Главная
АИ #27 (157)
Статьи журнала АИ #27 (157)
Проблемы в организации управления собственностью муниципального образования

Проблемы в организации управления собственностью муниципального образования

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальная собственность
муниципальное имущество
муниципальное управление

Аннотация статьи

В статье рассматриваются проблемы в организации управления собственностью муниципального образования на примере г. Ессентуки. Анализируется работа администрации города по управлению имущественными и земельными отношениями, статистические показатели, характеризующие состояние сферы муниципальной собственности.

Текст статьи

Ессентуки – город и административный центр эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, получивший широкую известность, благодаря своим углекислым соляно-щелочным источникам. Площадь города составляет примерно 50 км2 и располагается вдоль реки Подкумок. Центр города является курортной зоной. Ее площадь составляет 290 гектаров. В настоящее время планируется расширение курортной зоны примерно в два раза. Развитие территорий будет происходить за счет работ на северном направлении в районе Капельной балки. На 2023 года планируется строительство новых здравниц, которые смогут принять порядка 2600 посетителей. Планируется ремонт старых санаториев и пансионатов. Помимо строительства и реконструкции курортных зон, город расширяется и развивается для местных жителей. Об этом свидетельствует рост численности населения. В 2022 году в городе было зарегистрировано 114,8 жителей, в то время как буквально два года назад их численность составляла 113,5 человек. Таким образом, рост численности населения за два года составил почти 1%, что является положительным показателем для региона.

Управление территорией осуществляет Администрация города Ессентуки. Полномочия, задачи и функции Администрации регламентируются Уставом города. Вопросы, возникающие в области управления муниципальным имуществом, решаются Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки. Основными задачами Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки являются:

  1. Реализация единой политики в области имущественных и земельных отношений;
  2. Осуществление формирования, учета и ведения реестра муниципального имущества города Ессентуки;
  3. Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Ессентуки;
  4. Осуществление контроля за целевым использованием, состоянием и сохранностью муниципального имущества и земельных участков;
  5. Осуществление контроля за поступлением в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки неналоговых доходов от использования муниципального имущества и земельных участков;
  6. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрации иных неимущественных прав на муниципальное имущество;
  7. Осуществление управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, контроля за использованием муниципального имущества, участие в их создании, реорганизации и ликвидации;
  8. Осуществление приватизации муниципального имущества (в том числе имущества муниципального жилого фонда) и др.

В полномочия Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки входит осуществление следующих действий:

  • оценка эффективности использования муниципальной собственности;
  • оценка результативности применения актов экономико-правового регулирования;
  • ведение учета муниципальной собственности;
  • проведение инвентаризации объектов муниципальной собственности;
  • контроль работы организаций, взаимодействующих с муниципальной собственностью.

Сфера муниципального имущества Города Ессентуки активно развивается, о чем свидетельствует увеличение объектов муниципальной собственностью в динамике за 5 лет, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика объектов муниципального имущества города Ессентуки 2018-2022 гг., ед.

Как видно из представленного рисунка 3, за пять лет общее количество объектов муниципального имущества города Ессентуки увеличилось с 1585 до 2008, что свидетельствует о расширении возможностей муниципалитета. На протяжении всего рассматриваемого период основную долю в структуре муниципальной собственности составили здания и сооружения. По состоянию на 2022 год их было зарегистрировано 989 объектов. На втором месте – земельные участки (778 объектов). Наименьшую долю составляют транспортные средства, однако и их количество за рассматриваемый период увеличилось.

За 5 лет, в структуре муниципального имущества города Ессентуки увеличилось число земельных участков. Их количество возросло на 37,21%, что указывает расширении территории для строительства объектов, удовлетворяющих муниципальные нужды. В 2018 году на балансе муниципального имущества г. Ессентуки числилось 187 транспортных средств. К 2022 году их количество увеличилось на 28,88% и составило 241 единицу. По статье «здания и сооружения» также отмечается прирост на 19,01%.

Согласно статистическим данным, полученным из Управления Росреестра г. Ессентуки, в 2022 году было зарегистрировано:

  • 25 договоров аренды нежилых помещений;
  • 28 договоров аренды земельных участков;
  • 250 договоров аренды муниципального имущества, земельных участков;
  • 8 договоров купли-продажи продажи недвижимого имущества города Ессентуки;
  • 40 лотов выставлены на аукцион для заключения договоров по аренде;
  • 9 лотов выставлены на продажу муниципального имущества.

Представленные показатели в среднем на 25% выше тех, что были в городе 5 лет назад. Так, в 2022 году было заключено 250 договоров аренды муниципального имущества, земельных участков, в то время как в 2018 году их было заключено только 188 штук.

Структура и динамика движения муниципального имущества представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Количество видов сделок с муниципальным имуществом г. Ессентуки, ед.

За 5 лет динамика количества аукционов по продаже земельных участков была незначительной. В 2022 году благодаря проведению аукционов было получено 5 324 243 (пять миллионов триста двадцать четыре тысячи двести сорок три) рубля 55 копеек.

В 2022 году на территории муниципалитета также была проведена приватизация, которая позволила получить денежные средства в размере 7 473 243 рублей.

В 2022 году в городе Ессентуки были поставлены на кадастровый учет земельные участки. Это имеет большое значение для муниципалитета, так как именно на этих земельных участках располагаются объекты улично-дорожной сети.

Чтобы обеспечить своевременную регистрацию прав и обременений на здания и сооружения со стороны Администрации города Ессентуки систематически проводилась постановка на государственный учет муниципального имущества. Так, в 2022 году было зарегистрировано право муниципальной собственности на 41 жилой дом жилищного фонда. В том числе 18 из них были зарегистрированы в собственность города Ессентуки. Жилое имущество используется Администрацией муниципалитета для обеспечения оперативного управления и оказания услуг населению. Следует отметить, что часть недвижимого имущества, которая находится на балансе муниципалитета используется для организации работы образовательных учреждений.

В таблице представлены показатели бюджетных поступлений в динамике за последние 5 лет.

Таблица

Показатели бюджетных поступлений от использования муниципального имущества города Ессентуки за период 2018-2022 годы, млн. руб.

Показатель

Год

2018

2019

2020

2021

2022

Арендная плата за аренду муниципального имущества

9,8

5,6

8,37

9,43

9,34

Арендная плата за земельные участки

2,9

2,0

5,0

5,1

5,4

Продажа земельных участков

2,1

2,9

3,7

3,5

3,9

Продажа муниципального имущества

14,9

14,4

15,72

16,4

18,2

Основной доход в муниципальный бюджет поступает от продажи имущества. При этом с увеличением числа приватизированного имущества увеличивается и прибыль муниципального образования.

Поступления арендной платы в бюджет города Ессентуки ежегодно увеличиваются. Это происходит за счет того, что происходит активизация претензионно-исковой работы с арендаторами.

В муниципальный бюджет также поступают дополнительные доходы за счет взимания платы за фактическое использование земельных участков.

В связи с обострившейся политической обстановкой во всей стране предполагается, что в ближайшей перспективе будет наблюдаться снижение активности собственников недвижимости выкупать земельные участки под ними. Во многом это обусловлено принятыми на федеральном уровне антикризисными мерами, такими как изменение порядка определения цены выкупа земельных участков. В том числе был отменен льготный порядок определения цены выкупа для отдельных собственников объектов недвижимости.

Согласно имеющемся в реестре муниципального имущества города Ессентуки информации, по состоянию на 2022 год зарегистрировано 203 пустующих квартиры. Следует отметить, что их число с каждым годом увеличивается, что можно считать значимой проблемой в системе муниципального управления имуществом.

Вопросы местного значения Администрацией города Ессентуки решаются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Согласно законодательству, местные органы самоуправления уполномочены самостоятельно выбирать инструменты и методы для осуществления управления муниципальным имуществом.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки выполняются задачи, определенные законодательством, однако ресурсных возможностей недостаточно для того, чтобы осуществлять возложенные на них полномочия в должном объеме и требуемом качестве. В результате возникают проблемы, связанные с управлением муниципальным имуществом в городе Ессентуки. Имеющиеся проблемы препятствуют инновационному развитию сферы управления муниципальным имуществом города Ессентуки. Для повышения уровня и качества жизни муниципального образования требуется оптимизировать систему управления муниципальным имуществом. К основным проблемам, относящимся к системе муниципального управления земельными и имущественными отношениями относятся:  дефицит информации об объектах муниципального имущества, и как результат нарушения в процедуре учета имущества; недостаточная эффективность выстроенной системы использования и страхования муниципального имущества города; отсутствие автоматизированных систем по информационно-аналитической работе; недостаточный уровень квалификации кадров в области решения вопросов, связанных с управлением муниципальным имуществом.

Список литературы

  1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. Устав муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края URL: https://goo.su/yawH (дата обращения 28.05.2023).
  3. Положение об Администрации городского округа города-курорта Ессентуки URL:  https://goo.su/VuMtdf (дата обращения 28.05.2023).
  4. Официальный сайт Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки URL: https://goo.su/JmkQUA (дата обращения 05.04.2023).

Поделиться

756

Гевондян Э. А. Проблемы в организации управления собственностью муниципального образования // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 71-75. URL: https://apni.ru/article/6705-problemi-v-organizatsii-upravleniya-sobstvenn

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря