Правовое государство – постоянно развивающаяся во времени конструкция, воплощающая передовые идеи, которые направлены на установление благоприятного режима соотношения и взаимодействия государства, общества и отдельного гражданина [1, с. 12]. Знание о нем постоянно обогащается.
Существует множество определений понятия правового государства. Авторами этого термина, который утвердился в первой трети XIX века, считают немецких ученых К. Велькера и И.Х. Фрайхера фон Аретина. Но ввел его в научный оборот и дал юридический анализ их соотечественник Роберт фон Моль [2, с. 171]. В англоязычной литературе данный термин вообще не используется, его эквивалентом является «правление права» (rule of Law).
В большом юридическом словаре дается такое определение правового государства: «характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства» определенным признакам [3]. Определение основано на признаках правового государства: народный суверенитет, неприкосновенность прав и свобод человека, верховенство конституции над всеми другими нормативно-правовыми актами, разделение властей, институт ответственности власти, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.
По определению Соколова Н.Я., Федорченко А.А., Шагиевой Р.В.: «Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права» [2, с. 170].
В. А. Четвернин в учебном пособии «Введение в курс общей теории права и государства» характеризует правовое государство, как идеальный тип. Это юридическая модель, которая отражает уровень достигнутой правовой свободы в наиболее развитых правовых культурах [4, с. 76].
«Государство, которое в своей работе следует требованиям правовых предписаний, а не действует в интересах политической элиты и не под влиянием сложившейся популистской конъюнктуры, особенно предвыборной, и коррумпированных чиновников, и преступных сообществ», – считает А.А. Чиглинцева [5, с. 61].
А.Э. Калинович подчеркивает, что правовое государство следует понимать, как в идеальном, так и в формально-юридическом смыслах. В идеале правовое государство – это особое состояние общества и государства, в котором все члены общества, независимо от своего положения, осознают высокую ценность закона и действуют только в соответствии с его предписаниями. В формально-юридическом смысле – это государство, в котором признаки правового государства закреплены и конкретизированы в конституционных, законодательных и иных нормативных актах. Все понятия, которые относятся к государству, подходят для правового государства в формально-юридическом смысле: признаки, механизм, форма правового государства. Под формой следует понимать внешнее выражение его сущности - демократического политического режима, которое принимается в единстве формы правления и формы территориально-государственного устройства [6, с. 5].
Таким образом, правовое государство – существенное достижение человеческой цивилизации.
Исходя из определений понятия правового государства, возникает вопрос «Существует ли идеал правового государства в наше время?».
В современном нормативном правопонимании думается, что в настоящее время в мире, еще нет государства, которое полностью соответствует идеалу существующих представлений о правовом государстве. Поэтому речь идет скорее о степени реализации этой идеи, приближения к ней в конкретных условиях той или иной страны [7, с. 454].
В качестве примера можно рассмотреть некоторые современные государства.
Уже было отмечено, что сама идея правового государства появилась в Германии, поэтому она остается преимущественно европейской. Во многих других местах на планете о правовом государстве даже не говорят, например, в США, где придерживаются собственной идеи сильного конституционного демократического государства. Однако распространенное утверждение о том, что Конституция США не предусматривает правовое государство и, следовательно, там и нет правового государства, нельзя признать правильным. Правовой характер современного государства США, Канады, Великобритании, Австралии полностью сравним с уровнем правового государства Германии, Испании, Франции и т. д. [8, с. 42].
Правовое государство отличается от внеправового определенными и конкретными признаками. В жизненной реальности правового государства реализация признаков на практике может отличаться от теории. Если сегодня Германия, Испания, Австрия и некоторые другие страны объявили, что они правовое государство, то какие у нас есть основания этому не верить? Таким образом, правовое государство – это современное государство, формирование которого в некоторых странах только начинается, а в некоторых странах оно уже приобрело вполне реальные черты [8, с. 52-53].
Сама Германия является демократическим, социальным и правовым государством. Основной закон Германии закрепляет в статьях с 1-й по 19-ю основные права каждого гражданина в государстве как неприкосновенные и неотъемлемые права человека. Эти основные права представляют непосредственно действующее право и налагают обязательства на все государственные органы. На Федеральный конституционный суд возложено соблюдение конституционных основ законодательства, управления и юрисдикции [9]. Можно ли говорить о Германии как об идеальном правовом государстве? Безусловно нет, так как проблемы в государстве еще не решены. Правовое государство в Германии в формально-юридическом смысле является объективной реальностью.
Стоит сказать об индексе верховенства закона стран мира. Именно им определяется рейтинг правовых государств. Он был разработан в 2010 году, это совокупность таких факторов, как открытость власти, порядок и безопасность, уровень коррупции, соблюдение закона со стороны представителей государства и т. д. В 2022 году составители рейтинга WJP Rule of Law Index оценивали 140 стран мира. На первом месте находится Дания с индексом 0,90, далее Норвегия - 0,89, Финляндия - 0,87, Швеция - 0,86 и Нидерланды - 0,83. Россия находится на 107 месте с индексом 0,45 [10].
В России идея правового государства прошла сложный эволюционный путь. Большую ценность дала дореволюционная юридическая наука (Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский и др), в советское время полное и безусловное ее отрицание, и затем частичная и окончательная рецепция, провозгласившая Россию правовым государством [6], о чем закреплено в Конституции ч. 1 ст. 1: «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления» [11]. Хотя в этой статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в нашей стране – это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. Несомненно, движение к поставленной цели наблюдается, то есть к созданию и функционированию правового государства.
Необходимо выделить наиболее известные проблемы, препятствующие развитию: неразвитость гражданского общества, где общественные отношения нестабильны, его структура аморфна; ущемление свободы слова и СМИ, несоблюдение автономии местного самоуправления; правовой нигилизм, медленное развитие рыночного хозяйства, что не даёт свободу предпринимательству; нарушение равенства граждан перед законом и судом; нарушение избирательных прав граждан и др. [5, с. 61-63].
По признаку взаимной ответственности личности и государства: как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Однако всегда ли это имело место в нашей стране? Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере — да. Гарантированы политически, юридически и, отчасти, экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном в отношении власть имущих [12, с. 448].
Одна из важнейших проблем в развитии правового государства - грубое нарушение принципа верховенства права в стране. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Принцип разделения властей в Конституции РФ показывает, что законодательная власть не может в полной мере организовать парламентский контроль над исполнительной властью по обеспечению исполнения федеральных законов.
Таким образом, развитие правового государства – сложный и длительный процесс. При его осуществлении необходимо учитывать исторические и национальные особенности страны. Максимально использовать лучший опыт других стран для проведения правовых реформ, повышая уровень производительных сил и правосознания граждан России, т. к. понятие «правовое государство» не знакомо не только обычным гражданам России, но и большинству государственных служащих. Невозможно построить правовое государство за несколько лет. В других странах это протекало столетиями и постепенно совершенствовалось. Гражданам РФ стоит преодолевать все препятствия, заявляя о своих правах, активно осуществлять свои конституционные избирательные права, участвовать в политической жизни страны [5, с. 61-63].
Ряд признаков правового государства так и остаются идеями, которые трудно реализовать на практике. Например, государство должно быть ограничено законом, природа которого непонятна реальному законодательному органу и многим представителям юридической науки.
Тем не менее правовое государство в идеальном смысле сочетает в себе всё лучшее из богатой мировой теории и практики государственного строительства, к которому стремится всё прогрессивное человечество. Какие-то его черты уже реализованы, другие разрабатываются и воплощаются в жизнь.
Подводя итог, хочется сказать словами Ф.М. Раянова: «Любое государство должно совершенствоваться до тех пор, пока не станет правовым» [8].
Рецензент – Эйтсма О. Н.