Автор(-ы):
Банников Илья Александрович
7 июля 2023
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются правовые основы цифровизации таможенного администрирования в Российской Федерации. Анализируются акты международного, федерального уровня, ведомственные программы и стратегии ФТС России.
Текст статьи
Цифровизация таможенного администрирования в России регулируется целым рядом нормативных и ненормативных правовых актов международного и федерального уровня: ТК ЕАЭС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указы Президента РФ, Постановления Правительства, ведомственные акты ФТС России, которыми утверждаются различные планы мероприятий, концепции, программы, связанные с внедрением цифровых технологий.
Так, в частности, в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза закреплен ряд правовых норм, регламентирующих совершение таможенных операций посредством или с использованием информационных систем: статья 78 «Порядок совершения таможенных операций», статья 82 «Совершение таможенными органами и лицами таможенных операций», статья 365 «Информационные системы и технологии, используемые таможенными органами», статья 366 «Информационные ресурсы таможенных органов», статья 367 «Защита информации и прав лиц, участвующих в информационных процессах и информатизации».
Согласно статье 365 ТК ЕАЭС «таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия». Однако процедурные вопросы, связанные с информационными технологиями, согласно ТК ЕАЭС, это уже вопрос национального правового поля: «разработка, создание, внедрение, эксплуатация, сопровождение, модернизация информационных систем, информационных технологий и средств защиты информации, используемых при совершении таможенных операций, осуществляются в соответствии с законодательством государств-членов»; «таможенными органами применяются информационные системы и информационные технологии, разрабатываемые, производимые и (или) приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов» [1].
В контексте проблематики цифровизации на международно-правовом уровне следует выделить также решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.08.2017 № 12, которым определены основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Данный документ закрепляет несколько ключевых понятий в области цифровизации, таких как: «цифровая платформа», «цифровая повестка», «цифровая трансформация», «цифровая экономика». В частности, под цифровой трансформацией понимается «проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов» [2]. Цифровой повесткой Евразийского экономического союза до 2025 года определены приоритеты проработки инициатив, включая такие, как: 1. Цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в ЕАЭС; 2. Цифровая торговля Союза. 3. Цифровые транспортные коридоры Союза. 4. Цифровая промышленная кооперация Союза. 5. Соглашение об обороте данных в Союзе (в том числе о защите персональных данных). 6. Система регулятивных «песочниц» Союза [2].
Кроме того, принято Решение Высшего совета ЕАЭС от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Данным документом одновременно в качестве направлений евразийской интеграции обозначены и совершенствование таможенного регулирования, и формирование цифрового пространства, цифровых инфраструктур и экосистем ЕАЭС.
В частности, первое направление связано с решением таких задач, как: совершенствование ТК ЕАЭС, унификация требований к таможенной инфраструктуре, электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД, подходов к юридической ответственности за несоблюдение требований ТК ЕАЭС, обмен информацией между таможенными органами ЕАЭС, развитие единой системы транзита, единого стандарта таможенных операций и контроля, СУР и др.
Второе обозначенное выше направление, связанное с цифровыми технологиями, включает решение в том числе, таких задач: совершенствование системы маркировки и прослеживаемости товаров в рамках Союза, развитие трансграничного пространства доверия, информационного взаимодействия и электронного документооборота, создания территориально распределенной цифровой платформы Союза, формирование евразийских цифровых экосистем, цифровую трансформацию в сфере интеллектуальной собственности, создание благоприятных условий для развития электронной торговли, реализацию проектов цифрового сотрудничества и др.
Практически одноименные ТК ЕАЭС статьи в отношении информационных технологий таможенных органов имеются и в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: статья 83 «Порядок совершения таможенных операций», статья 88 «Совершение таможенными органами таможенных операций», статья 284 «Личный кабинет», статья 282 «Обмен документами и (или) сведениями в электронной форме с использованием сети "Интернет"», статья 301 «Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами», 302 «Обеспечение использования информационных систем и информационных технологий», 303 «Требования к техническим средствам, предназначенным для обработки информации», 304 «Информационные ресурсы таможенных органов», 305 «Получение лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов», 306 «Защита информации таможенными органами».
Согласно ст. 301 целями использования информационных технологий в таможенных органах являются в том числе такие, как: обеспечение выполнения задач таможенных органов, обмен информацией в электронном виде с органами власти и организациями, предоставление госуслуг населению и участникам ВЭД.
В соответствии со ст. 304, «информационные ресурсы таможенных органов составляет упорядоченная совокупность документированной информации (сведений), содержащейся в информационных системах таможенных органов, получаемой таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами» [4].
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, определен ряд задач применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства, среди которых есть те, которые связаны с деятельностью органов публичной власти, в том числе ФТС России:
В настоящее время ключевые приоритеты, направления и задачи по дальнейшей цифровизации таможенного администрирования в России закреплены, главным образом, в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. В числе прочих, принципами Стратегии обозначены: «оптимизация и совершенствование таможенного администрирования», «автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий», «клиентоориентированность и бесконтактность», «обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности».
Многочисленный ряд ведомственных актов по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации принят ФТС России. Приведем здесь только наиболее значимые, на наш взгляд, документы:
В частности, согласно Приказу ФТС России от 21.10.2015 № 2133, основными направлениями развития ИКТ в таможенных органах России до 2030 г. являются:
Согласно Приказу ФТС России от 15.01.2021 № 11, задачами цифровой трансформации таможенных органов РФ обозначены такие:
Выполнение задач распределено планом мероприятий на 3 года реализации программы, при этом ответственным руководителем цифровой трансформации является заместитель руководителя ФТС России, а структурным подразделением, ответственным за цифровую трансформацию, указано Главное управление информационных технологий ФТС России; проектное управление и реализацию программы обеспечивает Центральное информационно-техническое таможенное управление.
Таким образом, внедрение цифровых технологий в практику таможенного администрирования предполагает правовую регламентацию, разрабатываемые и используемые таможенными органами информационные системы, ресурсы, технологии и продукты должны соответствовать требованиям законодательства на федеральном и международном уровнях. На уровне ФТС России принят целый ряд ведомственных программных документов по вопросам дальнейшей цифровой трансформации в направлении от «от автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне», включающих мероприятия по моделированию «интеллектуального» пункта пропуска, совершенствованию СУР, внедрению технологий искусственного интеллекта, обработки больших массивов данных (big data), развитию интерактивных сервисов для бизнеса, цифровизации работы по борьбе преступлениями и административными правонарушениями.
Список литературы
Поделиться
Банников И. А. Правовое регулирование цифровизации таможенного администрирования в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/6704-pravovoe-regulirovanie-tsifrovizatsii-tamozhe