Главная
АИ #27 (157)
Статьи журнала АИ #27 (157)
Становление педагогического дизайна как образовательной технологии

10.51635/27131513_2023_27_97

Становление педагогического дизайна как образовательной технологии

Автор(-ы):

Славинская Наталья Васильевна

4 июля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

педагогический дизайн
учебный дизайн
дизайн инструкций
дизайн обучения
разработка учебного процесса
принципы педагогического дизайна
педагогическое проектирование
веб-дизайн
педагогический дизайнер
дизайнер учебных материалов

Аннотация статьи

Обзорная статья посвящена актуальной в настоящее время теме применения педагогического дизайна в обучении и проектировании курсов в зарубежной и российской педагогике. Цель статьи – проанализировать и актуализировать имеющуюся информацию из исследований российских и зарубежных ученых о применении педагогического дизайна в учебном проектировании. Автор делает краткий исторический обзор педагогического дизайна, обобщает этапы его развития и перечисляет принципы и подходы к проектированию курсов. В статье проведен анализ определений педагогического дизайна и предложено общее определение понятия.

Текст статьи

Введение.

Педагогический дизайн как образовательная технология вызывает интерес исследователей в современной отечественной педагогике. Педагогический дизайн представляет собой комплексный подход к разработке и организации учебного процесса, основанный на применении современных информационных технологий и методов обучения. Однако, становление педагогического дизайна не является новым явлением – его истоки уходят в прошлое, когда учебные программы и методики обучения начали разрабатываться с учетом потребностей и особенностей учащихся. В современном образовании педагогический дизайн играет особую роль, помогая преодолевать традиционные методы преподавания и создавая новые возможности для эффективного обучения. Становление педагогического дизайна связано с развитием информационных и коммуникационных технологий, которые открывают широкие перспективы для создания интерактивных и инновационных образовательных сред. Вместе с тем педагогический дизайн требует глубоких знаний и навыков учителя, который должен быть готов к адаптации к новым технологиям и методам обучения. В этой статье будут рассмотрены основные вехи становления педагогического дизайна, принципы и подходы к проектированию курсов. В статье проведен анализ определений педагогического дизайна и предложено общее определение понятия.

Актуальность настоящего исследования соотносится с современной политикой по цифровой трансформации системы образования, что, в свою очередь, является причиной внимания к такой современной технологии, как педагогический дизайн.

Теоретическая база исследования представлена значительным количеством зарубежных научных разработок, рассматривающих различные модели и подходы к проектированию курсов, а также описание практического опыта проектирования обучения и работ российских исследователей, посвященных истории становления педагогического дизайна как науки и практической дисциплины.

В теории по развитию педагогического дизайна как науки и практической дисциплины можно отметить основополагающие труды различных направлений и известных авторов: Дж. Дьюи, Э. Торндайк, П.Сеттлер, Р.Ганье, Р. Глейзер, Д.Меррил, Р.Мейрджер, А. П. Ершов, А.Ю. Уваров, С. А. Курносова и др.

Учебный дизайн (образовательный, педагогический) – это систематический и организованный подход к разработке, представлению и оценке процесса обучения и методических материалов. Он уже более ста лет пользуется популярностью среди ученых и практиков. За это время было разработано несколько моделей, которые помогают объяснить процесс обучения и разработки учебных материалов [7, с.4].

В начале 20-го века произошла серия событий, которые можно рассматривать как начало науки обучения. Уильям Джеймс в своей книге «Беседы с учителями по психологии» провел различие между искусством преподавания и наукой преподавания, призывая к научному подходу к обучению. Дж. Дьюи также стремился к научному подходу и искал связь между процессом обучения и тем, как люди учатся, что было революционной идеей для 1900 года В 1901 году Дьюи интерпретировал метод эмпирической науки в контексте образования, рассматривая класс как экспериментальную лабораторию.

В 1902 году Эдвард Торндайк предложил первый курс по образовательным измерениям в Колумбийском университете и стал первым исследователем, который применил количественные методы исследования к учебным задачам.

Г. Стэнли Холл опубликовал книгу «Отрочество» (1904), которая стала значимым вкладом в научное изучение детей. Французский психолог Альфред Бине и его коллега Теодор Симон опубликовали научную работу под названием «Метод измерения интеллекта маленьких детей» (1905).

П.Сеттлер в своей книге «The evolution of American educational technology» отмечает, что именно в эти годы началось развитие науки о поведении и теории обучения, которая больше не основывалась на метафизических или философских предположениях. Это новое направление науки в итоге было применено к технологии обучения – дизайну инструкций [7]. Так, педагогический дизайн зародился в американской системе образования.

В классическом виде, из исследований Меррилла, его можно определить как разработку «наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики» [13]. Изначально, педагогический дизайн (на английском языке – instructional design, ID), это – дизайн инструкций, дизайн обучения. Он выступает как связующая наука, это также и дисциплина, которая постоянно обращается к результатам других дисциплин (например, когнитивной психологии) для изучения и совершенствования методов разработки, представления и оценки инструкций и учебных практик. Педагогический дизайн можно определить как «систематический и рефлексивный процесс перенесения принципов учения и обучения в учебные планы, учебные материалы, задания, дополнительные информационные ресурсы и процедуры оценки» (Smith и Ragan 2005).

В литературе на английском языке встречается ряд терминов, которые относят к педагогическому дизайну:

  • ‘instructional design’ – разработка учебных материалов;
  • ‘learning design’ – разработка учебного процесса;
  • ‘learning environment design’ – разработка образовательной среды;
  • ‘learning activities design’ – дизайн учебной деятельности учащихся [5, 14].

В зарубежной науке начала 40-х годов ХХ века было разработано понятие «педагогический дизайн», которое связано с американским педагогом, основателем современной теории обучения Робертом Милсом Ганье (англ. Robert M. Gagne). Р.Ганье сформулировал основные принципы педагогического дизайна (Principles of Instructional Design): «привлечение внимания; объяснение задач и целей обучения; формирование уровня ожиданий от курса обучения, мотивации; обращение к имеющимся знаниям обучающегося; презентация курса; руководство обучением, позволяющее студентам удерживать в долговременной памяти изученный материал; закрепление знаний на практике, формирование «навыков» и «умений»; обратная связь, позволяющая оценить уровень эффективности обучения; оценка знаний студентов; перевод в практическую плоскость, то есть применение полученных знаний в новых ситуациях, не предусмотренных программой курса обучения» [1, с.12]. Наряду с Р.Ганье, понятие «педагогический дизайн» упоминал и Роберт Глейзер в своей работе Psychology and Instructional Technology. Приведем ключевые события в развитии пед.дизайна, опираясь на работу [9] Р.Райзера (Reiser R.A., 2001).

В 1962 году Р. Мейрджер представил в своей книге Preparing Objectives for Programmed Instruction научный взгляд на проблему постановки целей в обучении. Он подчеркнул необходимость обучения педагогов искусству установления целей. Это был важный шаг в развитии образования, поскольку точно определенные цели способствуют эффективному обучению и продвижению студентов.

В книге также упоминается разработка системы критериально-ориентированного оценивания, что было предложено Р. Глэйзером. Эта система предлагала альтернативу нормативно-ориентированному оцениванию, где важно было не только то, как успешно студент выполняет задания, но и как он справляется с ними самостоятельно, независимо от ожиданий и нормативов.

Эти три работы в совокупности имели огромное значение для развития образования и позволили педагогам расширить свои знания и навыки в области постановки целей и оценивания. Они положили начало научному подходу к обучению и стали основой для разработки новых методик и стратегий обучения.

В своей работе The Conditions of Learning (1965), Р. Ганье представил теорию обучения, в которой он описывает пять различных типов результатов обучения. Р. Ганье выделяет вербальную информацию, интеллектуальные способности, психомоторные навыки, отношения и когнитивные стратегии. Чтобы каждый из этих типов развивался эффективно, требуется предоставить соответствующий набор условий обучения, что также было подробно описано в работе Р. Ганье [5]. Это исследование является важным вкладом в научную область обучения и позволяет нам лучше понять, как развивать разные аспекты обучения. Книга The Conditions of Learning стала основой для дальнейших исследований и практических применений в образовании.

В качестве следующей важной вехи в становлении пед.дизайна отметим работу Майкла Скривена. В 1967 г. он ввел понятие формирующего оценивания в обучении. Скривен утверждал, что «этот процесс позволит преподавателям оценить динамику и направление формирования образовательных результатов в процессе обучения еще до итогового оценивания. Это позволит при необходимости скорректировать способы обучения» [5]. В начале 1960-х годов концепции были объединены и были сформированы модели, которые стали основой педагогического дизайна.

Научная теория обучения разработана американской школой бихевиористов и считается фундаментом для создания педагогического дизайна в образовании. Эта теория основывается на работах Эдварда Ли Торндайка, известного американского психолога (англ. Edward Lee Thorndike). Он внес значительный вклад в концепцию научного обучения. Основные принципы, которые сформулировал Торндайк, помогают педагогам эффективно организовывать учебный процесс и достигать желаемых результатов. Согласно Торндайку, концепция научения состоит в «установлении определенных связей между данной ситуацией и данной реакцией (Situation- Reaction), а также в упрочнении этих связей. В качестве основных законов образования, Э.Торндайк назвал: закон эффекта, закон повторяемости и закон готовности» [7, с.4]. Первое издание книги Э.Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» (1929 г.) вышло на русском языке с предисловием советского психолога Л.С.Выготского. Основная его мысль заключалась в том, что задачами учителя (с научной точки зрения) являлись организация социальной воспитательной среды, регулирование и контроль взаимодействия с ней каждого обучающегося [1].

Развитие необихевиоризма в XX веке, с 1960-х по 1980-е годы, оказало значительное влияние на психологию и привело к появлению современных форм педагогического дизайна. Сегодня пед. дизайн – это научная дисциплина и психолого-педагогическая методология, направленная на индивидуализацию развития когнитивных способностей учащихся. Классические исследования когнитивных процессов были дополнены конструктивистскими теориями Ж. Пиаже и Д. Бруннера. Таким образом, современные модели проектирования образования в западной педагогике базируются на различных научных концепциях и исследованиях (бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм). В основе пед.дизайна лежат два подхода: «структурированный подход (англ. Structured approach), который обеспечивает контроль обучающегося за приобретением своих когнитивных умений и навыков и открытый подход (англ. Discovery approach), который фокусируется на самоорганизации, самоактуализации обучающегося и его когнитивных стратегий при взаимодействии в ходе работы в учебных группах» [8].

С появлением в начале 80-х годов 20 века компьютерных технологий и их использованием в образовании, а также началом процесса проектирования учебных веб-ресурсов, упрочился термин «учебный дизайн» (англ. – Instructional design).

В современных условиях европейской системы образования в области учебного дизайна используются две технологии – педагогическое проектирование и веб-дизайн. Этот процесс осуществляется командой специалистов, включающей сценариста (педагога), экспертов в предметной области, художников/дизайнеров, программистов, технических консультантов и других специалистов. В результате возникла новая профессия – сценариста/дизайнера/разработчика, который также известен как проектировщик учебных материалов или педагогический дизайнер. Важно отметить, что этот специалист может выполнять различные роли в процессе. В современном образовании особое внимание уделяется информационно-образовательным технологиям, которые играют ключевую роль в процессе обучения. Эксперт, обладающий глубокими знаниями в этой области, выступает в роли специалиста, способного эффективно взаимодействовать с обучаемыми. Он также может выступать в роли фасилитатора, который консультирует по методам обучения, тьютора, который является наставником, и специалиста по контролю за результатами обучения [1].

Педагогический дизайн расширяет границы педагогики, использует результаты работы научных школ и передовые практики, и становится все более важным в условиях изменений в обучении и все более растущем использовании компьютерных технологий.

Процесс проектирования учебных курсов, известный как педагогический дизайн, представляет собой набор определенных процедур, которые четко определены. Модель учебного дизайна ADDIE включает в себя пять основных этапов, которые следуют друг за другом: анализ, проектирование, разработка, применение, оценка и коррекция. Этапы следуют друг за другом и повторяются для внесения изменений в курс или учебный продукт в ходе его практической апробации и последующей систематической актуализации учебного материала.

Учитывая цикличность и алгоритмичность этих процессов, можно назвать педагогический дизайн технологией: «технология педагогического дизайна предусматривает процесс проектирования и создания учебной программы, в соответствии с исходной концепцией учебного курса и моделью обучения» [10].

Разработчики при проектировании курсов учебного процесса учитывают возрастные и личностные особенности учащихся, их психологию приобретения знаний, а также используют различные средства организации учебной деятельности, методы обучения и форматы. В российской педагогической науке термин «педагогический дизайн» связано с академиком Ершовым А. П., который занимался разработкой проекта «Информатизация системы образования».

Изучение вопросов, связанных с созданием учебно-методических материалов, формированием учебной среды и организацией эффективного образовательного процесса является важнейшей областью педагогической науки [5]. Само понятие пед. дизайн, является собирательным и не имеет единого определения. В данной статье мы рассмотрим несколько трактовок этого термина. Один из признанных отечественных исследователей и практиков в области педагогического дизайна – А.Ю.Уваров, понимает его как систематическое использование знаний о принципах эффективной учебной работы при проектировании, разработке, оценке и использовании учебных материалов [6, с.3].

Другое определение педагогического проектирования - психолого-педагогические приемы, которые обеспечивают эффективное усвоение учебного материала, включая разработанный с использованием новых цифровых технологий, предложено С.А.Асановым и Г.В.Акименко. Они утверждают, что педагогический дизайн сосредотачивается на форме, целях и задачах восприятия материала, а не на его содержании [1, 13] М. В. Моисеева, В. Н. Подковырова, И. М. Радченко определяют пед. дизайн как «педагогическую технологию, целенаправленный процесс построения педагогических систем, инструмент, благодаря которому учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными» [4].

Е. В. Тихомирова рассматривает пед. дизайн в качестве подхода к системному построению обучающего курса. Основой такого построения курса является содержание, последовательность изложения, стиль и способы представления учебных материалов. Нам ближе подход Е.В.Тихомировой, согласно которому «педагогический дизайн позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна – важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления» [12].

Вайндорф-Сысоева М.Е. и Воробчикова Е.О. [2] проанализировали разные определения педагогического дизайна в отечественной (А.Ю.Уваров, А.В.Токарева, Е.В.Абызова, С.Смыслова и др.) и зарубежной науке (Д.Меррил, Р.Ганье, Л.Бриггс и другие) и пришли к выводу, что термин «педагогический дизайн» используется для описания образовательного процесса в целом, без разделения на оффлайн и онлайн форматы. Он определяется как процесс взаимодействия с образовательными ресурсами, с учетом потребностей ученика.

В современной педагогике дизайнер учебных материалов, или педагогический дизайнер, занимается созданием обучающих материалов для развития и улучшения навыков студентов в конкретной теме, а также мотивирует учащихся на дальнейшее изучение. «Продукты» работы дизайнера учебных материалов принимают различные формы, такие как лекции, мультимедийные презентации, учебные планы на год обучения, части компьютерного программного обеспечения, личные демонстрации и буклеты для подготовки к тестированию. Все проекты дизайнера учебных материалов имеют общее: он определяет потребность в обучении и метод предоставления этого обучения. Дизайнер учебных материалов создает материалы, которые помогают обучаемым узнать и понять нужную тему в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью. Созданные материалы позволяют учащимся развивать навыки и навязывают мотивацию к дальнейшему получению знаний.

Большинство учебных проектов также имеют стратегию оценки того, достигла ли подготовленная и доставляемая инструкция (обучение) желаемого эффекта, а также того, как его дизайн можно улучшить. Педагогический дизайн предполагает использование имеющихся исследований о том, как люди мыслят, как люди учатся, технологий, доступных для коммуникации включая информационные технологии, и методов анализа.

Выводы.

Таким образом, определим педагогическое проектирование как целостный процесс, включающий в себя этапы: изучение и анализ потребностей и целей обучения, разработка системы средств обучения для достижения поставленной задачи и их тестирование для оценки эффективности обучения. В данном контексте дополним определение цифровым компонентом: педагогический дизайн - система процедур, включающих использование современных цифровых информационных технологий для обеспечения эффективности процесса обучения [11; 3 с. 62–63].

В соответствии с требованиями ФГОС ВО, эффективность освоения компетенций является важным аспектом, который следует учесть при разработке педагогического дизайна обучающего курса. Для достижения этой эффективности необходимо создать и развивать социальную образовательную среду, в которой преподаватель передает многие механические функции техническим средствам и программам. Это поможет оптимизировать процесс обучения и повысить его результативность. Исследования показывают, что правильно разработанный педагогический дизайн может существенно улучшить освоение компетенций студентами [1].

Список литературы

  1. Асанов С. А., Акименко Г. В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе // Дневник науки. - 2020 г. - №8.
  2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Воробчикова Е. О. Педагогический дизайн как системообразующая категория: подходы и определения // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т.11, №1. - С.3.
  3. Курносова С. А. Основы педагогического дизайна. Курс лекций. / Автор-составитель Курносова, С.А. / Челябинск- 2014 г. // Челябинский государственный университет С.62-63.
  4. Моисеева М. В. (ред.) Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. М.: Камерон, 200 216 с.
  5. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Е. В. Чернобай (научная редакция), Е. А. Ефимова, Ю. Н. Корешникова, М. А. Давлатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 44 с. – 100 экз. – (Современная аналитика образования. № 3 (63)).
  6. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика: прил. к газете «Первое сентября». - 2003.- № 30.- C. 2–31.
  7. Brown, Abbie H. , Green, Timothy D. The Essentials of Instructional Design, Connecting Fundamental Principles with Process and Practice, Third Edition, Routledge, New York, 2016
  8. Gustafson, K. L., & Branch, R. M. (2007). What Is Instructional Design? In R. A. Reiser, & J. V. Dempsey (Eds.), Trends and Issues in Instructional Design and Technology (pp. 10-16). New Jersey: Pearson Education.
  9. Reiser R.A. A history of instructional design and technology: Part II: A history of instructional design // Educational technology research and development. 2001. Vol. 4 № 2. P. 57–67.
  10. Исаев И. Ф., Клепикова А. Л. Технология педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - 2009.- №1. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-pedagogicheskogo-dizayna-v-razrabotke-elektronnyh-uchebnyh-materialov/viewer (дата обращения 02.05.2023).
  11. Курносова С.А. Теоретико-педагогические предпосылки проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна [Электронный ресурс] // Журнал Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12 (часть 4) – С. 747-751. Режим доступа: URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29471 (дата обращения 02.05.2023).
  12. Тихомирова Е. В. 800 слов про педагогический дизайн [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://hrbazaar.ru/articles/800-slov-pro-pedagogicheskij-dizajn/ (дата обращения: 05.05.2023).
  13. Такушевич И.А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // ЧиО. 2015. №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-pedagogicheskogo-dizayna-v-sinhronii-i-diahronii (дата обращения 05.05.2023)
  14. Palkova, Anna & Sapozhnikova, Larisa. (2021). Instructional design in foreign language teaching. SHS Web of Conferences. 127. 03005. 10.1051/shsconf/202112703005. Режим доступа: URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/38/shsconf_mtfl2021_03005.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

Поделиться

1673

Славинская Н. В. Становление педагогического дизайна как образовательной технологии // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 97-102. URL: https://apni.ru/article/6685-stanovlenie-pedagogicheskogo-dizajna-kak-obra

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля