Особенности современного образования все более явно ориентируется на свободное развитие человека, творческую инициативу и самостоятельность всех обучаемых. По мнению современных ученых, информационная культура в системе образования, отражается в понимании модернизации современного образования. Особенность модернизации заключается в овладении способами непрерывного приобретения новых знаний и умений учиться самостоятельно. Это указывают на то, что человек в современном обществе должен обладать определенным уровнем информатизации.
Информатизация личности – это гармония информационного мировоззрения и процессы обучения, которые обеспечивают планомерную и целенаправленную деятельность по удовлетворению личностных информационных потребностей с использованием информационных технологий. В формирующемся информационном обществе информатизация личности становится основным фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности человека [2, 4].
Одним из компонентов информатизации личности выступает информационное мировоззрение, которое включает в себя представление о таких понятиях, как информационное общество, информационные ресурсы, информационные потоки и массивы и определяет представление человека о юридических, этических и моральных нормах деятельности в информационной среде. Кроме того, информационное мировоззрение предполагает обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.
Другим важным компонентом информатизации личности является информационная компетентность, которая определяется как способность самостоятельно исследовать, анализировать, обосновывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий [6, 7].
Информационная компетентность, прежде всего, это профессиональная деятельность по информационному обеспечению и обучению в образовательном пространстве, а также в окружающем мире.
Уровень информатизации личности проявляется в активности ее информационного поведения. Через своё информационное поведение человек раскрывается с одной стороны как потребитель, а с другой – как создатель и распространитель информации.
Для подготовки человека к полноценной жизни и плодотворной профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, необходим целенаправленный и планомерный процесс. Наиболее эффективным этот процесс возможен в образовательном пространстве.
Процесс формирования информатизации личности начинается еще в школьном возрасте. Именно в этот период формируются базовые понятия информационной культуры, и общая направленность учащихся в окружающей информационной среде. Дальнейшее более углубленное понимание и расширение информационная культура получает в средних профессиональных учебных заведениях, так как в это время происходит наиболее значительное использование человеком новых знаний и системность структурирования его в рамках своей будущей профессиональной деятельностью [3, 7].
Развитие информатизации личности при обучении в СПО может осуществляться по двум направлениям – прямо и косвенно. Прямое обучение происходит путем развития навыков работы с информацией, а косвенное – в активизации информатизации студентов, которая создает необходимость применения информационных ресурсов, навыки поиска и отбора информации.
Сегодня можно выделить два основных направления развития информатизации личности в образовательном пространстве.
Первое направление представляет собой формирование информационной культуры в рамках компьютерной грамотности. Тогда получается, что преподавание курса «Информационная культура» сливается с преподаванием курса информатики.
Второе направление более современное, самостоятельное изучение вместе с традиционной библиотечно-библиографической культурой и с достижениями информационной цивилизации.
К большому сожалению, в рамках образовательного пространства формирование информационной культуры не проводиться, эту деятельность, вполне успешно, осуществляют сотрудники научно-технической библиотеки. Однако в рамках Государственного образовательного стандарта отводится несколько часов на дисциплину «Введение в специальность», основная цель которой, формирование навыков, необходимых для организации самостоятельного поиска информации. Курс включает 4 аудиторных часа, предназначен для студентов первого курса и относится к междисциплинарной дисциплине.
Основной задачей данного курса является, прежде всего, освоение теоретического аспекта и овладение навыками поиска информации. Итоговое контрольное мероприятие – зачет.
Для определения начального уровня развития информатизации личности студентов первого курса, было проведено исследование. Данное исследование включало в себя анкетирование и наблюдение за информационной активностью студентов в рамках практического занятия. В анкетировании принимали участие 2 группы студентов очного отделения. По сути, вопросы анкеты были нацелены на изучение информационного поведения, информационных предпочтений и информационной компетентности студентов [1, 2].
Показатели данного анкетирования заключались в том, что большая часть участников анкетирования успешно используют компьютер в своей учебной деятельности. Источником информации студенты выбирают, в первую очередь, сети Интернет, на втором месте находятся друзья, на третьем – периодическая печать и книги. Обращаясь к различным источникам информации, студенты ищут в равной степени информацию как познавательного, так и развлекательного характера.
По данным исследования информационной компетентности результат не утешительный, так как, при работе с информацией большая часть опрошенных студентов ведут поиск где угодно, только не справочно-библиографическим аппаратом библиотек. Половина опрошенных студентов указала, что в процессе получения информации собирает ее из разных источников и объединяет в собственную базу, то есть владеет навыком получения нового знания. Остальные студенты либо выбирают необходимую информацию из полученной базы, либо используют готовую.
Однако, надо отметить, что при работе с информацией некоторые студенты испытывали затруднения на этапах ее оценки, отбора, обобщения и обработки. Особую трудность вызывает процесс представления информации.
Во время занятия студенты с готовностью включались в процесс работы с электронными ресурсами, однако имели некоторые затруднения в использовании программных продуктов. Можно сделать вывод, что имеющаяся информационная активность студентов несет в себе мотивацию на обучение и формирует у студентов культуру самообразования, а их информационная компетентность требует дальнейшего развития [5, 8].
Проведенное исследование показало, что уровень информатизации личности студентов первого курса нуждается в развитии, а образовательный процесс – в создании методики развития информатизации личности студентов СПО с учетом изменений, произошедших в системе образования.
Подведя некоторые итоги в работе, мы пришли к выводу, что обучение основам информатизации личности несет неоценимый вклад в учебную и научно-исследовательскую деятельность студентов, так как навыки владения эффективными способами поиска нужной информации в современных информационных потоках и умения работы с ней – залог успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности современного специалиста.