Патриотизм – это не просто красивые слова. Это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, своему народу… [11, с. 45]. Несмотря на негативное отношение других стран, современная Россия пытается возродить былую мощь и славу, а без истинных патриотов своей страны данные задачи не могут решаться. Тот, кто не ищет легких путей и знает, как, и чем он может служить своему Отечеству, тот и является настоящим патриотом. В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Оно рассматривается, как основа для формирования будущего гражданина своей страны и патриота. Важное значение при этом, имеет формирование патриотических чувств, что является сложной задачей, для достижения которой необходимо использовать эффективные средства воспитания. Патриотическое воспитание дошкольников сложный и многофакторный процесс, который, по сути, на начальном этапе жизни детей уже начинает создавать «новых» граждан, формирует их сознание, выступает перспективным задатком, является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности будущего страны. Патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие социально значимых ценностей (гражданственности), организацию практической деятельности, направленной на приобщение дошкольников к жизни своего региона и страны в целом [1, с. 5]. В последние годы, становясь вновь актуальной, тема патриотизма приводит к поиску воспитателями дошкольных учреждений различных средств, методов и форм для ее реализации. В педагогике идеи первых, говоривших о патриотизме (Е.Е. Казаева, Л.Л. Кондрыкинская, А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения, базирующихся на научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития. Они могут быть сформированы следующим образом: – будучи глубоко социальным по своей природе патриотическое воспитание представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок; – патриотическое воспитание формируется и развивается, как чувство, посредством духовно-нравственного обогащения ребенка; – понимание значимости чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых; – в роли источника патриотического воспитания выступает личность, находящаяся ближе и чаще с ребенком; – истинный патриотизм – возвышенное чувство, ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития личности [7, с. 7]. Процесс воспитания чувства патриотизма у дошкольника сложный и длительный, требующий от воспитателя, прежде всего, большой личной убежденности и конечно вдохновения. Важнейшим фактором педагогического искусства является эмоциональное единство воспитателя и воспитанников. Существует два способствующих фактора повышения эффективности патриотического воспитания. Первый, технологический, связан с качественным подбором материальной базы для организации данной работы. Второй, личностный. Он связан с личностью воспитателя (его гражданская и жизненная позиция, его любовь к Родине, родному региону, воспитанникам и т.п.). Такой воспитатель не только побуждает патриотические чувства, но и закладывает на всю дальнейшую жизнь ребенка духовные основы, служащие фундаментом формирования подлинного гражданина страны. Красивые слова воспитателя о патриотизме ни к чему не приведут, никакие слова не помогут, если он сам равнодушен к этой проблематике. Искренняя вера воспитателя, увлекающая за собой своих воспитанников, имеет гораздо большее влияние, находит эмоциональный отклик в сердцах детей, нежели красивые слова. Богатство души воспитателя, его творческий потенциал, несомненно играют ведущую роль для достижения поставленных целей и задач патриотического воспитания. Цель патриотического воспитания в условиях дошкольного образования – формирование у ребенка потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [6, с. 21]. К задачам патриотического воспитания относится формирование духовнонравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному дому, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа, природе родного края, любви и уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам и их родителям, соседям и другим людям [12, с. 595].
Задачи по патриотическому воспитанию сводятся к следующему: – развивать представления о родном городе (регионе) и стране; – формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); – способствовать осознанию ребенком себя, как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к своему Отечеству. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает следующие компоненты: – приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; – знакомство с семьей (историей, членами семьи, родственниками, родословной, семейными традициями), детским садом (взрослыми, играми, игрушками, традициями), городом, селом (историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, жителями прошлого и настоящего времени, достопримечательностями); – проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.); – организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях и животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям [10, с. 265]. Н.Ф. Виноградовой и Р.И. Жуковской были выделены принципы патриотического воспитания [13, с. 639]: работа должна быть поэтапной, внутри каждого этапа работа должна осуществляться последовательно с выделением отдельных тем (тематический принцип планирования). По их мнению, в патриотическом воспитании выделяются следующие направления: воспитание любви к городу, в котором живешь, к родному краю, региону и ознакомление детей со всей страной.
Важнейший период становления личности человека это дошкольный, когда закладываются нравственные основы качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте чувствительная сторона господствует над всеми сторонами жизни. Чувства ребенка определяют его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает, и что в последствии чаще всего становятся уже мотивами его дальнейшего поведения. В данном случае чувства выступают средством регуляции поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества [5, с. 86]. Несомненно, особая роль в патриотической работе принадлежит дошкольным учреждениям. Именно в них формируется детский коллектив, прививается чувство ответственности. Дети учатся общаться, сопереживать, узнают больше о русской культуре, традициях и героях страны. Патриотическое воспитание должно сочетаться со всеми остальными направлениями развития ребенка: речевым (сказки, поговорки, пословицы, загадки, рассказы, пополнение словарного запаса), музыкальным (песни, народные игры, танцы и праздники), трудовым (знакомство с трудом людей нашего края и народными промыслами, экскурсии в музеи города), естественно-научным (животный и растительный мир), экологическим, историческим (развитие представлений об истории нашего края), культурным (развитие социального и правового сознания), физическим (отношение к здоровью, прогулки, спортивные игры и праздники), художественным (знакомство с картинами художников нашего края, стихами и песнями). Важную роль в регуляции детской деятельности играют также и эмоции. Результаты деятельности детей и их взаимоотношения способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых. В дошкольном возрасте через рассудочно-эмоциональное общение ребенок постигает значение этических эталонов, которые выступают в качестве взаимосвязанных категорий добра и зла. Это в свою очередь позволяет ребенку соотносить свои действия с этическими эталонами и формировать свое нравственное развитие. Представления, воображения памяти, мышление и речь в комплексе в этот период развития ребенка приводят к формированию его чувственного этапа познания мира и логического мышления, к появлению элементов абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит (фантазию может расцениваться реальностью). Поэтому если его научить обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира, то он будет умственно более развит, он легко и свободно будет запоминать созвездия, виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ему в реальной природе [3, с. 98]. Патриотическое воспитание на прямую связано с вопросами нравственности и осуществляется с помощью определенных средств, которые можно объединить в несколько групп. Первая группа средств художественная, способствующая эмоциональной окраске познаваемых явлений (литература, изобразительное искусство, музыка, кино, и пр.). Огромное значение в формировании патриотического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные произведения позволяют понять и раскрыть, что такие качества как мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, истинным чувством патриотизма. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам и впервые осознают жестокость и беспощадность войны. Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, являются эффективным средством воспитания. Ритмика поэтического слова действует на детское сознание вдохновляющее. Рисунки детей, позволяют создать выразительные образы, основанные на их собственных наблюдениях, положительных чувствах и эмоциях, а также стремлениях и желаниях ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Второй группой средств является краеведение и природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Она формирует у детей ощущение причастности их к этому уголку земли и принадлежности этого уголка к ним. Надо показывать детям, что родной регион – это частица Родины и он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Знание истории родного региона, страны, необходимо для формирования гражданской позиции детей, которая дает возможность испытывать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Третья группа средств – это собственная деятельность детей (игра, труд, учение и пр.), которая имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики патриотического поведения. Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей [5, с. 111]. Большое значение здесь имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные тематические формы организации деятельности детей, направленные на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы (можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.). Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.