Архитектура влияет на наше настроение, работоспособность, а иногда даже здоровье. Конечно, причин этому несколько, но одной из основных можно назвать восприятие вертикали нашим сознанием. Вертикаль и горизонталь равнозначны только в абстрактной системе координат. В практической жизни человека горизонталь является единственной поверхностью, на которой можно перемещаться в любом направлении, не испытывая ощущения подъема или спуска. Поэтому на всякое нарушение горизонтали мы реагируем очень четко.
С самого рождения направления по горизонтали образуют собой привычный мир ежедневных действий. Уверенно можно сказать, что даже первые и, в большинстве случаев, последние дни своей жизни человек проводит полностью в горизонтальном положении. Вертикаль же ассоциируется с некоторым душевным усилием, с проявлением человеческой воли, является своего рода «вызовом Небу». Это было осознано уже в глубокой древности, о чем столь ярко свидетельствует библейская легенда о строительстве Вавилонской башни, вызвавшем у божества ревность и страх настолько, что бог смешал языки, дабы строители более не могли понять друг друга.
Мы приходим в этот мир необученными даже самостоятельно сохранять вертикальное положение. Поэтому можно сделать вывод, что устремление «вверх» – это сугубо человеческое желание. Сезар Пелли как-то сказал: «Желание дотянуться до неба глубоко укоренено в человеческой психике, вспомнить ту же Вавилонскую башню. Отказ от высотных зданий худшее, что с нами может случиться.» С незапамятных времен человек вторгался в небо вертикалью построек, которым придавал особое значение. Владыки Двуречья устанавливали дворцы и храмы на высокие платформы. Пирамиды Двуречья и Центральной Америки постепенно поднимались в небо, а пирамиды древних египтян и их обелиски устремлялись вверх косыми гранями. Позднее ввысь тянулись колокольни и шпили христианских храмов, минареты мечетей, ярусы буддийских пагод.
Вполне естественно, что сооружения религии и власти должны были господствовать над массивом города, и именно из их взаимосвязи рождался силуэт, трактуемый как некоторое художественное целое. Не секрет, что чем больше разница между ростом человека и строением, тем сильнее оно будет доминировать и вызывать чувство собственной ничтожности. Этим трюком пользовались всегда. Но не думаю, что именно это является причиной роста небоскребов по всему миру в настоящее время.
К появлению многоэтажных домов привела урбанизация. С каждым днем все больше людей переезжают в крупные города, но площадь территорий не может бесконечно расти. Город уплотняется, и, конечно, ему удобнее расти вверх, а не вширь. В современном мире каждый ищет более комфортную среду для жизни, чтобы рациональнее тратить свое время. Расширяя город в стороны, вряд ли можно добиться эффективного решения. А высотные здания могут вмещать в себя множество функций, что значительно ускоряет процесс перемещения для жителей.
Еще одним фактором является нехватка земли. В России этот вопрос пока еще не достиг критической точки, но в некоторых странах это является уже большой проблемой. Мы живем в городах, созданных до нас. Уклад жизни со временем сильно меняется, поэтому многие из них уже не удовлетворяют нуждам и темпу нашего дня. Но нельзя просто взять и снести все здания, а на их месте построить все, что на сегодняшний день считается «правильным».
Облик города усваивается в процессе зрительного восприятия предметно-пространственной среды во всей ее конкретности, своеобразии и неповторимости. При помощи зрения человек получает основную информацию об окружающей его среде и городских пространствах. Восприятие городской среды – это многосторонние активные контакты человека с окружением, связанные с преодолением жизненных стереотипов, психологическим приспособлением к новым условиям.
Нечестно было бы сказать, что особенности композиционного влияния небоскребов не зависят от расстояния до них и от точки наблюдения. Так как наиболее полно и четко они воспринимаются с близких расстояний (до 400 м), когда создается явное ощущение несомасшабности человека и высотки. С близких расстояний здания видны под большими углами и имеют ярко выраженные перспективные сокращения. С расстояния в два максимальных размера сооружение воспринимается в целом, господствуя в обозреваемой картине. С больших расстояний вертикальная застройка всегда видна вместе с окружением, занимая доминирующее место в обозреваемом силуэте. Данную ситуацию можно рассмотреть на примере Москвы. Еще в 80-х годах прошедшего века в исторически сложившийся силуэт города, практически разрушив его, были «втиснуты» несколько высотных зданий. Отступление от «красной линии», конфликт пластики фасадов граничащих исторических и современных зданий, нарушение принципов «сомасштабности» и «соподчиненности» объектов.
Высотные здания разрушают человеческий масштаб, поскольку пешеходы на уровне человеческого взгляда часто не могут визуально связываться с архитектурой. Это наиболее характерно для жилых микрорайонов, так как люди часто дезориентируются в подобной среде и чувствуют себя потерянными – однообразие домов вокруг воспринимается как что-то искусственное. Сама по себе современная практика градостроительства привносит в города эстетическое единообразие. Иными словами, общий недостаток высоких зданий заключается в том, что их дизайн не учитывает местные традиции и исторические рамки. Так, любая башня заставляет городскую среду выглядеть однородной и схожей, игнорируя идентичность и культуру. «Построить небоскреб – мечта каждого архитектора, признает он это или нет» – сказала Ада Луиза Хакстэйбл. В какой-то степени жителям приходится считаться с амбициями людей, создающих этих «гигантов». Но задачами архитектора является не только разработка планов и фасадов, а также полное осмысление влияния его сооружения на жизнь людей в целом. Следует создавать здания, принимая в расчет особенности человеческого восприятия. Чтобы люди чувствовал себя комфортно не только находясь внутри, но и снаружи. Только в этом случае удастся создать гармонию архитектуры и человека.