Главная
АИ #28 (158)
Статьи журнала АИ #28 (158)
Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества: пути опти...

Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества: пути оптимизации

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государство
свобода
гражданское общество
взаимодействие
власть

Аннотация статьи

В статье рассматривается особенности механизма взаимодействия органов государственной службы и гражданского общества.

Текст статьи

Изменения внутри государства и во внешней политике поставили российское общество перед необходимостью решения новых и важных задач. В современных условиях остро встала проблема достижения согласия между обществом и властью, которая не может быть решена без взаимных усилий, как со стороны государства, так и институтов гражданского общества.

Вопросы отношения государственной власти и институтов гражданского общества, объединения их усилий по обеспечению общественного согласия и социальной стабильности становятся актуальной проблемой в современной России и за рубежом.

Роль гражданского общества в развитии государства - определяющая. Государство создает демократию. А, значит, роль общества в этих процессах всепроникающая и незаменима. Это значит – на основе широкой общественной поддержки на базе действующего законодательства и демократических процедур в основе которых лежит диалог между обществом и властью. Диалог о целях и приоритетах национального развития. Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества, общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть. Вот почему было принято решение о формировании Общественной палаты, призванной содействовать развитию неправительственных структур, институтов общественного контроля. Вот почему государство шло на серьезное реформирование законодательства о партиях и законодательства о выборах.

Сейчас партии становятся реальной силой. Растет их влияние на региональные администрации и органы местного самоуправления. Развитие партий усиливает парламентскую представительную составляющую, все системы государственной власти.

Власть существует не для самой себя, а для эффективного управления страной в интересах граждан. Именно к такой модели нам нужно стремиться. Модели, основанной на общественном договоре между властью и обществом, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом.

Определение тенденций развития гражданского общества в России является одной из важнейших задач на современном этапе. С одной стороны, развитие роли гражданского общества представляется темой, простой и доступной для обсуждения всеми заинтересованными сторонами, даже без специальной подготовки. С другой стороны, объективные данные, в том числе статистические и эмпирические, об этой сфере стали доступны лишь в последние несколько лет. Хотя не все исследования сравнимы между собой и не охватывают все стороны развития гражданского общества, тем не менее, на их основе и на базе экспертных оценок можно выявить изменения, в том числе системные, и сделать некоторые прогнозы.

Политические и социально-экономические реформы, осуществляемые в России, влекут за собой серьезный пересмотр сложившихся в стране к концу XX – началу XXI в. общественных отношений, для которых характерно отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия органов власти и общественных образований, неразвитость институтов гражданского общества в целом, поэтому проблема взаимопонимания власти и социума в процессе становления гражданского общества становится одной из самых насущных.

Понятие «гражданское общество» исторически претерпевало изменения. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне. Например, Макиавелли считал, что сущность политического организма заключается в согласовании повиновения государству и свободы в ассоциации, обществе. Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.

Особая заслуга в разработке теории гражданского общества и его взаимосвязей с государством принадлежит Гегелю, считавшему гражданское общество системой потребностей, основанной на частной собственности системой имущественных, сословных, правовых и других отношений. Сущностное единство гражданского общества состоит в совокупности общественных отношений (экономических, социальных, политических и т.д.), формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных потребностей и реализация интересов индивидов и групп, тождественных достигнутому уровню общественного развития. Критерием отнесения общественных отношений и институтов к сфере гражданского общества является удовлетворение потребностей и реализация интересов личности.

В различных источниках понятие «гражданское общество» трактуется по-разному, но основная идея одна. «Гражданское общество, как определяет К.С. Гаджиев – это система самостоятельных и независимых от государства общественных: институтов и отношений, которая призвана обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей».

По мнению Т.В. Кашаниной, гражданское общество – это, прежде всего, наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества; законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Возникает резонный вопрос: «Зачем необходимо столь навязчиво развивать данный институт?». Ответ содержится в одном из признаков гражданского общества, данных В.М. Корельским и В.Д. Переваловым, а именно в его открытости. По их мнению, с которым мы абсолютно согласны, он означает наличие свободы слова, передвижения, обмен информационными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государствами и общественными организациями, приверженность общегуманистическим принципам и полную открытость для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Государство же является образованием закрытым, которое порождено политико-правовой культурой конкретной этнической общности и служит для создания всего спектра условий для ее выживания. Именно для этого оно ограждает свою «внутреннюю» часть установлением всевозможных политико-правовых и экономических барьеров в системе международного общения. (Это остается справедливым даже для деградировавших форм современных демократических полугосударств). Сам факт существования множества государств ставит под сомнение наличие неких универсальных общечеловеческих ценностей, так как каждое государство воплощает в себе культурную специфику государствообразующего народа, его «самость» и неповторимость, являясь политико-правовой формой его существования. Отсюда и огромная палитра способов реального политического «властвования» в мире.

Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают различные стороны жизни общества и взаимодействия индивидов в процессе их участия в политической деятельности.

«Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития».

Рассмотрим, как взаимодействует государство и гражданское общество за рубежом, каковы конкретные формы их сотрудничества, делающие его плодотворным, полезным для общества в целом.

Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. Например, в Великобритании действуют уже многие годы специальный государственный орган – Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям. Любая благотворительная организация в Великобритании, собирающая больше 5 тыс. фунтов стерлингов в год, обязана регистрироваться в Комиссии по благотворительности (Chаrity Cоmmissiоn), проходить ее плановые проверки и регулярно предоставлять финансовую отчетность. Это дает обществу уверенность, что пожертвования идут именно на благотворительные цели. Комиссия работает с 1840 года. Это самая старая в мире организация, контролирующая благотворительную деятельность. К концу 2012 года по данным Комиссии по благотворительности в Великобритании зарегистрировано около 163 тыс. благотворительных организаций. Каждой из них после регистрации Комиссия присваивает регистрационный номер. По нему любой человек может проверить статус благотворительного учреждения, получить информацию о его доходности, а также при необходимости подать жалобу.

Все зарегистрированные организации обязаны ежегодно предоставлять в Комиссию детальный финансовый отчет, который также публикуется на этом сайте. Задержка отчетности или непредоставление данных ведет к тому, что организацию убирают из списка зарегистрированных, она теряет не только легальный статус, но также налоговые льготы и самое важное – доверие благотворителей. Регистрация в Комиссии – это своеобразный знак качества, гарантия того, что деятельность организации прозрачна и регулируется как правительством, так и обществом. Любой здравомыслящий человек в Великобритании, прежде чем пожертвовать хотя бы фунт, обязательно проверяет легальный статус организации-получателя.

Кроме специализированных органов типа Комиссии по благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных организаций, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих государств запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по инициативе данные советы могут обратить внимание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.

Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правительством государственных средств.

Хотелось бы отметить, что одним из важнейших факторов развития гражданского общества, позволяющих вовлечь как можно большее число людей в процесс принятия властных решений, является законодательное оформление его отношений с органами власти. Эта идея нашла отражение в формировании Общественной палаты Российской Федерации, выражающей посредством механизма функционального представительства интересы различных социальных групп, что способно значительно повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти. Но, следует отметить, что гражданское общество – один из тех институтов, о которых, к сожалению, статистика многого не знает. Таким образом, при выявлении роли гражданского общества в процессе осуществления государственной власти, по нашему мнению, это то, что под влиянием пропаганды многие общественные организации в настоящее время дискредитированы в глазах россиян. Прежде всего потому, что далеко не все общественные инициативы или объединения граждан спешат зарегистрироваться или как-то сообщить о себе, в этом и заключается проблема исследуемой работы, то, что многие граждане, даже не знают о многих институтах, в которых взаимодействуют граждане и государство.

Они воспринимаются либо как скрытые коммерческие организации, либо как проводники «западного» влияния. Ситуация усугубляется последовательными действиями власти по пресечению взаимодействия протестных внесистемных неправительственных организаций и населения. Граждане, либо не хотят участвовать в политической жизни, либо считают не нужным, а пытаться что-либо изменить, а тем более управлять, не имеет смысла. Также проблема состоит, во влечении граждан в принятие решений и формирования политики по общественно важным вопросам.

В работе исследуются конституционно-правовые аспекты взаимодействия гражданского общества и государства в Российской Федерации и за рубежом и, которые включают в себя формы воздействия как институтов гражданского общества на органы государственной власти, так и органов государственной власти на институты гражданского общества.

Среди некоторых политологов, политтехнологов, политдизайнеров и просто практикующих политиков высказываются идеи, что традиционная модель государства, основанная на разделении общества по «вертикали» (на «управляющих» и «управляемых», на государственно-властные и общественные структуры), устарела, стала тормозом в развитии Российского государства. Государственный аппарат, построенный по иерархическому принципу, не в состоянии – полагают эти либеральствующие теоретики – в условиях растущих объемов информации своевременно ее перерабатывать и принимать правильные решения.

И на данный момент интерес к гражданскому обществу и отдельным его составляющим проявляют различные круги – власть, бизнес, средства массовой информации, научные и экспертные сообщества, некоммерческие общественные организации. Все они оказывают значительное, иногда прямо противоположное воздействие на развитие государственной власти. С совершенствованием демократических отношений в общественном развитии разрешение проблем должно осуществляться в форме диалога между государственными службами и гражданами. Это напрямую связанно с уровнем политической поддержки гражданами государственных органов или отсутствием таковой. Исходной базой такой поддержки должно являться взаимное доверие и взаимопонимание граждан и органов власти. В связи с этим будет гуманизироваться деятельность структур по связям с общественностью, разрабатываются новые технологии взаимодействия с общественностью, основывающиеся на принципах правдивости информации, высокой профессиональной компетентности, взаимного доверия и все большей открытости.

Таким образом, на сегодня сформировавшиеся институты гражданского общества – один из важнейших факторов развития страны.

Институты гражданского общества и государство не могут существовать абсолютно независимо друг от друга: институты гражданского общества возникают на основе государства.

Что касается государства, то оно оказывает влияние на деятельность институтов гражданского общества: издает специальные законы, регулирующие их функционирование, финансирует некоторые из них, защищает их права и т.д. Иногда государство даже выступает инициатором их создания - можно привести в качестве примера учреждение общественной палаты в 2005 году.

Институты гражданского общества тоже оказывают влияние на деятельность государства. Здесь можно назвать деятельность политических партий, СМИ и общественных организаций и движений.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, 1993.
  2. Ашкеров А.Ю., Бударагин М.А., Гараджа Н.В. Основы теории политических партий. Учебное пособие. - М.: Европа, 2007. - 264 с.
  3. Аузан А.А. Три лекции о гражданском обществе. - М.: Полит.Ру, ОГИ, 2006. - 215 с.
  4. Быков И.А. Политические партии и гражданское общество в современной России // Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века: Материалы к научно-общественному форуму / Под ред. проф. В.Г. Марахова. - СПб.: НИИХ СПбГУ, 2000.- 175 с.
  5. Веселов А.К. Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика. - М: Дело, 2010. - 234 с.
  6. Вишняков В.Г. Укрепление сущностных признаков Российского государства на современном этапе // Законодательство и экономика. - N 7 изд. - М: 2012.
  7. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М: Логос, 2009. - 544 с.
  8. Гнусарева Ю. А. Общественная палата России в системе гражданского общества. - М: Власть, 2009. - № 10.
  9. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой институциализации гражданского общества : монография. - М: Юрист, 2010. - 176 с.
  10. Грудцына Л.Ю. Государство и гражданское общество. - Москва, Юркомпани, 2010. - 464 с.

Поделиться

2964

Белетей С. В. Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества: пути оптимизации // Актуальные исследования. 2023. №28 (158). Ч.II.С. 53-58. URL: https://apni.ru/article/6712-vzaimodejstvie-organov-gosudarstvennoj-vlasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января