Сегодня, перспективой развития современного образования является формирование современного специалиста, адекватного культурным и социально-экономическим запросам своего времени, обладающего глубокими предметными знаниями, стремящегося к постоянному развитию и совершенствованию.
Несмотря на то, что в системе высшего профессионального образования накоплен достаточно большой опыт по формированию у современного специалиста профессиональной культуры, тем не менее, вопросом формирования организаторской культуры уделяется недостаточное внимание. А между тем именно организаторская культура определяет результативность профессиональной деятельности современного специалиста, задает индивидуальный стиль его работы, особенности взаимодействия с подчиненными [4, 8].
Сформированность организаторской культуры возможна только при определенной системе педагогических условий. Как показал анализ литературы, построение систем в профессионально-педагогической области предполагает, прежде всего, выбор методологических оснований, на которых они создаются. Таким основанием, в настоящее время, являются такие методологические подходы, как системный, деятельностный, компетентностный, культурологический, процессный и другие подходы [4, 6].
Исходя из того, что методологические подходы обладают внутренней диалектической связью и единством, и принимая во внимание отсутствие универсального подхода, необходимо привлечение комплекса методологических подходов.
Для изучения рассматриваемой проблемы, а также определения, обоснования и формулировки предложений по ее разрешению, в ходе исследования были выделены три методологических подхода: системный, деятельностный и культурологический подходы.
Системный подход, обеспечивает изучение системных свойств исследуемой проблемы и построение соответствующей педагогической системы, но не позволяет выявить ее деятельностное содержание, что требует дополнения системного подхода деятельностным. В свою очередь, реализация системного и деятельностного подходов не позволяет четко представить характеристики того качества, которое должно сформироваться у современного специалиста (т.е. содержания организаторской культуры). Поэтому совокупность системного и деятельностного подходов дополняем культурологическим [2, 4].
Система формирования организаторской культуры современного специалиста реализуется с учетом специфических принципов и включает мотивационно-целевой, содержательно-методический, оценочно-коррекционный компоненты.
Работа в рамках мотивационно-целевого компонента предполагает, во-первых, создает переход педагогической проблемной ситуации в психологическую. Благодаря чему у студента формируется устойчивая и сознательная потребность решения поставленной задачи. Во-вторых, формируются целевые ориентации не только педагогической деятельности преподавателя, но и учебной деятельности студента в соответствии с его способностями и интересами.
Содержательно-методический компонент обеспечивает учебно-воспитательные процедуры, в рамках которых у студентов происходит непосредственное формирование организаторских знаний, умений, а также обязательные для данного вида деятельности профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций. Данный компонент определяется содержанием формируемой культуры, педагогическим опытом преподавателя, а также условиями, в которых осуществляется процесс профессиональной подготовки [3, 4].
Оценочно-коррекционный компонент направлен на определение уровня соответствия полученных результатов запланированным и исключение недостатков учебно-воспитательного процесса.
Опираясь на научные данные и собственные разработки исследуемой проблемы, мы получили следующие положение: организаторская культура, являясь видом профессиональной культуры и ее замкнутой подсистемой, включает в свой состав три основных компонента – когнитивный, операциональный и поведенческий, совокупность которых обеспечивает полноценную реализацию организаторской деятельности менеджера, ее эффективность и продуктивность.
Основными показателями организаторской культуры современного специалиста являются знания, умения, профессионально значимые личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для осуществления организаторской деятельности [4, 6].
Как показывают многочисленные исследования в области общего и профессионального образования, любая педагогическая системы функционирует более результативно в специально созданных для нее условиях. Полностью поддерживая данное утверждение, выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование разработанной системы формирования организаторской культуры у современного специалиста.
Наиболее значимыми педагогическими условиями для системы формирования организаторской культуры являются:
- реализация педагогического сопровождения процесса формирования организаторской культуры;
- построение взаимодействия субъектов на основе сотрудничества;
- включение студентов в активную творческую деятельность.
Реализация педагогического сопровождения процесса формирования организаторской культуры обеспечивает оказание на него педагогически целесообразных влияний по повышению эффективности освоения студентами знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для осуществления организаторской деятельности [4, 6].
Построение взаимодействия субъектов на основе сотрудничества позволяет повысить эффективность разработанной системы благодаря возможности непрерывного взаимодействия субъектов образовательного процесса, при котором студенты приобретают опыт совместной работы, являющейся основой организаторской деятельности современного специалиста.
Условие включения студентов в активную творческую деятельность способствует повышению эффективности разработанной системы за счет вовлечения современного специалиста в творческую деятельность, обеспечивающую их подготовку к выполнению профессиональных задач в самых разнообразных условиях, формированию способности отказаться от шаблонных и стереотипных действий и находить новые продуктивные способы достижения цели.
Ученые, разрабатывающие проблемы высшей школы солидарны в том, что творчество в процессе профессионального становления активизирует умственную деятельность, формирует креативную направленность личности будущего специалиста, создает предпосылки для более качественной профессиональной подготовки и возможности проявить творческий подход к решению профессиональных задач [4, 6].
Выявленные и раскрытые педагогические условия оказывают непосредственное влияние на результативность функционирования системы формирования организаторской культуры современного специалиста через совершенствование составляющих организаторской культуры и являются необходимыми.
Понимание важности данного направления для совершенствования подготовки современного специалиста требует, прежде всего, активизации поисков по созданию педагогических основ, определяющих организационно-содержательную стратегию профессионального образования, которая с одной стороны должна обеспечивать целенаправленное формирование организаторской культуры в заданные сроки обучения в вузе, а с другой – органично вписываться в сложившуюся систему подготовки, рационально используя весь имеющийся потенциал современного профессионального образования.