Главная
АИ #27 (157)
Статьи журнала АИ #27 (157)
Правовое регулирование цифровизации таможенного администрирования в Российской Ф...

Правовое регулирование цифровизации таможенного администрирования в Российской Федерации

Автор(-ы):

Банников Илья Александрович

7 июля 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

цифровизация
таможня
таможенное администрирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются правовые основы цифровизации таможенного администрирования в Российской Федерации. Анализируются акты международного, федерального уровня, ведомственные программы и стратегии ФТС России.

Текст статьи

Цифровизация таможенного администрирования в России регулируется целым рядом нормативных и ненормативных правовых актов международного и федерального уровня: ТК ЕАЭС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указы Президента РФ, Постановления Правительства, ведомственные акты ФТС России, которыми утверждаются различные планы мероприятий, концепции, программы, связанные с внедрением цифровых технологий.

Так, в частности, в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза закреплен ряд правовых норм, регламентирующих совершение таможенных операций посредством или с использованием информационных систем: статья 78 «Порядок совершения таможенных операций», статья 82 «Совершение таможенными органами и лицами таможенных операций», статья 365 «Информационные системы и технологии, используемые таможенными органами», статья 366 «Информационные ресурсы таможенных органов», статья 367 «Защита информации и прав лиц, участвующих в информационных процессах и информатизации».

Согласно статье 365 ТК ЕАЭС «таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия». Однако процедурные вопросы, связанные с информационными технологиями, согласно ТК ЕАЭС, это уже вопрос национального правового поля: «разработка, создание, внедрение, эксплуатация, сопровождение, модернизация информационных систем, информационных технологий и средств защиты информации, используемых при совершении таможенных операций, осуществляются в соответствии с законодательством государств-членов»; «таможенными органами применяются информационные системы и информационные технологии, разрабатываемые, производимые и (или) приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов» [1].

В контексте проблематики цифровизации на международно-правовом уровне следует выделить также решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.08.2017 № 12, которым определены основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Данный документ закрепляет несколько ключевых понятий в области цифровизации, таких как: «цифровая платформа», «цифровая повестка», «цифровая трансформация», «цифровая экономика». В частности, под цифровой трансформацией понимается «проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов» [2]. Цифровой повесткой Евразийского экономического союза до 2025 года определены приоритеты проработки инициатив, включая такие, как: 1. Цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в ЕАЭС; 2. Цифровая торговля Союза. 3. Цифровые транспортные коридоры Союза. 4. Цифровая промышленная кооперация Союза. 5. Соглашение об обороте данных в Союзе (в том числе о защите персональных данных). 6. Система регулятивных «песочниц» Союза [2].

Кроме того, принято Решение Высшего совета ЕАЭС от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Данным документом одновременно в качестве направлений евразийской интеграции обозначены и совершенствование таможенного регулирования, и формирование цифрового пространства, цифровых инфраструктур и экосистем ЕАЭС.

В частности, первое направление связано с решением таких задач, как: совершенствование ТК ЕАЭС, унификация требований к таможенной инфраструктуре, электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД, подходов к юридической  ответственности за несоблюдение требований ТК ЕАЭС, обмен информацией между таможенными органами ЕАЭС, развитие единой системы транзита,  единого стандарта таможенных операций и контроля, СУР и др.

Второе обозначенное выше направление, связанное с цифровыми технологиями, включает решение в том числе, таких задач: совершенствование системы маркировки и прослеживаемости товаров в рамках Союза, развитие трансграничного пространства доверия, информационного взаимодействия и электронного документооборота, создания территориально распределенной цифровой платформы Союза, формирование евразийских цифровых экосистем, цифровую трансформацию в сфере интеллектуальной собственности, создание благоприятных условий для развития электронной торговли, реализацию проектов цифрового сотрудничества и др.

Практически одноименные ТК ЕАЭС статьи в отношении информационных технологий таможенных органов имеются и в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: статья 83 «Порядок совершения таможенных операций», статья 88 «Совершение таможенными органами таможенных операций», статья 284 «Личный кабинет», статья 282 «Обмен документами и (или) сведениями в электронной форме с использованием сети "Интернет"», статья 301 «Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами», 302 «Обеспечение использования информационных систем и информационных технологий», 303 «Требования к техническим средствам, предназначенным для обработки информации», 304 «Информационные ресурсы таможенных органов», 305 «Получение лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов», 306 «Защита информации таможенными органами».

Согласно ст. 301 целями использования информационных технологий в таможенных органах являются в том числе такие, как: обеспечение выполнения задач таможенных органов, обмен информацией в электронном виде с органами власти и организациями, предоставление госуслуг населению и участникам ВЭД.

В соответствии со ст. 304, «информационные ресурсы таможенных органов составляет упорядоченная совокупность документированной информации (сведений), содержащейся в информационных системах таможенных органов, получаемой таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами» [4].

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, определен ряд задач применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства, среди которых есть те, которые связаны с деятельностью органов публичной власти, в том числе ФТС России:

  • развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов;
  • «применение в органах государственной власти Российской Федерации новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления;
  • совершенствование механизмов электронной демократии;
  • обеспечение возможности использования информационных и коммуникационных технологий при проведении опросов и переписи населения;
  • создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни».

В настоящее время ключевые приоритеты, направления и задачи по дальнейшей цифровизации таможенного администрирования в России закреплены, главным образом, в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. В числе прочих, принципами Стратегии обозначены: «оптимизация и совершенствование таможенного администрирования», «автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий», «клиентоориентированность и бесконтактность», «обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности».

Многочисленный ряд ведомственных актов по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации принят ФТС России. Приведем здесь только наиболее значимые, на наш взгляд, документы:

  • Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года»;
  • Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации федеральной таможенной службы на 2021 - 2023 годы»;
  • План оптимизации информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов на период 2020 года и плановый период 2012-2023 годов с учетом мероприятий по укрупнению информационных систем из состава Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов 2018-2019 годов по функциональному признаку ЕАИС таможенных органов;
  • План мероприятий по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года на период 2021-2024 годов;
  • Приказ ФТС России от 10 октября 2019 г. № 1570 «Об утверждении Порядка формирования информационных ресурсов таможенных органов Российской Федерации и доступа к ним».

В частности, согласно Приказу ФТС России от 21.10.2015 № 2133, основными направлениями развития ИКТ в таможенных органах России до 2030 г. являются:

  • приведение ЕАИС ТО и информационных ресурсов таможенных органов в соответствие с новыми требованиями по обеспечению взаимодействия в рамках ЕАЭС и обеспечение ее непрерывного функционирования;
  • своевременное оснащение и переоснащение таможенных органов современными СВТ;
  • поэтапный переход на подключение к государственной единой сети передачи данных;
  • использование алгоритмов и программ из национального фонда, мониторинг российского рынка информационных технологий;
  • внедрение средств обеспечения информационной безопасности;
  • модернизация существующих и создание новых ИПС;
  • реализация межведомственного электронного взаимодействия;
  • создание унифицированных программно-технических комплексов на уровнях таможенного поста, таможни, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, РТУ;
  • построение территориально-распределенного главного центра обработки данных (ЦОД) нового поколения, проведение его реструктуризации;
  • обеспечение перехода на широкое внедрение мобильных технологий и устройств, реализация интернет-сервисов, массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре [7].

Согласно Приказу ФТС России от 15.01.2021 № 11, задачами цифровой трансформации таможенных органов РФ обозначены такие:

  1. Задача создания концепции «интеллектуального» пункта пропуска;
  2. Задача создания «цифровой» таможни и реализация ее фискальной функции;
  3. Задача цифровизации технологии обеспечения соблюдения запретов и ограничений, соблюдения валютного законодательства, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
  4. Задача развития системы управления рисками;
  5. Задача цифровизации контроля правильности классификации и происхождения товаров до выпуска и после выпуска товаров;
  6. Задача внедрения ИТ-технологий в организацию таможенного контроля после выпуска товаров;
  7. Задача расширения функционала информационно-программных средств таможенных органов, системы внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия для оптимизации производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам;
  8. Задача бесперебойности и непрерывности предоставления государственных услуг и оказания государственных функций [8].

Выполнение задач распределено планом мероприятий на 3 года реализации программы, при этом ответственным руководителем цифровой трансформации является заместитель руководителя ФТС России, а структурным подразделением, ответственным за цифровую трансформацию, указано Главное управление информационных технологий ФТС России; проектное управление и реализацию программы обеспечивает Центральное информационно-техническое таможенное управление.

Таким образом, внедрение цифровых технологий в практику таможенного администрирования предполагает правовую регламентацию, разрабатываемые и используемые таможенными органами информационные системы, ресурсы, технологии и продукты должны соответствовать требованиям законодательства на федеральном и международном уровнях. На уровне ФТС России принят целый ряд ведомственных программных документов по вопросам дальнейшей цифровой трансформации в направлении от «от автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне», включающих мероприятия по моделированию «интеллектуального» пункта пропуска, совершенствованию СУР, внедрению технологий искусственного интеллекта, обработки больших массивов данных (big data), развитию интерактивных сервисов для бизнеса, цифровизации работы по борьбе преступлениями и административными правонарушениями.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) : ред. от 29.05.2019 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  2. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.08.2017 № 12. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 24.03.2023).
  3. О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: Решение Высшего совета ЕАЭС от 11.12.2020 № 12 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ: ред. от 19.12.2022 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  7. Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года : Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  8. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации федеральной таможенной службы на 2021 - 2023 годы: Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

Поделиться

667

Банников И. А. Правовое регулирование цифровизации таможенного администрирования в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/6704-pravovoe-regulirovanie-tsifrovizatsii-tamozhe

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля