Главная
АИ #27 (157)
Статьи журнала АИ #27 (157)
Дистанционное обучение – требование времени, необходимость или личная инициатива

Дистанционное обучение – требование времени, необходимость или личная инициатива

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дистанционное обучение
очно/заочное обучение
смешанное обучение

Аннотация статьи

В статье дистанционное обучение рассматривается в качестве одной из форм обучения. Авторы анализируют причины и потребности возникновения дистанционного образования.

Текст статьи

Информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса, так как обучение является информационным процессом. Однако только с внедрением компьютеров в образовательный процесс термин “информационные технологии” стал ассоциироваться с применением персональных компьютеров.

Первые представления об использовании компьютеров в процессе обучения возникли в середине прошлого века и были связаны с идеями технического перевооружения педагога, автоматизации его труда. Общая логика их применения сводилась к следующему: ЭВМ предлагает учащимся порции учебного материала и устанавливает их последовательность, исходя из ответов обучаемого на контрольные вопросы, предлагаемые в заключение каждой порции.

Что касается программированного обучения, то оно предполагало управление познавательной деятельностью по линейному или по разветвленному алгоритму. В современном виде такое обучение называют дистанционным. Дистанционная школа – это школа, в которой можно учиться, находясь в любом месте страны. Это оптимальный вариант получать знания независимо от места проживания, новый формат обучения в нашей стране. В современной системе образования на первое место выходят информационные и интернет-технологии. Они позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из вариантов применения интернет-технологий является реализация дистанционного образования.

Сейчас темп развития жизни приводит к потребности получения образования не только в начале жизненного пути, как это было раньше, а на протяжении всей жизни. А это можно осуществить и новыми методами получения дополнительного образования. Обществу нужны компетентные специалисты, профессионалы высокого уровня, которые будут мобильными, готовыми получать новые знания. А это приводит к изменению общей структуры обучения, ее методам и формам. Такое образование можно получать на основе новых технологий и средств обучения. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда необходимо перестроить процесс обучения. При возникших ситуациях с COVID в 2020 году, в приграничных с Украиной областях в 2024 году все образовательные организации перешли на дистанционную форму обучения.

Что же представляет собой дистанционное обучение? Дистанционное обучение – это процесс взаимодействия обучающегося и преподавателя на расстоянии, которое реализуется с помощью средств сети Интернет или иных интерактивных технологий.

Рассмотрим такое обучение на примере школы. Центральное место занимает факт наличия необходимых условий – интернет, компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. Такие условия созданы в каждой школе и в каждой семье. Следующим фактом в организации дистанционного обучения становятся ресурсы – различные порталы: Российская электронная школа, Московская электронная школа, Учи.Ру, ЯКласс, РешуОГЭ, РешуЕГЭ и другие. А механизмами реализации являются технологии электронного обучения (оnline, offline), самостоятельная работа обучающихся. На уровне образовательной организации изменились и функциональные обязанности работников школы:

  • директор школы организует дистанционное обучение путем принятия локальных актов, обеспечивает технические условия педагогам и ученикам;
  • заместитель директора составляет обновленное расписание, корректирует учебный план, разрабатывает образовательные программы, организует деятельность педагогов;
  • классный руководитель получает согласие родителей, проводит мониторинг образовательных результатов учеников, информирует обучающихся и их родителей обо всех изменениях в образовательном процессе;
  • учитель корректирует рабочие программы и готовит учебный материал, обучает и контролирует процесс усвоения программного материала.

Конечно, резкий переход от привычной очной формы к дистанционной очень трудно воспринимался детьми. Большую работу проводили педагоги, классные руководители, школьные психологи. Применялись различные формы организации учебного процесса. Одна из наиболее эффективных –модель «Перевернутый класс». Перевернутый класс – это «занятия наоборот». Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом дома, просматривая подготовленные для них видеофрагменты, видеолекции, читая рекомендованную литературу, изучая дополнительные материалы из ссылок, данных педагогом, закрепляя изученное. В классе же ученика ждет практическая деятельность – работа над проектами, онлайн-тестирование, углубленное изучение материала. Учитель выступает в роли наставника, советчика и администратора деятельности. Он может работать индивидуально с отстающим учеником или организовать коллективную работу над проектом. Основным достоинством данной модели является право обучающегося готовиться к уроку в любое время, просматривать материал в удобном для него темпе столько раз, сколько это необходимо для понимания, возможность обратиться за помощью к педагогу на уроке.

Этот вариант введения дистанционного обучения рассматривается как необходимость. Поэтому в марте 2020 года и в феврале 2022 года было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы для выполнения необходимых мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и обеспечения безопасности учеников. Этот переход обнажил трудности организации работы в удаленном режиме, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести большое количество информации в онлайн-среду.

Существует мнение, что дистант – это требование времени и необходимость в нём возникла бы и без пандемии. Вы с ним согласны? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Должна быть цифровая образовательная политика, как и цифровая бухгалтерия, цифровое продвижение в социальных сетях и многое другое.

Однако если посмотреть на этот вопрос с другой стороны: у человека появляется необходимость обучаться, но без отрыва от работы. Например, получить высшее образование по дополнительной специальности. Учиться дистанционно всегда сложно взрослым, а детям вдвойне сложнее и скучно.

Вот уже несколько лет мы вынуждены работать дистанционно. Анализируя свою деятельность, можно выделить преимущества дистанционного обучения. Одним из плюсов является возможность удаленного обучения. Следующим преимуществом является то, что дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний и навыков. Вы получаете ровно то, что надо, никакой лишней информации. Так же в дистанционном обучении будет преобладать гибкость, так как большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, удобное время для занятий он выбирает сам. Для людей, которые предпочитают жить в нестандартном графике, дистанционное обучение может стать настоящей находкой. Еще одним преимуществом является экономия времени. Обучаясь удаленно, человек не зависит от транспорта, что способствует сохранению свободного время, даёт возможность работать в комфортной, привычной для него обстановке.

Однако стоит более подробно остановиться и на недостатках дистанционного обучения. На наш взгляд отсутствие живого контакта между обучающимися и педагогами приводит к уменьшению словарного запаса, замкнутости. Также при дистанционном обучении возникает необходимость в наличии технической возможности обучения, нужен постоянный выход в Интернет и стабильная связь, чего практически нет в нашей местности. Это еще несет с собой дополнительные расходы на связь. Педагогу очень сложно объективно оценить знания, все время приходится проводить дополнительную мотивацию обучающихся. Ученики имеют недостаток практических занятий, извините ученики иногда лучше один раз увидеть что-то своими глазами, чем мы ему сто раз расскажем это теоретически.

Мы бы выделили следующие формы организации дистанционных занятий, которые активно применяем последнее время.

Чат-занятия – учебные занятия, которые осуществляются с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Вeб-занятия – уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие фермы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.

Телеконференции – проводятся, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

  • видеоконференции; 
  • аудиоконференции;
  • онлайн-вебинары и записи вебинаров; 
  • занятия на интерактивной платформе; 
  • письма по электронной почте.

Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, ребята выполняют домашние задания и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Можно пересматривать записи уроков. 

Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования. Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения появилась по требованию времени, развивается и распространяется потому, что в ней действительно есть необходимость и личная заинтересованность.

Список литературы

  1. Алексеева Л. Н. «Инновационные технологии как ресурс эксперимента» / Учитель, № 3, 2014 г., С. 78.
  2. Бычков, А. В. «Инновационная культура» / Профильная школа, № 6, 2015 г., С. 83.
  3. Гузеев В.В. «Характерные черты образовательных технологий разных поколений» / Завуч. Научно-практический журнал, № 3, 2014 г., С. 64.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. «Педагогический словарь» / М.: Академия, 2010 г.
  5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» / М.: Народное Образование, 2010 г.

Поделиться

843

Котова Е. В., Смирнова Л. И., Куликова А. И. Дистанционное обучение – требование времени, необходимость или личная инициатива // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 90-93. URL: https://apni.ru/article/6680-distantsionnoe-obuchenie-trebovanie-vremeni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января