Современное общество требует от человека не только качественных знаний и навыков, но и способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и работы. Поэтому сегодня становится все более актуальной проблема формирования профессионального выбора, который обеспечит успешную карьеру в изучаемой области.
Данный процесс не может быть рассмотрен без учета такого фактора, как психолого-педагогическое сопровождение. В статье мы раскроем основные аспекты этой проблемы и выявим ключевые моменты, которые помогут эффективно формировать профессионализм будущих специалистов.
В основе профессионального выбора лежит, преимущественно, совокупность мотивационных формирований (стремлений, энтузиазма, увлечений, потребностей, склонностей и др.), напрямую сопряженных с профессиональной жизнью человека и активно воздействующих на их выбор профессии. Важным является и соотношение особенностей характера индивидуума тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет человек. Но, безусловно, самым трудным и продолжительным процессом для старшего школьника является профессиональное самоопределение, включающее в себя саморазвитие сознания, становление комплекса ценностных ориентаций, предсказывание своего предназначения и конструирование образов-профессионалов.
Проблема профессионального самоопределения требует тщательного анализа. Первоначально на профессиональном выборе как психическом факторе в русской психологии, сделал акцент С.Л. Рубинштейн, подчеркивая важность внутренних сил, изменяющих внешние действия. Идеи С.Л. Рубинштейна развивались в работах К.А. Абульхановой-Славской, И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Л.И. Божович, В.Ф. Сафина и Г.П. Никова. В зарубежной психологической науке термину «самоопределение» соответствует понятие «идентичность» [6, с.31]. Явление идентичности рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, А. Ватермана, И. Гофмана, Ю. Хабермаса и пр. Авторы освещают особенности и стадии протекания процессов достижения личностной и социальной идентичности [1, с.24].
Ключевым фактором самоопределения в образовательной системе выделяется психолого-педагогическое сопровождение. Оно выступает составной частью образовательного процесса будущих выпускников. Становление личности, формирование социальной ответственности, установка на будущую жизненную позицию – все это зависит от правильно организованного профессионального самоопределения.
Педагоги играют центральную роль в обеспечении профессиональной ориентации старшеклассников. Они могут помочь школьникам понять, какие преимущества и недостатки связаны с определенным выбором профессии. Педагог должен быть знаком со всеми возможными карьерными путями и учебными программами, которые доступны на рынке труда.
Основными целями психолого-педагогического сопровождения являются:
- беспрестанный контроль психолого-педагогического состояния обучающегося со стороны педагога и его изменения в процессе школьного обучения;
- построение порядка индивидуальной образовательной линии развития ребенка на основе формирования сильной мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов-наставников и родителей в условиях введения ФГОС ООО.
Таким образом, на данном этапе развития системы образования появляется потребность разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО. Он включает курирование всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна формировать у школьника желание и стремление к саморазвитию и социализации.
Пока на сегодняшний день профориентационная работа выглядит иначе: не хватает времени в учебном процессе на освещение тех или иных профессий и специальностей; работа проводится эпизодически, а не систематически, недостаточно полно доносится информация до старших школьников. Огромное количество выпускников не имеют чёткого представления о профессии, которую хотят получить. Они находятся в постоянном стрессовом состоянии, боятся стать невостребованными и в дальнейшем работать не по полученной специальности.
Психологическая поддержка – это другой важный аспект психолого-педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения старшеклассника. Психолог может помочь студентам разобраться в своих желаниях, приоритетах и целях в жизни, используя различные методы для изучения личности учеников – например, тестирование, что способствует лучшему пониманию их потребностей.
Подход педагогического сопровождения должен быть целостным и комплексным, что предполагает использование широкого спектра методик: от инструкций, бесед, тренингов до организации открытых мастер-классов и консультаций специалистами высокой квалификации по направлению профессиональной деятельности.
Существуют различные программы подготовки для школьников, чтобы помочь им сделать более осознанный выбор в будущем. Одна из наиболее эффективных – это программа "День открытых дверей", которая проводится в учебных заведениях всех типов. В течение этого мероприятия будущие студенты могут получить информацию об учебном процессе, услугах и возможностях в конкретном колледже или университете.
Многие специалисты занимаются разработкой специализированных систем, которые помогают школьникам определиться с выбором профессии. Эти системы могут включать тестирование и анализ личности, информацию о карьерных путях и предложения по различным образовательным программам.
Наконец, важно отметить, что сопровождение студентов на этапе профессионального самоопределения не должно ограничиваться только школой. Родители также играют большую роль в этом процессе. Они могут помочь своему ребенку определиться с интересами и целями в жизни и поделиться своими знаниями и опытом работы.
Роль педагогического сопровождения в обучении студентов навыкам самостоятельного овладения знаниями и умениями является определяющей. В этом процессе преподаватели выступают не только как участники образовательного процесса, но и как проводники информации и опыта для своих студентов.
Педагогическое сопровождение – это целый комплекс мер по оказанию помощи студентам при осуществлении перехода от теоретических знаний к их практическому применению. Оно помогает формировать готовность выпускников к самостоятельной работе на текущем этапе работы и на последующих ступенях развития профессиональных качеств. Главным фактором эффективности данного подхода является тесная связь между выпускниками и специалистами из эрудированных предприятий, что позволяет получать полезную информацию о выпускниках после окончания учебы.
В заключение можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе профессионального самоопределения является действительно эффективным способом обеспечения более осознанного выбора будущей карьеры. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы установить контакт со студентами и помочь им принять правильное решение по поводу выбора будущей профессии.