Завоевания Тевтонского ордена в Пруссии и ордена Меченосцев или Ливонского в Прибалтики стали важным этапом развития орденов, а также тем этапом, который повернул историю, как Тевтонского, так и Ливонского орденов. Тевтонскому ордену удаётся достигнуть своих целей, став орденским государством и укрепив свой авторитет на европейской арене. Ливонский орден в своё время теряет своё могущество и прекращает своё существование при этом входит в состав Тевтонского ордена. Но остаётся вопрос, почему так получилось, почему один орден существует и в наше время, а другой давно потерял своё могущество.
Сравнение этих двух орденов в рамках завоевательного процесса возможен, так как завоевания проходили в одной климатической зоны, борьба проводилась против языческих племён восточной части Европы. Так же орден Меченосцев вливается в Тевтонский орден, получив название Ливонский. Но при этом стоит отметить, что несмотря на то, что Ливонский орден формально находился под властью верховного магистра Тевтонского ордена, но на правах широкой автономии, что позволяло принимать ордену самостоятельные решения, это можно видеть по политике ордена, которая проводилась уже после вступления ордена Меченосцев в состав Тевтонского ордена, в отличие от Добринского ордена, который был поглощён целиком, без прав на широкую автономию. Поэтому сравнение вызывает интерес, примерно в одних и тех же условиях развитие орденов получилось разным. Что же послужило этими самыми факторами, которые так повлияли на развитие орденов.
Ордена были созданы примерно в одно время. Дата создания тевтонского ордена – 1190 год, а дата создания ордена Меченосцев – 1202 год. Разница в 12 лет не может считаться очень большой в рамках исторического процесса. Но получается, что Тевтонский орден становится более могущественным, по сравнению с орденом Меченосцев. При этом Тевтонский орден изначально создавался как орден клириков, а не как рыцарский. Орден Меченосцев же изначально является рыцарским. Так что с уверенностью можно сказать, что ордена при своём развитии начали отличаться благодаря ряду факторов, которые безусловно внесли свой вклад в то, что ордена проводили политику распространения христианской веры в условиях завоевательной политики немецких рыцарей и феодалов.
Теперь перейдем к непосредственному сравнению орденов. В первой и второй главе мы описали поступательное завоевание Пруссии Тевтонским орденом и завоевание Прибалтики орденом Меченосцев, позже Ливонским орденом. Условия завоевания были примерно одинаковыми, климатические условия – умеренный климат на большей территории Пруссии и Прибалтики, языческое население, разделённое на племена. Но были разные условия как политические, так и условия эпохи.
Тевтонский орден приходит на территорию Пруссии с целью создания орденского государства, это была основной целью магистров Тевтонского ордена. Герман фон Зальца считал необходимым создание подобного государства, для укрепления позиций ордена. Для этого магистр производил поиски земель для освоения в Европе. Первоначальная попытка закрепиться в Венгрии потерпела неудачу, но потом магистр обращает своё внимание на ещё не занятые земли Пруссии. После чего поступательно подчиняет себе языческие земли, закрепляясь там. Идёт активное строительство городов и крепостей. Проводилась активная политика онемечивания земель Пруссии. Первыми замками на территории Пруссии становятся Торн [3, с. 49], Кульм [7], Мариенвердер [7] и так далее. Сначала города строились по берегу реки Вислы, что позволило наладить водное сообщение с немецкими княжествами. Крепости становились, так сказать, опорным пунктом завоевания земли, становясь его центром. В Пруссии строительного материала было немного, поэтому для строительства каменных крепостей приходилось завозить каменья. Что не было большой проблемой, так как почти вся река Висла контролировалась Тевтонским орденом. Кирпичи изготавливались на месте. За надзор за строительством, управление поставщиками и передачей информации занимался в основном Тевтонский орден. Замки возводились не только как оборонительное сооружение, но также и как хозяйственные постройки. Основным пунктом распространения колонизации и онемечивания Земланда становится Кёнигсберг. Вокруг замка возникали поселения, однако они часто разорялись и разрушались, так как шла война между христианами и язычниками и последний совершали большое количество набегов на земли ордена. Поселенцы, которые прибывали в Пруссию с целью обработки земли, были вынуждены селиться чуть восточнее, такие поселения были исключительно земледельческими. Примерно так же проходило покорение и остальной части Пруссии.
Орден Меченосцев же был создан для защиты города Рига и для борьбы с неверными и распространения христианской веры. А изначальная колонизация Прибалтики началась с купцов. В то время Европа жила торговлей, особенно это касалось немецких городов. В Германии появляются города Бремен, Гамбург. Так развивается торговля в Балтийском регионе. Купцы начинают искать пути для освоения нового региона, были необходимы земли для добычи сырья.
Так в Хронике Ливонии упоминается, что первыми жителями, которые прибыли в Прибалтику, были священники и торговцы, купцы. Так можно предположить, что купцы и священники находились в свою очередь в чём-то вроде взаимовыгодного союза. Это можно увидеть на примере того, что при заключении договора с полоцким князем было оговорено, то, что для купцов из Ливонии будут привилегии в торговле. Скорее всего именно купечество спонсировало постройку замков в Прибалтике. После того как в Ливонию прибыло уже довольно большое число переселенцев, тогда был заложен город Рига. В Хронике Ливонии подчёркивается, что важным фактором помимо больших пастбищ было, что что город был рядом с водой, так что можно было организовать порт [1, с. 80]. Что опять приводит нас к выводу, что купцы имели особое влияние. Но также было очень важно наличие стоянки для кораблей, так как ещё молодая крепость зависела от поставок из немецких городов, а также это было необходимо для прибытия новых пилигримов. И так мы так же видим, что причиной создания ордена Меченосцев было, защита имущество немецких городов в Прибалтике и распространение христианства. При создании этого ордена не было грандиозных планов по созданию орденского государства на территории Прибалтики. К тому же все новые земли, которые завоёвывал орден, он был вынужден делить с епископом. Тевтонский же орден получал всю захваченную землю под свою власть.
Также стоит отметить, что немецкие колонисты в Пруссии основательно закреплялись, уезжая туда чаще всего на всю жизнь. Выходило так что Пруссию можно было считать продолжением Священной римской империи. В то время как в Прибалтику так же прибывали немецкие рыцари, купцы, но в основном они возвращались обратно в Германию, не задерживаясь на долго в этом регионе. Поэтому Прибалтику стоит считать больше так называемой колонией. Немецкое население в Прибалтике всегда составляло не большой процент по отношению к коренному населению. А также хоть и орден Меченосцев имел постоянный гарнизон в Риге, но зачастую рыцари, которых привозил из Германии епископ, через некоторое время возвращались на родину, из-за чего для ордена была крайне важна поддержка вождей язычников, которые приняли христианство, таких как Каупо. Тевтонский же орден не нуждался до такой степени в помощи перешедших в христианскую веру язычников, что позволяло более жестко управлять Пруссией.
Устройство орденов было схоже. Во главе ордена был магистр, который управлял орденом, но его власть ограничивалась Генеральным капитулом, который был должен созываться для решения всех важных вопросов. Однако созыв Капитула происходил не часто, в основном его созывали в кризисные ситуации для ордена. Это случалось от части, потому что с увеличением территорий верховный магистр получал больше власти и меньше контролировался Капитулом. После верховного магистра идет ландмейстер, он являлся заместителем магистра в областях Тевтонского ордена, после присоединения ордена Меченосцев, ландмейстер стал управлять Ливонией, а также ландмейстер управлял и Пруссией. После ландмейстера идёт ландкомтур, он управлял баллеем. Комтур – низшая должность, которая управляла комтурствами. В ордене Меченосцев так же, как и в тевтонском был верховный магистр, он выбирался орденскими братьями, выбор же не нуждался в утверждении. Магистр имел неограниченную власть и только в крайних случаях должен был созывать конвент или капитул. Так мы видим, что в ордене Меченосцев верховный магистр имел больше свободы в выборе решений. Остальные должности в ордене Меченосцев назвать сложно, так как об это мне осталось прямых свидетельств. Однако в отличие от Тевтонского ордена, орден Меченосцев должен был подчиняться епископу Ливонии.
Земли и Тевтонский орден и орден Меченосцев осваивали примерно одинаковым способом. Политика «Огнём и мечом» работала и в Пруссии, и в Ливонии. Языческие племена, которые в ответ на агрессию орденов выступали с походами на земли орденов, разоряли её и жестоко карали. И так получалось, что орден захватывал землю, разорял её и сжигал поселения, а потом в ответ язычники собирали войско и нападали на земли ордена и так же грабили и сжигали поселения. Тевтонский орден отвечал на такие проявления агрессии со стороны язычников намного более жестоко, чем орден Меченосцев. У Тевтонского ордена была цель помимо распространения христианство среди язычников, также завоевать как можно больше земель, и те земли, которые отказывались от христианской веры, зачастую бывали разорены так, что пустовали потом довольно длительное время. К тому же Тевтонский орден активно поддерживался папством, не раз были созваны папой римским крестовые походы на Пруссию. Так же в Тевтонский орден был стабильный приход рыцарей и монахов. Орден Меченосцев же наоборот, епископ Адриан совершал большое количество поездок в Германию, для того чтобы призвать новых пилигримов для борьбы за христианскую веру. Об этих поездках можно найти упоминание в Хронике Ливонии. Так же очень часто пользовались язычники тем, что епископ отсутствовал в Ливонии, нападая на города. Папа римский собирал крестовые походы на Прибалтику крайне редко, количество крестовых походов в Прибалтику не идёт не в какое сравнение с количеством походов в Пруссию.
Также немаловажным фактором для сравнения являются соседи Пруссии и Прибалтики. Помимо языческих племён соседями Пруссии и Прибалтики так же были и уже сформированные государства. Пруссию окружали Мазовия, Польша, Литва и Померания. Так мы видим, что большинство этих государств были католические и подчинялись папе римскому. Что облегчало ведение завоевательной политики Тевтонскому ордену в Пруссии. Хоть многим и не нравилось подобное усиление Тевтонского ордена, а также некоторые хотели подчинить земли Пруссии себе. Но благодаря патронажу папы и императора Священной Римской империи это представлялось крайне сложным предприятием. Ливонский орден же был окружён государствами и княжествами, которые не подчинялись папе римскому. Литва, которая ещё была языческой, или как она называлась в XIII веке Жемайтия, а также Новгород и Псков. На Руси тогда была феодальная раздробленность, но русские княжества, такие как Новгородское и Псковское были весьма грозными врагами. И хотя они не подчинялись папе римскому, но всё равно принадлежали к христианской вере, точнее к восточной ветви – православию. Но это уже не давало морального права и оправдания крестоносцам для активного продвижения в русские земли, но при этом у Новгородского и Псковского княжество были свои интересы в Эстонии. Поэтому с некоторой периодичностью русские были союзниками язычников или крестоносцев. Но с такими соседствующими государствами намного сложнее строить политику экспансии, чем соседи, которые находятся во власти католической церкви. Поэтому внешние условия тоже можно считать, как те, которые повлияли на могущество ордена.
Бесспорно так же на развитие Тевтонского ордена повлиял Герман фон Зальца, который успешно проводил политику по укреплению авторитета ордена и накапливанию сил. Так же как умелый политик он заручился поддержкой папы римского и императора Священной Римской империи, что позволило ему получить привилегии с обеих сторон, которые он умело использовал для получения права завоевание Пруссии. Магистры ордена Меченосцев не были настолько выдающимися политиками, о них сохранилось не так много сведений в хрониках, как о Германе фон Зальца, которому Перт из Дубсбурга посвящает одну из «глав» Хроники земли Прусской. Также стоит отметить, что в основном ливонские хроники сообщают о епископах, при которых был орден, из чего можно сделать вывод, что епископы обладали наибольшим могуществом по сравнению с верховным магистром ордена Меченосцев.
Если подвести итоги, то различались цели, программа самого заселения, у Тевтонского ордена она была целенаправленная на онемечивание региона, в то время как орден Меченосцев перед собой такую задачу не ставил. Переселенцы из германских земель оставались в Пруссии на всю жизнь, в то время как пилигримы, которые прибывали в Ливонию, оставались там на не продолжительный отрывок времени. Подчинение епископу ордена Меченосцев так же сыграло свою роль. Так же были и внешние причины, такие как страны соседи, Пруссия была окружена странами, которые в основном подчинялись папе римскому, в то время как Ливония также соседствовала с Русскими княжествами. И противостояние между Русскими княжествами, Новгородским и псковским, сыграло не последнюю роль в том, что Ливонский орден в итоге потерял своё могущество, что способствовало его падению. А также Пруссия представляла собой продолжение империи, в то время как Ливония считалась больше, если так можно выразиться колонией.