Для нас, педагогов, не секрет, что цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства детский сад – семья.
Воспитательный процесс – это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания является наиболее актуальной в современном мире, так как отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
И семья, и дошкольное учреждение по своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для гармоничного вхождения маленького человека в социум.
Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? В современном образовании существует две точки зрения на эту проблему: следовать традиционным практикам или инновации. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Работу в своей группе строим на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, психологом, изучении микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).
Перед Вами представлен слайд с перечнем форм, методов и приёмов, позволяющий родителям участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию.
Традиционные формы работы всем известны, это:
Коллективные:
– Родительские собрания проводятся групповые, подгрупповые и общие (для родителей всего ДОУ).
Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей. Внимание родителей обычно сосредоточивается на определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся.
– Конференции, Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания.
Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление даётся «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
– Вовлечение в конкурсы на уровне ДОУ и муниципальном уровне.
– Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как выставки детско-родительских работ (темы выставок разнообразны: «Зима», стенгазета «Как я провел зимние каникулы!», поделки из природного материала, конкурс рисунков «Миру мир» и т.д.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома;
– Приоритетом взаимодействия с семьей является Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (музыкальные праздники – это утренники; показ театрализованных представлений, поручения и просьбы, например, починить стульчик, сшить одежду для кукол.
– Работа по благоустройству ДОУ (оснащение предметно-развивающей среды, субботники по благоустройству участков группы, субботники по благоустройству групповых комнат).
– Для более тесных контактов с семьями, мы привлекаем родителей к Акциям таким, как «Кормушки птицам» и др.
Хочется сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.
Индивидуальные:
– Беседы с родителями. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребенок провел вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждет детей сегодня.
Вечерние беседы с родителями ограничены во времени.
Педагог информирует некоторых из них о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание.
Тематические консультации, подгруппами, индивидуальные (для родителей детей левшей).
Целью является педагогическое просвещение родителей повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании и развитии детей. Мы распространяем памятки для родителей, в которых даны советы и рекомендации на определенную тему.
Одной из основных форм работы с семьями является Посещение на дому. Что позволяет нам изучить семью воспитанника, установить тесный контакт с родителями, оказать конкретную помощь. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель – увидеть условия, в которых воспитывается и развивается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. По результатам посещения заполняется акт обследования условий жизни, развития и воспитания ребенка.
Анкетирование. Цели проведения:
- Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом;
- Особенностями поведения ребенка в семье;
- Определение уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытываемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Наглядно-информационные:
Стенд: «Для вас, родители!», содержащий информацию по разделам:
- повседневная жизнь группы (различного рода объявления, поздравления, меню и др.);
- текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье (программное содержание занятий; советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду);
- работы детей, выставленные на специальном стенде «Мир глазами ребенка»: рисунки, лепка и аппликация.
Памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д.
Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям, наглядно-иллюстративные материалы
Папки-передвижки могут быть изготовлены на разные темы:
- физическое воспитание в семье;
- трудовое и эстетическое воспитание;
- воспитание детей в неполной семье;
- и др.
В разделе «Советы узких специалистов» родители могут получить практические рекомендации психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и логопеда по различным вопросам. Так же здесь можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
А теперь перейдем к нетрадиционным формам работы с родителями:
Почтовый ящик» (почта доверия). Это – красивое название для книги жалоб и предложений, в которой родители могут оставлять записи со своими пожеланиями или вопросами к педагогу, которые будут освещаться на родительских собраниях.
Сайт детского сада и страница в социальной сети.
Родители могут познакомиться с разнообразной информацией об учреждении, фотографиями, работами дошкольников, высказать свои пожелания, написать отзыв о работе ДОУ.
Летопись группы. Летопись – это запись важных событий, связанных с жизнью группы. Воспитатель и родители стали фиксировать важные события в летописях со времен ее появления.
Как вы видите, работа в нашем детском саду проводится большая. Работники детского сада и прежде всего воспитатели, активно участвуют в педагогической пропаганде, в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Очень хочется верить, что при тесном взаимодействии воспитателей и специалистов с семьями наших воспитанников мы можем оказать действенную помощь семье, нуждающейся в ней, а значит, по возможности, улучшить микроклимат в семье и взаимоотношения детей и родителей. Мы надеемся, что наша работа эффективна и принесет свои плоды.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!