Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–18 лет совершает акт аутоагрессии [1]. Подростковый возраст наполнен различными переживаниями: проблемы межличностного общения, часто меняющиеся интересы и увлечения, происходит перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы. Соматоформные, тревожные, фобические и другие невротические расстройства препятствуют адекватному восприятию реальности, поэтому подростки сталкиваются с трудностями в социализации [2]. Межличностные проблемы в дальнейшем могут перейти в форму самоповреждающего поведения.
По мнению А.Н.Захарова, подросткам с невротическими расстройствами свойственны сенситивность, впечатлительность, эмоциональная лабильность, ипохондричность, наивность, гиперответственность, гиперсознательность, импрессивность, тревожность, мнительность [3]. В связи с этим они более остро переживают жизненные проблемы по сравнению с другими подростками.
Что касается лиц с шизоидным расстройством, то им свойственна глубочайшая амбивалентность, связанная с привязанностью. Их мучает одиночество и отстранённость также сильно, как и стремление к дистанцированности с целью сохранения своих границ, а значит и обеспечения безопасности и отрешённости [4, 5]. Те, кто страдает от расстройства, могут предпочесть одиночество, но некоторые могут также испытывать страдания от одиночества и социальной изоляции.
Люди с шизоидным расстройством личности и лица с невротическими расстройствами склонны к интроспекции, самоанализу, что часто приводит к устойчивой в сознании позиции относительно причин, по которым, как кажется человеку, нужно совершить акт самоповреждения или самоубийство [6].
Цель работы – исследовать самоповреждающее поведение у подростков с невротическим типом реагирования и у подростков с шизоидным расстройством личности.
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия между группой подростков с самоповреждающим поведением с невротическим типом реагирования и группой подростков с самоповреждающим поведением с шизоидным расстройством личности, а именно:
- У подростков с самоповреждающим поведением с невротическим типом реагирования будет выше уровень одиночества, чем у подростков с самоповреждающим поведением с шизоидным расстройством личности.
- Подростки с самоповреждающим поведением с шизоидным расстройством личности чаще используют инструментальный тип самоповреждения, а подростки с самоповреждающим поведением с невротическим типом реагирования соматический тип самоповреждения.
Методы исследования:
- Анализ медицинской документации;
- Клинико-психологическая беседа;
- Психодиагностические методики: шкала причин самоповреждающего поведения Н.А. Польской, 2010 год; методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (UCLA Version 3, адаптация И.Н. Ишмухаметова, 2006 год);
- Методы математической обработки IBM SPSS Statistic 26 (критерий нормального распределения Шапиро-Уилка, T-критерий Стьюдента для независимых выборок).
Выборку эмпирического исследования составили 20 человек в возрасте от 14 до 18 лет. Среди них 11 девушек и 9 парней, соответственно 55% и 45% от общей выборки. Все испытуемые являются учащимися общеобразовательных учреждений. 10 обследуемых имеют в медицинской документации диагноз из группы МКБ F40-F48 (невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства), другие 10 респондентов имеют диагноз F60.1 (шизоидное расстройство личности). Исследование проводилось на базе ГБУЗ «Областной клинический психоневрологический диспансер».
Результаты исследования:
По критерию Шапиро-Уилка установлено, что распределение проверяемых переменных «Субъективное ощущение одиночества», «Инструментальное самоповреждение», «Соматическое самоповреждение» соответствуют нормальному закону распределения (p >0,05).
По t-критерию Стьюдента установлены достоверные значимые различия среди двух групп по показателю «Инструментальное самоповреждение» (t =3,444; p = 0,003, p<0,05) Данные результаты говорят о том, что частота использования инструментального самоповреждения выше у подростков с шизоидным расстройством личности, чем у подростков с невротическим типом реагирования.
По t-критерию Стьюдента также установлены достоверные значимые различия по показателю «Соматическое самоповреждение» (t = - 2,469; p=0,024, p<0,05). Таким образом, частота использования соматического самоповреждающего поведения выше у подростков с невротическим типом реагирования, чем у подростков с шизоидным расстройством.
По переменной «Субъективное ощущение одиночества» достоверных значимых различий установлено не было (t = -0,938; p=0,361), а именно: у групп подростков с невротическим типом реагирования и групп подростков с шизоидным расстройством личности наблюдается одинаково высокий уровень переживания одиночества. Это говорит о том, что несмотря на то, что люди с шизоидным расстройством сознательно сторонятся общества, они испытывают такие же сильные переживания в связи с отчужденностью, как и лица с невротическими расстройствами.
Данные говорят о том, что тема одиночества актуальна и для лиц с невротическими расстройствами и для лиц с шизоидным расстройством. Этиология одиночества двух групп разная: подростки с шизоидным расстройством сознательно предпочитают уединение, а лица с невротическими расстройствами не могут интегрироваться в социальную группу ввиду своих поведенческих и психологических особенностей, несформированности коммуникативных навыков. Однако это не отменяет того факта, что обе группы подростков ощущают себя одинокими, поскольку они не реализуют себя и свой потенциал среди сверстников.
Также было установлено, что подростки с невротическим типом реагирования чаще используют соматический тип самоповреждения, чем подростки с шизоидным расстройством личности, а последние в свою очередь чаще используют инструментальный тип самоповреждающего поведения. То есть, подростки с невротическим типом реагирования боятся или не видят необходимости в использовании дополнительных средств для самоповреждения, а лицам с шизоидным расстройством личности недостаточно прибегать только к соматическому типу самоповреждающего поведения.
На данный момент проблема изучения является достаточно актуальной, поскольку обе группы подростков являются уязвимой к самоповреждающему поведению, а различия в социально-психологических особенностях не рассмотрены в научной литературе достаточно полно.
Данная работа может стать практически значимой для дальнейших исследований и выработки практических рекомендаций. Полученные результаты дополняют имеющиеся в литературе данные и углубляют представления о роли социальных факторов в развитии личности подростка. Кроме этого, данное исследование поможет в разработке краткосрочной и долгосрочной психокоррекционной программы для подростков.