Главная
АИ #28 (158)
Статьи журнала АИ #28 (158)
Эмоциональное восприятие высотной застройки в облике города

Эмоциональное восприятие высотной застройки в облике города

Автор(-ы):

Петухова Екатерина Константиновна

11 июля 2023

Научный руководитель

Гуменная Юлия Витальенва

Секция

Архитектура, строительство

Ключевые слова

архитектура
облик города
человек
эмоциональное восприятие
застройка

Аннотация статьи

Целью данной работы является раскрытие проблемы эмоционального восприятия высотной застройки в облике города. Анализ данных о психологическом восприятии вертикали человеком и необходимости строительства высотных зданий. Выявление основных факторов влияния архитектурной среды на наше эмоциональное состояние.

Все, что окружает человека, влияет на него. Можно заметить, как бессознательно меняться наше настроение или даже самочувствие в условиях города. Согласно знаниям о психике человека, он оценивает все, что его окружает, через силуэтное восприятие. Попадая на улицу, люди оказываются в открытом пространстве, окруженном различной застройкой, которая имеет воздействие на эмоциональное состояние и самоощущение. Почему же так происходит? Почему мы чувствуем себя безопасно рядом с невысокими зданиями, чего не скажешь о небоскребах? Эти вопросы с каждым годом становятся все актуальнее, потому что высота зданий только растет, численность населения городов увеличивается, появляются новые и новые технологии строительства, но сам человек, как биологическое существо не меняется. Заказчики архитектурных объектов стремятся создать как можно больше полезной площади на ограниченных участках земли, не учитывая то, как в дальнейшем это отразится на состоянии горожан.

Если высокие здания грамотно спроектировать и интегрировать в городскую среду, они смогут эффективно размещать большое количество жителей, одновременно увеличивая взаимодействие и экономическую активность города, а человек при этом не будет чувствовать дисгармонию с окружающей его застройкой. Необходимо находить решения, охватывающие современные технологии, местную культуру и контекст, природную среду и экономически эффективные решения. Тогда в будущем высотные здания будут положительно влиять на эмоциональное состояние жителей городов.

Текст статьи

Архитектура влияет на наше настроение, работоспособность, а иногда даже здоровье. Конечно, причин этому несколько, но одной из основных можно назвать восприятие вертикали нашим сознанием. Вертикаль и горизонталь равнозначны только в абстрактной системе координат. В практической жизни человека горизонталь является единственной поверхностью, на которой можно перемещаться в любом направлении, не испытывая ощущения подъема или спуска. Поэтому на всякое нарушение горизонтали мы реагируем очень четко.

С самого рождения направления по горизонтали образуют собой привычный мир ежедневных действий. Уверенно можно сказать, что даже первые и, в большинстве случаев, последние дни своей жизни человек проводит полностью в горизонтальном положении. Вертикаль же ассоциируется с некоторым душевным усилием, с проявлением человеческой воли, является своего рода «вызовом Небу». Это было осознано уже в глубокой древности, о чем столь ярко свидетельствует библейская легенда о строительстве Вавилонской башни, вызвавшем у божества ревность и страх настолько, что бог смешал языки, дабы строители более не могли понять друг друга.

Мы приходим в этот мир необученными даже самостоятельно сохранять вертикальное положение. Поэтому можно сделать вывод, что устремление «вверх» – это сугубо человеческое желание. Сезар Пелли как-то сказал: «Желание дотянуться до неба глубоко укоренено в человеческой психике, вспомнить ту же Вавилонскую башню. Отказ от высотных зданий худшее, что с нами может случиться.» С незапамятных времен человек вторгался в небо вертикалью построек, которым придавал особое значение. Владыки Двуречья устанавливали дворцы и храмы на высокие платформы. Пирамиды Двуречья и Центральной Америки постепенно поднимались в небо, а пирамиды древних египтян и их обелиски устремлялись вверх косыми гранями. Позднее ввысь тянулись колокольни и шпили христианских храмов, минареты мечетей, ярусы буддийских пагод.

Вполне естественно, что сооружения религии и власти должны были господствовать над массивом города, и именно из их взаимосвязи рождался силуэт, трактуемый как некоторое художественное целое. Не секрет, что чем больше разница между ростом человека и строением, тем сильнее оно будет доминировать и вызывать чувство собственной ничтожности. Этим трюком пользовались всегда. Но не думаю, что именно это является причиной роста небоскребов по всему миру в настоящее время.

К появлению многоэтажных домов привела урбанизация. С каждым днем все больше людей переезжают в крупные города, но площадь территорий не может бесконечно расти. Город уплотняется, и, конечно, ему удобнее расти вверх, а не вширь. В современном мире каждый ищет более комфортную среду для жизни, чтобы рациональнее тратить свое время. Расширяя город в стороны, вряд ли можно добиться эффективного решения. А высотные здания могут вмещать в себя множество функций, что значительно ускоряет процесс перемещения для жителей.

Еще одним фактором является нехватка земли. В России этот вопрос пока еще не достиг критической точки, но в некоторых странах это является уже большой проблемой. Мы живем в городах, созданных до нас. Уклад жизни со временем сильно меняется, поэтому многие из них уже не удовлетворяют нуждам и темпу нашего дня. Но нельзя просто взять и снести все здания, а на их месте построить все, что на сегодняшний день считается «правильным».

Облик города усваивается в процессе зрительного восприятия предметно-пространственной среды во всей ее конкретности, своеобразии и неповторимости. При помощи зрения человек получает основную информацию об окружающей его среде и городских пространствах. Восприятие городской среды – это многосторонние активные контакты человека с окружением, связанные с преодолением жизненных стереотипов, психологическим приспособлением к новым условиям.

Нечестно было бы сказать, что особенности композиционного влияния небоскребов не зависят от расстояния до них и от точки наблюдения. Так как наиболее полно и четко они воспринимаются с близких расстояний (до 400 м), когда создается явное ощущение несомасшабности человека и высотки. С близких расстояний здания видны под большими углами и имеют ярко выраженные перспективные сокращения. С расстояния в два максимальных размера сооружение воспринимается в целом, господствуя в обозреваемой картине. С больших расстояний вертикальная застройка всегда видна вместе с окружением, занимая доминирующее место в обозреваемом силуэте. Данную ситуацию можно рассмотреть на примере Москвы. Еще в 80-х годах прошедшего века в исторически сложившийся силуэт города, практически разрушив его, были «втиснуты» несколько высотных зданий. Отступление от «красной линии», конфликт пластики фасадов граничащих исторических и современных зданий, нарушение принципов «сомасштабности» и «соподчиненности» объектов.

Высотные здания разрушают человеческий масштаб, поскольку пешеходы на уровне человеческого взгляда часто не могут визуально связываться с архитектурой. Это наиболее характерно для жилых микрорайонов, так как люди часто дезориентируются в подобной среде и чувствуют себя потерянными – однообразие домов вокруг воспринимается как что-то искусственное. Сама по себе современная практика градостроительства привносит в города эстетическое единообразие. Иными словами, общий недостаток высоких зданий заключается в том, что их дизайн не учитывает местные традиции и исторические рамки. Так, любая башня заставляет городскую среду выглядеть однородной и схожей, игнорируя идентичность и культуру. «Построить небоскреб – мечта каждого архитектора, признает он это или нет» – сказала Ада Луиза Хакстэйбл. В какой-то степени жителям приходится считаться с амбициями людей, создающих этих «гигантов». Но задачами архитектора является не только разработка планов и фасадов, а также полное осмысление влияния его сооружения на жизнь людей в целом. Следует создавать здания, принимая в расчет особенности человеческого восприятия. Чтобы люди чувствовал себя комфортно не только находясь внутри, но и снаружи. Только в этом случае удастся создать гармонию архитектуры и человека.

Список литературы

  1. Белоусов В.Н., Кулага Л.Н. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов. 1981г.
  2. Сотников Б.Е. Архитектурно-историческая среда.
  3. Влияние архитектурных форм // [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023384
  4. Психологическое состояние человека и его виды // [Электронный ресурс]. URL: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sostoyanie.html
  5. Башни с призраками: как высотная застройка влияет на благоустройство города // [Электронный ресурс]. URL: https://realty.ria.ru/20190801/1557068605.html

Поделиться

354

Петухова Е. К. Эмоциональное восприятие высотной застройки в облике города // Актуальные исследования. 2023. №28 (158). Ч.I.С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/6714-emotsionalnoe-vospriyatie-visotnoj-zastrojki

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Архитектура, строительство»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля