Актуальность. Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: чувства, сознание, поведение. Играя, ребенок легко осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности. Игра для ребенка это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. На мой взгляд, процесс ФЭМП будет более эффективен, если систематически использовать игровые методы и приемы.
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию. Игры для такого возраста должны быть необычными, увлекательными, в виде головоломок, индивидуальных и командных соревнований.
Задачи: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством созданных нами игровых дидактических пособий для более успешного развития способностей и мышления.
Дети очень любят играть игры и им все время нужно пополнять жизнь новыми разнообразными играми. Покупать, нужны средства, а бросовый материал у нас все время копится. Все изготовленные дидактические игры эстетичны, красочны, безопасны в использовании. При повторном использовании игр желательно менять игровую ситуацию, что позволит представить игру в новом свете и пробудить у детей интерес к предлагаемой игре и желание играть.
Вот какие игры из бросового материала для формирования математических способностей можно сделать для детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра из картона «Счет»
Цель: закрепление порядкового счета в пределах 10, развитие внимания, мелкой моторики рук.
Как играть: ребенку необходимо посчитать количество кружочков на погонах и соотнести с цифрой на карточке (цифра на карточке стирается).
Рис. 1
Дидактическая игра из картона «Красивые цифры»
Цель: закрепление порядкового счета в пределах 5, развитие внимания, мелкой моторики рук.
Как играть: ребенку необходимо украсить цифру бусинками, соотнося с количеством.
Рис. 2
Дидактическая игра из картона «Соседние числа»
Цель: закрепление соседних чисел в пределах 10, развитие внимания, мелкой моторики рук.
Как играть: Ребёнок в индивидуальном порядке собирает соседние числа в соответствии с цифрами на крышечках и картоне.
Рис. 3
Дидактическая игра из картона «Состав числа»
Цель: закрепление состава числа в пределах 10, развитие внимания, мелкой моторики рук.
Как играть: Ребёнок в индивидуальном порядке собирает состав числа в соответствии с цифрами на картоне.
Рис. 4
Дидактическая игра из картона и ватных палочек «Деревья»
Цель: закрепление порядкового счета в пределах 10, развитие внимания, мелкой моторики рук; развитие графических навыков
Как играть: Ребёнок собирает количество листьев на дереве (ватные палочки) в соответствии с цифрами на картоне, обводит цифру по точкам.
Рис. 5
Дидактическая игра «Математическая прическа»
Цель: умение решать примеры в пределах 10, развитие внимания, мелкой моторики рук.
Как играть: Ребёнок должен сделать прически смешным человечкам, решив примеры.
Рис. 6
Игра детей, благодаря пособиям из бросового материала, станут намного интересней и длительной, а сам процесс изготовления принесет им радость и удовлетворение. В результате совместного труда будет использована детская выдумка, фантазия и творческий подход к делу.
С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!
Рис. 7