Главная
АИ #28 (158)
Статьи журнала АИ #28 (158)
Понятие о составляющих компонентах чтения

Понятие о составляющих компонентах чтения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

субъект чтения
объект чтения
навык чтения
типы чтецов

Аннотация статьи

В статье рассматриваются понятие о компонентах чтения.

Текст статьи

Осознанное чтение книг, размышление над книгами – несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности.

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности [1].

В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под мотивационно-целевым компонентом понимается умение определять цель своей работы с книгой, ставить конкретные задачи при чтении учебной литературы. Исполнительный компонент включает технику чтения и переработку воспринятой из текста информации (запоминание, осмысление, понимание прочитанного). Умение соотнести полученный результат с поставленной целью составляет сущность контрольного компонента [1].

Выделяются следующие составляющие чтения:

  1. Субъект деятельности (читатель, реципиент).
  2. Объект чтения (текст).
  3. Процесс чтения.
  4. Результат чтения.

В современном философском словаре: «Читатель – социальный субъект чтения как регулярной деятельности, отвечающей его духовным потребностям. Он характеризуется специфической читательской психологией и является в то же время контрагентом воздействия со стороны автора, печатной продукции, каналов ее распространения и пропаганды».

Егоров в своей работе «Очерки психологии обучения детей чтению» касается характеристики типов чтецов: « В психологической литературе делались попытки наметить типы чтецов в зависимости от степени субъективных привнесений. Различаются субъективные и объективные типы. К субъективному типу относятся чтецы, которые в процессе узнавания слов руководствуются не столько зрительным восприятием, сколько смысловыми догадками, этот тип чтения характеризуется повышенной скоростью чтения и высокой ошибочностью. Субъективизм в чтении особенно ярко вскрывается при предъявлении чтецу через калейдоскоп слов с замененными или пропущенными буквами. Не замечая этих пропусков и замен, испытуемый воссоздает слово так, как будто бы оно было написано правильно.

Иначе протекает процесс восприятия у чтеца объективного типа. При чтении слова он руководствуется, прежде всего, буквенным составом… [1].

Объективный тип – это тип аналитического чтения. Он характеризуется большой точностью чтения; процессы восприятия у него протекают более замедленно, чем у субъективного чтеца. Объективный тип значительно реже ошибается при чтении слов с пропущенными или замененными буквами [1].

В книге Л.С.Цветковой «Введение в нейропсихологию и восстановительное лечение» отмечается, что процесс чтения включает в свою структуру, по меньшей мере, пять звеньев: 1) оптическое восприятие букв; 2) перешифровку букв в звуки; 3) перешифровку звуков в набор нужных движений артикуляторного аппарата; 4) объединение их в нужный серийный двигательный набор; 5) перешифровку звуков (слов, предложений и т. д.) в значение (в смысл). Психофизиологической основой такого процесса является, как стало известно: теперь, совместная работа оптического, акустического, оптико-пространственного и двигательного анализаторов, подвижное образование которых и является функциональной системой, обеспечивающей реализацию процесса чтения. Такие «составные акты» вначале всегда имеют развернутые внешние двигательные компоненты, которые затем постепенно в процессе формирования функции затормаживаются, акт чтения в, целом меняет свою первоначальную структуру, все более сокращается и автоматизируется. В результате этих; трансформаций и возникает устойчивая и в то же время подвижная система, которая функционирует как единый функциональный орган. При автоматизации процесса чтения у взрослого человека все афферентации уходят в резерв, и остается лишь одна, ведущая – оптическая афферентация [3].

Л.В. Лопатина, О.В. Иванова в своей работе «Понимание устной речи на уровне текста» отмечают, что в психолингвистике существует утверждение о том, что основной единицей коммуникации выступает текст, а не предложение.

 Они приводят выдержки из работы А.А. Брудного «К проблеме понимания текста», где можно прочитать: «Восприятие и понимание текста происходит при взаимодействии двух компонентов одного сложного механизма. Первый из этих компонентов представляет собой семантическую организацию и смысловую структуру текста. Второй – содержится в сознании и памяти воспринимающего индивида и включает уровень его языкового развития и запас знаний о предмете описания» [2].

Авторы отмечают, что многоуровневая структура понимания текста разработана Г. И. Богиным. И, по его мнению, в любой речевой деятельности базовой ступенью понимания является семантизирующее понимание, основанное на вербальной памяти. Оно представляет собой исходный момент осмысления текстовой ситуации путем декодирования отдельных знаковых единиц текста и соотнесения знаковой формы с означаемым. При семантизирующем понимании происходит «фиксация рефлексии, отражающая предметные представления, что можно представить как сравнение предмета с «эталонным» образом, имеющимся в сознании. Понимаемое выступает в виде смыслов, не слитых со значением». Этот тип понимания имеет место при нарушении смыслового восприятия текста в условиях овладения языком [2].

Авторы статьи «Понимание устной речи на уровне текста», опираясь на исследования Н.Л. Галеевой, заявляют, что следующей ступенью понимания текстовых ситуаций является когнитивное и представляет собой смысловое понимание текстовых ситуаций. В процессе когнитивного понимания происходит связывание текстовых ситуаций с соответствующими ситуациями действительности, взятыми из опыта мыслительно-речевой деятельности. В этом случае происходит осмысление содержания, которое, однако, не достигает уровня понимания связей и отношений. «Когнитивное понимание позволяет освоить представленные в тексте связи, причинности, выводы, данные эксплицитно в форме тех самых единиц текста, с которыми сталкивается и семантизирующее понимание [2].

Далее возникает действие, называемое «распредмечивающим». Оно, по мысли Б. Н. Совакова, «репрезентирует парадигмы смыслов и метасмыслов». Этот этап определяется как наиболее высокий уровень, где «происходит собственно смысловое понимание, связанное с восстановлением ситуаций с привлечением опыта», в том числе и коммуникативного. На этом уровне понимание выходит в рефлексивную позицию, когда задаются вопросы: «Что я понял в тексте?» и «Почему я это понял?» При этом анализируются тексты разного уровня, что дает возможность обнаружить в них наличие тех или иных смыслов [2].

Л.В. Лопатина, О.В. Иванова ссылаясь на исследования В.П.Зинченко, рассказывают о различных уровнях понимания текста с точки зрения отношений «текст – действительность» и «текст – читатель». В первом случае понимание осуществляется за счет, предикативности текста, во втором – на уровне смысла текста. На этапе когнитивного понимания текст воспринимается путем сравнения или соотнесения текста с опытом индивида, зафиксированным преимущественно в трех видах эталонов: 1) перцептивные эталоны; 2) представление; 3) понятие. Именно степень соотнесения текста с эталоном, отражающим действительность, свидетельствует об уровне понимания текста – от полного несоответствия (непонимания) к полному соответствию (пониманию). Понимание текста зависит от того, включен ли данный текст в «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) системы эталонов. Нарушение же понимания текстов вызвано качественным сдвигом «зоны ближайшего развития».

Авторы делают вывод, что результат восприятия и понимания текста обусловлен опытом и знаниями воспринимающего субъекта и существует в его сознании в виде некоторого набора эталонов (фрагментов действительности), позволяющих соотносить воспринимаемый текст и реальный окружающий мир. В образах-эталонах отражаются и знания о действительности, и способы применения их в текстах, что обусловлено индивидуальной семантической системой воспринимающего, свидетельствующей об общем уровне когнитивного и языкового развития [2].

Список литературы

  1. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1963.
  2. Лопатина Л.В., Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольника с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб: КАРО, 2007. – 176 с.
  3. Цветкова, Л.С. введение в нейропсихологию восстановительное обучение. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 148 с.

Поделиться

838

Золотухина Л. И., Тарунина Р. Р., Снаткина Н. Ю., Хламова Н. А., Новикова Н. А. Понятие о составляющих компонентах чтения // Актуальные исследования. 2023. №28 (158). Ч.II.С. 98-100. URL: https://apni.ru/article/6711-ponyatie-o-sostavlyayushchikh-komponentakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря