводится в учебных заведениях всех типов. В течение этого мероприятия будущие студенты могут получить информацию об учебном процессе, услугах и возможностях в конкретном колледже или университете.

Многие специалисты занимаются разработкой специализированных систем, которые помогают школьникам определиться с выбором профессии. Эти системы могут включать тестирование и анализ личности, информацию о карьерных путях и предложения по различным образовательным программам.

Наконец, важно отметить, что сопровождение студентов на этапе профессионального самоопределения не должно ограничиваться только школой. Родители также играют большую роль в этом процессе. Они могут помочь своему ребенку определиться с интересами и целями в жизни и поделиться своими знаниями и опытом работы.

Роль педагогического сопровождения в обучении студентов навыкам самостоятельного овладения знаниями и умениями является определяющей. В этом процессе преподаватели выступают не только как участники образовательного процесса, но и как проводники информации и опыта для своих студентов.

Педагогическое сопровождение – это целый комплекс мер по оказанию помощи студентам при осуществлении перехода от теоретических знаний к их практическому применению. Оно помогает формировать готовность выпускников к самостоятельной работе на текущем этапе работы и на последующих ступенях развития профессиональных качеств. Главным фактором эффективности данного подхода является тесная связь между выпускниками и специалистами из эрудированных предприятий, что позволяет получать полезную информацию о выпускниках после окончания учебы.

В заключение можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе профессионального самоопределения является действительно эффективным способом обеспечения более осознанного выбора будущей карьеры. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы установить контакт со студентами и помочь им принять правильное решение по поводу выбора будущей профессии.

Список литературы

  1. Варданян Н.Т. Теоретический обзор исследований развития личности и социальной идентичности. Научно-издательский центр «Социосфера» Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге Информационный центр «МЦФЭР ресурсы образования»//Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: Профессиональное становление личности (Философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы II международной научно-практической конференции 10–11 апреля 2012 года с. 23–27.
  2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 2. –2017. – С. 19–26.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2018 – 712 с.
  5. Смирнова Ю.Е. Профессиональное самоопределение и самооценка личности в старшем школьном возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования [Текст]: сб. статей / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им.Ярослава Мудрого – Вып. 12. – Великий Новгород, 2010. – 360с.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Москва, 2006. – С. 868-871.

Поделиться

282

Гашева А. Д. Некоторые аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального выбора у старшеклассников // Актуальные исследования. 2023. №26 (156). Ч.II.С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/6676-nekotorie-aspekti-problemi-psikhologo-pedagog

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля