Усыновление – разрешенный на законодательном уровне процесс, при котором человек становится законным родителем ребенка, который в силу каких-либо обстоятельств не может быть воспитан своими биологическими родителями. Этот процесс существовал в различных формах на протяжении всей истории. Однако только с середины XX в. концепт усыновления начал получать более широкое признание и считаться приемлемым способом создания семьи.
Одной из форм усыновления является международное усыновление, при котором ребенок передается на попечение гражданам отличающегося от места его рождения государства. По сравнению с обычным усыновление, его международная форма начала распространяться только в середине прошлого века и тогда же получила разрешение на законодательном уровне. Отправкой оставшихся без опеки детей заграницу занимаются многие страны, но многие исследователи считают, что начался этот процесс именно в Южной Корее.
Корейская война, начавшаяся 25 июня 1950 г., когда вооруженные силы Корейской Народно-Демократической Республики перешли границу Республики Корея, и закончившаяся в 1953 г. утверждением границ двух государств Корейского полуострова, сейчас считается одной из самых масштабных локальных войн XX в. не только по количеству жертв среди гражданского населения, но и по количеству детей, потерявших своих родителей. Война оставила без родителей и дома тысячи детей-сирот, как на Юге, так и на Севере. Самостоятельно решить данную проблему внутри страны правительству не удавалось. Это связано с такими экономическими и социальными проблемами, как:
- Тяжелое экономической положение и бедность [2, c. 193]. Правительство не могло поддерживаться в полной мере такое количество осиротевших детей, что приводило к неполной государственной поддержке или вообще к ее отсутствию.
- Социальная стигматизация матерей-одиночек. Более 260 тыс. американцев принимали участие в Корейской войне [4], а количество находившихся в тот период на территории Юга американских военных было в разы больше. Связи с американскими солдатами приводили к появлению детей-метисов. Многие незамужние кореянки старались уехать подальше от знакомых и родных, тайно родить ребенка и оставить ребенка в детском доме или отдать на усыновление. Это связано с отношением корейцев к внебрачным детям, которое не давало женщинам никаких перспектив в корейском обществе XX в.
- Устой корейского общества. В корейском обществе прошлого века традиции усыновления практически не существовало. Это связано в первую очередь с тем, что важную ценность для корейцев имело кровное родство. Они могли «впустить» в свою семью чужого ребенка только с целью «продолжения рода». Более того, воспитанное в духе этнического (или расового) национализма, идея которого заключается в сохранении чистой родословной и этнический однородности, южнокорейское общество, естественно, не принимало детей смешанного происхождения. Вследствие этого они не могли получать качественного образования, работы и достойного отношения к себе.
Правительство не справлялось с внутренней ситуацией в стране, количество сирот росло. Проблема осиротевших и брошенных детей со временем становилась все серьезнее. Перед Южной Кореей стояла задача стабилизировать экономическое положение после войны, улучшить все сферы жизни, но это было трудно сделать с таким количеством детей, находившихся в бедственном положении. Поэтому был найден выход – отправка детей за границу. Началось все с массовой отправки детей смешанного происхождения в США. Считалось, что детям, рожденным от американцев, будет лучше жить в стране отца. Однако усыновление корейских детей американскими семьями начало вызывать споры, поскольку некоторые критики утверждали, что это форма культурного империализма. Другие утверждали, что процесс усыновления не всегда был этичным и что некоторых детей забирали из семей без их согласия или с соблюдением недостаточных юридических процедур. Так, например, эксперт по международному праву в области прав человека Ли Кён Ын отмечает: «В то время усыновление за границей было не усыновлением, а коллективной международной миграцией детей смешанного происхождения… социальная изоляция их была оправдана под предлогом отправки этих детей в «страну отца» [5].
Полноценное международное усыновление началось в 1950-х гг. Этому процессу содействовали различные организации, в том числе религиозные учреждения, благотворительные организации и агентства по усыновлению. Одной из самых успешных организаций, которая занималась процессом усыновления и защитой детей, была Международная детская служба Холта, основанная в 1956 г. Гарри и Бертой Холт, усыновившими восемь детей из Южной Кореи. В то время «Закон о помощи беженцам» разрешал усыновлять только двух детей на семью. Однако связи Холта помогли провести через Конгресс США несколько законопроектов об усыновлении, в том числе «Специальный закон для семьи Холт». 14 октября 1955 г. они смогли высадиться в аэропорту Портленда с двенадцатью корейскими детьми [5]. Данная организация функционирует и по сей день.
Метод зарубежного усыновления, который был создан благодаря сотрудничеству между правительством первого президента Республики Корея Ли Сынмана и Холтом, называется 대리 입양 (тэри имнян). Это метод, при котором усыновители не приезжают в страну рождения ребенка, и весь процесс усыновления проходит с участием агента (агентства по усыновлению) от имени усыновителя непосредственно в стране рождения ребенка. До этого такой метод международного усыновления официально не использовался ни в какой другой стране [6].
В конце 1980-х гг. правительством РК были проведены реформы, направленные на поддержку усыновления детей внутри страны, улучшение системы социального обеспечения, поддержку одиноких матерей и усложнения процесса усыновления. Однако число усыновленных корейских детей за рубежом продолжало стремительно расти и достигло своего пика в 1985 г., когда Южная Корея отправила за границу 8 837 детей [3, с. 57]. Это послужило началом критики со стороны, как других стран, так и в политических кругах Южной Кореи, особенно во время Зимних Олимпийских игр в Сеуле (1988 г.).
Для того чтобы наконец положить конец такому быстрорастущему международному усыновлению, в 1989 г. правительство Республики Корея ввело новую политику. Цель данной политики заключалась в том, что граждане других стран могли усыновлять только детей смешанного происхождения и детей с инвалидностью. Позднее правительство ввело особые квоты на усыновление, которые каждый год снижались на 3–5%. Так, в последние годы к иностранным приёмным родителям отправляется не более двух тысяч детей ежегодно.
В 1996 г. был издан специальный закон "По стимуляции и развитию усыновления детей в стране", который также был направлен на сокращение зарубежного усыновления корейских детей [1]. Число усыновленных внутри страны начало расти, однако не так быстро, как это предполагалось. По данным 2002 г. в корейских приютах и детских домах содержалось 28 тысяч детей. Учитывая, что за год корейцами усыновлялось примерно тысяча детей, и ещё две тысячи отправлялось за рубеж, остальные 25 тысяч детей оставались в корейских детских домах [3, с. 58].
Сейчас отношение как к процессу усыновления, так и к усыновленным детям значительно отличается от того, каким оно было в прошлом. Сегодня южнокорейское общество борется с демографическим кризисом, поэтому отмечается тенденция резкого сокращения количества корейских сирот, отправленных для усыновления за границу. Также в современном корейском обществе растет осознание проблем, с которыми сталкиваются эти дети.
Вопрос положения корейских детей периодически поднимался, как в отечественных, так и в зарубежных СМИ и исследовательских работах на протяжении всей истории международного усыновления. Конечно, жизнь детей зависела от страны, в которую они были отправлены для усыновления, обстоятельств этого процесса и их уникальной истории. Однако существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться усыновленным за границей корейским детям.
Одним из самых серьезных вызовов является вопрос идентичности. Многие усыновленные дети задаются вопросами о том, кто они, откуда они и каково их культурное наследие. Еще одной проблемой является опыт расизма и дискриминации. К сожалению, было обнародовано немало случаев жестокого обращения и даже убийств детей усыновителями. Следующая немаловажная проблема - культурная адаптация. Переезд из одной среды с известными ребенку ценностями и нормами в не близкую по культуре страну может стать причиной культурного шока. Также важно знание языка новой страны.
Так, вышесказанное дает возможность сделать вывод о том, что положение усыновленных корейских детей за границей являлось и до сих пор является сложным и многогранным вопросом, требующим глубокое изучение. А история международного усыновления в Республике Корея отражает историю становления этого государства и изменение отношения к усыновлению и детям.