Главная
АИ #27 (157)
Статьи журнала АИ #27 (157)
Направления совершенствования дознания и оперативно-розыскных мероприятий в тамо...

Направления совершенствования дознания и оперативно-розыскных мероприятий в таможенном деле

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

дознание
оперативно-розыскные мероприятия
таможенное дело
таможенные органы

Аннотация статьи

В статье обоснованы направления совершенствования дознания и оперативно-розыскных мероприятий в таможенном деле Российской Федерации. Указаны проблемы в этой сфере, представлен ряд практических рекомендаций по их решению.

Текст статьи

Сегодня таможенные органы представляют собой одну из неотъемлемых частей правоохранительной системы страны. В Стратегии развития таможенной службы 2030 подчёркивается, что «в условиях появления ранее неизвестных вызовов и угроз в сфере национальной безопасности, имеющих комплексный и взаимосвязанный характер, возрастает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов» [1]. Как нам представляется, это связано, в том числе, с рядом моментов проблемного характера, возникающих в ходе выполнения таможенными органами функций по дознанию и проведению оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, отнесенным к их компетенции. К числу таких моментов можно отнести:

  • неразвитость системы профилактики нарушений законодательства РФ, отнесенных к компетенции таможенных органов;
  • недостаток современных цифровых платформ для своевременного выявления и установления всех обстоятельств подготавливаемых и совершенных правонарушений;
  • недостаточная налаженность межведомственного электронного взаимодействия с правоохранительными, надзирающими и иными государственными органами;
  • низкий уровень автоматизации процессов выявления потенциально возможных рисков принятия неправомерных решений таможенными органами при расследовании уголовных дел;
  • слабая цифровизация документирования ОРД таможенных органов;
  • недостатки в организации работы подразделений дознания в таможенных органах, связанные с большой нагрузкой и малой численностью их сотрудников, наличием случаев ненадлежащего выполнения обязанностей дознавателем во время проведения оперативных мероприятий, формального отношения работников к проверке сообщений о преступлении, проведению отдельных следственных действий.

Из-за нехватки времени дознаватели не успевают установить все необходимые обстоятельства при проверке сообщений о преступлении и при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Необоснованность постановления об отказе возбуждения уголовного дела чаще всего связана с тем, что дознаватель не успевает выполнить все необходимые следственные действия из-за большой нагрузки. В итоге бывают случаи, когда постановления являются необоснованными и передаются обратно дознавателю для проведения дополнительных мероприятий.

Проблема большой нагрузкой на подразделения предварительного расследования во многом связана с вопросами укомплектованности штата высококвалифицированными специалистами и серьезно влияет в дальнейшем на качественное рассмотрение уголовного дела. Дефицит кадров в дознании порождает снижение показателей качества работы, сотрудникам приходится работать сверх отведенного времени, что негативно отражается на их физическом и психологическом состоянии. К тому же, в связи с большим объемом работы, ее сложностью, и относительно невысокой оплатой труда в органах дознания молодых специалистов зачастую не привлекает работа в таких структурах.

Перечисленные и иные проблемы в кадровом, организационном, материально-техническом обеспечении работы подразделений дознания ведут к тому, что нередко дознавателями допускаются ошибки в своей повседневной работе, ведущие к нарушению сбора, оценки и представления доказательств, используемых уголовном процессе, бывают случаи незаконного, безосновательного отказа в возбуждении уголовного дела, затягивания сроков расследования.  В итоге снижается вероятность привлечения к ответственности виновных лиц, результативности всего уголовного процесса и судопроизводства, и в целом борьбы с преступностью.

Все эти проблемы и недостатки определяют необходимость дальнейшего развития и совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов РФ. С учетом обозначенных проблем и стратегических направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов РФ, можно выделить ряд перспективных направлений совершенствования дознания и оперативно-розыскных мероприятий в таможенном деле.

1. Повышение уровня цифровизации в ходе расследования уголовных дел и проведения оперативно-розыскных мероприятий в таможенном деле.

В настоящее время цифровые технологии в деятельности органов предварительного расследования играют довольно важную роль. Благодаря их возможностям следствие и дознание достигает большей объективности и качественного расследования уголовных дел. Основу цифровых технологий в предварительном расследовании составляют видео- и аудиофиксация результатов деятельности уполномоченных должностных лиц и иных участников уголовного процесса. Цифровые технологии также повлияли на криминалистическую тактику, изменив методы и способы проведения многих следственных действий. Активно цифровые технологии используются при проведении проверки показаний, проверки сообщений о преступлениях и многих других. «Научно-техническим советом Следственного комитета России рекомендовано к приобретению и использованию устройство восстановления информации из флэш-накопителей, выпускаемое российским производителем. Также ведется апробация портативного программно-аппаратного комплекса, предназначенного для извлечения цифровой информации, как в лабораторных, так и в полевых условиях. Хорошо зарекомендовал себя при производстве технических экспертиз документов универсальный детектор валют» [2].

Также в рамках реализации ведомственной программы цифровой трансформации в ФТС России предполагается применение новейших технологий и систем на основании искусственного интеллекта. Уже сегодня таможенной службой применяется множество систем, таких как современные инспекционно-досмотровые комплексы (далее – ИДК), «Взгляд» (визуальное обследование труднодоступных мест), «Ватсон» (рентгеновское сканирование скрытых полостей). Применение таких технологий является вспомогательным инструментом в ходе предварительного расследования в таможенных органах.

В рамках первого обозначенного нами направления совершенствования предполагается дальнейшее развитие и внедрение новых, современных цифровых и информационно-коммуникационных технологий в деятельность таможенных органов РФ по дознанию и проведению оперативно-розыскных мероприятий.

В частности, необходима цифровизация документирования результатов ОРД таможенных органов путем формирования информационного массива и шаблонов электронных документов, а также сопряжения открытого и закрытого контуров информационных систем при безусловном соблюдении требований конспирации. Данное мероприятие позволит оптимизировать трудовые и временные затраты должностных лиц оперативно-розыскных подразделений таможен по ведению дел оперативного учета, и в целом повысить результативность ОРМ, проводимых таможенными органами России.

Также для повышения скорости и оперативности расследования уголовных дел таможенными органами РФ представляется целесообразной доработка системы осуществления таможенных операций путем введения дополнительного модуля в программу АИСТ-М, которая позволит сотрудникам правоохранительного блока получать и просматривать все товаросопроводительные документы, поданные на товарную партию от страны отправления до страны назначения. С помощью такого модуля исключается возможность подмены подлинных сведений на ложные, а у сотрудников таможенных органов будет возможность быстро получить данные о перемещаемых товарах, как в ходе таможенного контроля, так и в ходе предварительного расследования, проведения ОРМ, без направления дополнительных международных запросов о правой помощи.

2. Расширение системы внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронном виде, в ходе расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Излишняя бюрократизация процедур межведомственного взаимодействия нередко ведет к затягиванию сроков предварительного расследования. Например, в среднем на подготовку и отправку официального письма с запросом в среднем уходит 2-4 дня. Решение данной проблемы в современных условиях, очевидно, находится в плоскости современных электронных цифровых технологий и платформ, которые в будущем дадут возможность осуществлять оперативное безбумажное межведомственное взаимодействие.

Для решения задачи по развитию системы внутриведомственного информационного взаимодействия необходима соответствующая доработка информационных программных средств ЕАИС ТО для повышения оперативности получения информации, требуемой для расследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях, распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов.

Кроме того, на сегодняшний день назрела необходимость внесения изменений и актуализации ведомственных инструкций ФТС России, регулирующих взаимодействие оперативных подразделений и подразделений дознания (Приказы ФТС России от 05.06.2012 № 1088 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений» и № 1820 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»). Это обусловлено как изменениями федерального законодательства в отношении уголовного процесса и ОРД, так и изменениями характера преступных посягательств, появлением новых средств ОРД, цифровой трансформацией работы ФТС России и т.д.

В рамках расширения внутриведомственного информационного взаимодействия в электронном виде необходимо доработать и оптимизировать взаимодействие КПС «Уголовные дела» и «Лицевые счета – ЕЛС»; внедрить в таможенных органах алгоритм списания посредством КПС «Уголовные дела» денежных средств, поступивших в качестве двукратного возмещения причиненного преступлением ущерба и уплаты штрафов, назначенных судами в качестве наказания по уголовным делам.

Важным является совершенствование взаимодействия таможенных органов с другими силовыми ведомствами. Следует отметить, что в ходе межведомственного информационного взаимодействия в 2022 году таможенные органы были включены в пилотную зону по опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики. Посредством КПС «Уголовные дела» и сервиса прямого взаимодействия ГАС ПС через защищенный канал связи в течение 2022 года в органы прокуратуры направлено 15 034 пакета, содержащих записи Книги учета сообщений о преступлениях в электронном виде, и 14 231 статистическая карточка по уголовным делам.

3. Автоматизация ведомственного контроля в ходе производства по административным и уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, исполнения постановлений по делам об АП и распоряжения имуществом в целях обеспечения блокировки неправомерных решений.

Реализация данного мероприятия предполагает доработку информационных программных средств ЕАИС ТО в целях своевременного выявления потенциально возможных рисков и предупреждения неправомерных решений таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также при исполнении постановлений по ним, распоряжении имуществом, обращенным в федеральную собственность, и задержанными товарами.

Также есть и ряд перспективных направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства в отношении процедуры дознания, на которые обращают внимание исследователи-юристы [6]. Одна из проблем, требующих внимания, это сроки проведения дознания. Дознаватели часто указывают на недостаток времени. Появление института дознания в сокращенной форме не решило данную проблему. На практике она приводит к отсутствию взаимопонимания относительно продления сроков между дознавателем и прокурором. Очевидно, что в данном случае требуется более детальная проработка и регламентация причин продления сроков дознания в УПК РФ.

Подводя итоги, отметим, что необходимо сделать акцент на совершенствовании организации работы подразделений дознания в таможенных органах. В ходе расследования уголовных дел важно обеспечивать максимально тесное взаимодействие дознавателей и оперативных сотрудников с момента регистрации рапорта в КУСП таможни, возбуждения дела, и вплоть до направления с обвинительным актом прокурору и в суд, более качественное документирование и закрепление следов преступлений на первоначальной стадии проведения следственных действий. Важно развивать наставничество в правоохранительных подразделениях таможен во избежание ошибок в ходе расследования в связи с неопытностью сотрудников, уделить внимание налаживанию эффективного взаимодействия с оперативными подразделениями.

Список литературы

  1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  2. Романова Г.В. Технологии электронного расследования и современный формат технико-криминалистического обеспечения расследования уголовных дел // Пролог: журнал о праве. 2021. № 1(29). С. 106.
  3. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
  4. Об утверждении Инструкции о порядке организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений : приказ ФТС России от 05.06.2012 № 1088 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ : ред. от 29.12.2022 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  6. Непарко М.В., Шуликова М.А., Пильгун Я.С. Анализ и совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов по расследованию уголовных дел // Дневник науки. 2019. № 4. С. 146-148.

Поделиться

1396

Печенкина Е. А. Направления совершенствования дознания и оперативно-розыскных мероприятий в таможенном деле // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 76-79. URL: https://apni.ru/article/6706-napravleniya-sovershenstvovaniya-doznaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января