Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития.

Аннотация статьи
память
развитие
особенности
задержка психического развития
Ключевые слова

Одним из фундаментальных психических процессов, которые способствуют полноценному и здоровому психическому развитию является память. Память сопровождает все виды деятельности и позволяет «ощутить» связь прошлого и настоящего, а также использовать бесценный практический опыт для улучшения и совершенствования личностных качеств [1].

Оптимальный уровень развития процессов памяти является фактором становления психики, как нормотипичного младшего школьника, так и школьника с интеллектуальными отклонениями. Впрочем, в определенных случаях, в частности, при задержке психического развития, полноценное формирование мнестических функций оказывается исключено, т.к. имеется нарушение органического генеза (Р.М. Грановская, П. И. Зинченко, М.С. Певзнер, Н.Г. Поддубная, А.А. Смирнов и др.) [2].

Л.Н. Мишенева отмечает, что наиболее весомые трудности у детей наблюдаются в формировании и развитии непроизвольной памяти. Преобладающей причиной нарушения непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является низкий уровень познавательной активности. Например, педагог при помощи учебной доски предлагает ребенку вспомнить: «Что мы изучали на прошлом уроке?». Стоит обратить внимание, что у ребенка имеются опорные схемы, логотипы и символы. Тем не менее вопрос вызывает трудности и требует значительное количество времени для ответа [2].

Изучение произвольных средств для запоминания и воспроизведения начинается с 5-6 лет. Именно в этот промежуток времени ребенок при помощи взрослых усваивает разные способы и приемы для запоминания: представляют, воображают, проигрывают и придумывают ассоциации. Со временем использование приемов для запоминания становится «обычным делом» и дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства [2].

У категории детей с задержкой психического развитие память имеет общие характерные черты:

  1. Низкая скорость усвоения нового материала. Зачастую наблюдается необходимость в многократном повторении;
  2. Фрагментарное (частичное) запоминание. Объем памяти, к сожалению, не всегда позволяет усвоить «полную» картину изученного. Запоминаются лишь эмоционально значимые фрагменты;
  3. Преобладание непроизвольного вида памяти. Для детей с задержкой психического развития достаточно сложно «преодолевать себя», быть усидчивым и нацеленным на результат, в ряде случаев чрезмерная нагрузка на эмоционально-волевую сферу ведет к эмоциональным потрясениям [4].

Е. А. Рябинская занималась изучением характеристик произвольной краткосрочной зрительной памяти. В результате исследования было обнаружено, что у категории детей семи лет с задержкой психического развития (ЗПР) преобладал более низкий уровень краткосрочной произвольной зрительной и слухоречевой памяти (называние трех из семи предложенных для запоминания слов). При этом стоит заметить, что у детей группы ЗПР не было намерения воспроизводить порядок слов предъявляемого ряда, зачастую это было хаотично, не выдержав определенную логику [4].

Л. А. Кожевникова выделяет следующие особенности памяти:

  • запоминание носит опосредованный характер. Использование внешних атрибутов оказывает существенную поддержку при целенаправленном запоминании;
  • низкий объем кратковременной и долговременной памяти, что усложняет процесс обучения;
  • логическая память у детей с задержкой психического развития является «слабым» звеном, т.к. мозг в ряде случаев неспособен качественно и своевременно перерабатывать информацию [1].

Таким образом, память детей с задержкой психического развития имеет ряд характерных особенностей: низкая скорость усвоения нового материала; фрагментарное (частичное) запоминание; преобладание непроизвольного вида памяти [3].

Перечисленное выше доказывает необходимость проведения систематической специальной, целенаправленной и коррекционной работы с детьми данной категории.

Текст статьи
  1. Кожевникова Л.А. Особенности развития памяти у детей с ЗПР// Вопросы педагогики. 2021. № 4. С. 155-158.
  2. Мишенева Л.Н. Особенности памяти у детей с ЗПР // Наука и общество в эпоху перемен. 2018. № 1. С. 30-33.
  3. Попова Н.А. Результаты исследования зрительной памяти у первоклассников с легкой степенью умственной отсталости // Образовательное пространство детства. 2019. № 1. С. 241-245.
  4. Рябинская Е.А. Слухоречевая и зрительная память у детей с разным уровнем психического развития // Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. 2013. № 1. С. 323-329.
Список литературы