Главная
АИ #27 (157)
Статьи журнала АИ #27 (157)
Организация информационно-аналитической работы по профессиональной служебной и ф...

Организация информационно-аналитической работы по профессиональной служебной и физической подготовке в ОВД РФ

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

преступления
внутренняя государственная политика
информационное обеспечение
информационно-аналитическая деятельность

Аннотация статьи

Данная научная статья рассматривает разработку и одобрение эффективных мер по предотвращению и профилактике преступлений в контексте внутренней государственной политики и задач Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ).

Текст статьи

Разработка и одобрение действенных мер по предотвращению и профилактики преступлений является одной из основных задач и приоритетным направлением внутренней государственной политики, а также одной из первоочередных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ). Правильность и результат процесса принятия решений в области внутренних дел во многом зависят от качества информационного обеспечения. В сфере управления эффективная информационно-аналитическая поддержка способствует возможности правильно спрогнозировать результаты тех или иных управленческих решений (оперативно-разыскных, защитных, следственных, документально-проверочных мероприятий и др.), либо своевременно скорректировать их.

В то же время для повышения эффективности функционирования такой социальной организационно-технической системы, как органы внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД РФ), в борьбе с преступностью, обеспечения безопасности личности, охране общественного порядка и защите всех форм собственности требуется хорошо отлаженная, постоянно действующая и динамично развивающаяся система профессионально-служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Для дальнейшего анализа указанных выше направлений, попробуем разобраться в понятийном аппарате и определить их сущность.

Понятия «информационно-аналитическая деятельность» и «информационно-аналитическое обеспечение» очень близки по значению, хотя некоторые авторы не делают различий между ними, по смыслу формально считают их тождественными [9]. Цели информационно-аналитической деятельности и информационно-аналитического обеспечения аналогичны и заключаются в предоставлении руководителям ОВД, принимающим решения, в достаточном объеме информацию, необходимую для принятия компетентных решений в оперативно-служебной деятельности. Однако трактовка рассматриваемых понятий как синонимичных представляется не соответствующей их внутреннему смыслу и содержанию. Самое широкое, универсальное определение информационно-аналитической деятельности предполагает в качестве исходных параметров информационной аналитики ее определение как комплексной деятельности, опирающейся на естественный интеллект, в процессе которой осуществляется переработка при помощи аналитических технологий исходной информации и получение на ее основе качественно нового знания [8].

Информационно-аналитическая работа пронизывает все звенья системы органов внутренних дел, осуществляется на всех ее уровнях, всеми службами и подразделениями. Фактически информационно-аналитической работой занимается в том или ином объеме каждый сотрудник органов внутренних дел.

Информационно-аналитическая деятельность предназначена для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений руководителей органов и подразделений органов внутренних дел при реализации функций управления. Поэтому низкий уровень информационно-аналитической работы приводит к принятию неоптимальных управленческих решений, просчетам и упущениям в оперативно-служебной деятельности. Напротив, являясь базой текущего и перспективного планирования, грамотная информационно-аналитическая работа дает возможность наиболее целесообразно использовать имеющиеся в распоряжении силы и средства, принимать обоснованные и наиболее эффективные меры по улучшению оперативно-служебной деятельности.

Подготовка кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее – Федеральный Закон № 342-ФЗ), приказа МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [2]; приказа МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [3]; приказа МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].

В соответствии с п. 117 приказа МВД России № 275, профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Подпунктами 117.1-117.4 пункта 117 указанного приказа профессиональная служебная и физическая подготовка разделена на следующие виды:

  • правовую подготовку;
  • служебную подготовку;
  • огневую подготовку;
  • физическую подготовку.

В настоящее время при подготовке кадров для замещения должностей в ОВД РФ используются наиболее эффективно, как правило, возможности профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, обучения по образовательным программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы МВД России.

Вместе с тем возможности профессиональной служебной и физической подготовки, непосредственно в подразделениях используются недостаточно эффективно. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами, приведем их:

  • недостатки в содержательной и методической подготовке руководителей учебных групп. Руководители учебных групп назначаются из числа руководителей (начальников) органов, организаций и подразделений МВД России (п. 131 приказа МВД России № 275). К сожалению, не все руководители имеют соответствующую подготовку для организации и проведения занятий. Как отмечает исследователь проблем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, профессор Н.В. Астафьев, одна из наиболее важных причин низкого уровня физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел это отсутствие многоуровневой системы высшего профессионального образования, а также подготовки научно-педагогических кадров сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел [5];
  • не все органы внутренних дел обеспечены в полной мере необходимыми материально-техническими средствами. Например, собственные стрелковые тиры, собственные спортивные залы, следствием чего является явно недостаточность эффективного обучения сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки;
  • занятия в системе профессиональной служебной и физической подготовки зачастую проводятся формально, не охватывают весь личный состав подразделений;
  • не урегулирован до конца вопрос проведения занятий с категорией сотрудников органов внутренних дел, несущих службу в сменном режиме. В п. 133 приказа МВД России № 275 указано: «В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций». Вместе с тем на практике предоставление компенсаций сотрудникам, несущим службу в сменном режиме, имеет определенные трудности, что в целом негативно сказывается на отношении сотрудников к занятиям;
  • на практике применяются отработанные, но на современном этапе не всегда эффективные технологии обучения, в то время как, увеличение задач стоящих перед органами внутренних дел, усиление противодействия преступного мира, увеличение потока информации, развитие информационных технологий требуют внедрения инновационных подходов и инновационных технологий обучения в систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Для выполнения этой задачи предполагается:

  • создание механизмов контроля и оценки уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел с учетом должностных категорий и специфики служебной деятельности;
  • осуществление профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учет специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы;
  • совершенствование методов профессиональной подготовки посредством перехода преимущественно к информационно-тренинговой модели обучения;
  • модернизация информационно-аналитической работы в области профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД РФ с учетом современных реалий, потребностей региональных подразделений сотрудников, выполняемых ими должностными обязанностями и профессиональными нагрузками;
  • повышение мотивации сотрудников к постоянному совершенствованию профессионального уровня на основе использования широкого диапазона средств морального и материального стимулирования.

Для решения задачи модернизации ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки необходимо провести специальные исследования, направленные на изучение положительного как отечественного, так и зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции, особенно применения инновационных технологий обучения.

С сожалением приходится констатировать, что информационно-аналитическая работа в области профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД РФ практически не ведется или ведется, что называется, исключительно на бумаге.

Тогда как термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел (полиции), обозначает исследовательскую, познавательную деятельность по выявлению причинных связей, тенденций и закономерностей, необходимую для обоснования принимаемых решений и оценки эффективности функционирования системы.

Аналитическая деятельность является активной преобразующей силой. Это не просто средство или метод познания управленческой ситуации, но и подход к ее изменению. Благодаря результатам аналитический деятельности возможен перевод деятельности органов внутренних дел на более высокий уровень. Уверенно можно сказать, что анализ – это ключ к решению проблем эффективности, а также важный инструмент повышения уровня управления органов внутренних дел, в том числе и в области профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД РФ.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 13.06.2023)// Собрании законодательства РФ. - 201 - № 49 (часть I). - Ст. 7020; pravo.gov.ru
  2. Приказа МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 27.07.2020) // pravo.gov.ru
  3. Приказ МВД России от 211.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки ворганах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 25.01.2021) // pravo.gov.ru
  4. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 10.01.2022) // www.pravo.gov.ru
  5. Астафьев Н.В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id50
  6. Байдаев М.М. Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Университета. - 2019. - № 2. - С. 208-211.
  7. Глущенко А. Н. О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел. // Молодой ученый. - 2021. - № 34 (272). - С. 151-152.
  8. Килин А. П., Колобова Д. В., Чистякова О. В. Информационно-аналитическая деятельность в органах государственного управления субъектов Российской Федерации: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 154 с.
  9. Юзиханова Э. Г., Анисина С. С. Информационно-аналитическая деятельность органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2020. - № 2 (11). - С. 42-45.

Поделиться

1561

Комиссаров А. В. Организация информационно-аналитической работы по профессиональной служебной и физической подготовке в ОВД РФ // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 50-53. URL: https://apni.ru/article/6700-organizatsiya-informatsionno-analiticheskoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря