Одним из фундаментальных психических процессов, которые способствуют полноценному и здоровому психическому развитию является память. Память сопровождает все виды деятельности и позволяет «ощутить» связь прошлого и настоящего, а также использовать бесценный практический опыт для улучшения и совершенствования личностных качеств [1].
Оптимальный уровень развития процессов памяти является фактором становления психики, как нормотипичного младшего школьника, так и школьника с интеллектуальными отклонениями. Впрочем, в определенных случаях, в частности, при задержке психического развития, полноценное формирование мнестических функций оказывается исключено, т.к. имеется нарушение органического генеза (Р.М. Грановская, П. И. Зинченко, М.С. Певзнер, Н.Г. Поддубная, А.А. Смирнов и др.) [2].
Л.Н. Мишенева отмечает, что наиболее весомые трудности у детей наблюдаются в формировании и развитии непроизвольной памяти. Преобладающей причиной нарушения непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является низкий уровень познавательной активности. Например, педагог при помощи учебной доски предлагает ребенку вспомнить: «Что мы изучали на прошлом уроке?». Стоит обратить внимание, что у ребенка имеются опорные схемы, логотипы и символы. Тем не менее вопрос вызывает трудности и требует значительное количество времени для ответа [2].
Изучение произвольных средств для запоминания и воспроизведения начинается с 5-6 лет. Именно в этот промежуток времени ребенок при помощи взрослых усваивает разные способы и приемы для запоминания: представляют, воображают, проигрывают и придумывают ассоциации. Со временем использование приемов для запоминания становится «обычным делом» и дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства [2].
У категории детей с задержкой психического развитие память имеет общие характерные черты:
- Низкая скорость усвоения нового материала. Зачастую наблюдается необходимость в многократном повторении;
- Фрагментарное (частичное) запоминание. Объем памяти, к сожалению, не всегда позволяет усвоить «полную» картину изученного. Запоминаются лишь эмоционально значимые фрагменты;
- Преобладание непроизвольного вида памяти. Для детей с задержкой психического развития достаточно сложно «преодолевать себя», быть усидчивым и нацеленным на результат, в ряде случаев чрезмерная нагрузка на эмоционально-волевую сферу ведет к эмоциональным потрясениям [4].
Е. А. Рябинская занималась изучением характеристик произвольной краткосрочной зрительной памяти. В результате исследования было обнаружено, что у категории детей семи лет с задержкой психического развития (ЗПР) преобладал более низкий уровень краткосрочной произвольной зрительной и слухоречевой памяти (называние трех из семи предложенных для запоминания слов). При этом стоит заметить, что у детей группы ЗПР не было намерения воспроизводить порядок слов предъявляемого ряда, зачастую это было хаотично, не выдержав определенную логику [4].
Л. А. Кожевникова выделяет следующие особенности памяти:
- запоминание носит опосредованный характер. Использование внешних атрибутов оказывает существенную поддержку при целенаправленном запоминании;
- низкий объем кратковременной и долговременной памяти, что усложняет процесс обучения;
- логическая память у детей с задержкой психического развития является «слабым» звеном, т.к. мозг в ряде случаев неспособен качественно и своевременно перерабатывать информацию [1].
Таким образом, память детей с задержкой психического развития имеет ряд характерных особенностей: низкая скорость усвоения нового материала; фрагментарное (частичное) запоминание; преобладание непроизвольного вида памяти [3].
Перечисленное выше доказывает необходимость проведения систематической специальной, целенаправленной и коррекционной работы с детьми данной категории.