Главная
АИ #28 (158)
Статьи журнала АИ #28 (158)
Развитие музыкальной культуры в Южной Корее: традиционные корейские инструменты ...

Развитие музыкальной культуры в Южной Корее: традиционные корейские инструменты в современной музыке

Автор(-ы):

Гуленко Наталья Андреевна

12 июля 2023

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

музыкальная культура Кореи
массовая культура
популярная музыка
корейский полуостров
корейская музыка
история корейской музыки
К-поп
поп музыка
Китай и Япония
страны-соседи
традиционный музыкальный инструмент

Аннотация статьи

Статья посвящена традиционной музыкальной культуре Южной Кореи, и ее влиянию на современные тенденции. Музыкальная культура в Корее, наряду с другими культурами, остаётся наименее изученной. Тема статьи актуальна в наши дни, так как южнокорейская культура сейчас популярна не только внутри страны, но и по всему миру. Подтверждение этому – транслирование корейской поп музыки по зарубежным и русским музыкальным телеканалам, а также популярность корейских сериалов. В статье рассмотрены популярные традиционные музыкальные инструменты, влияние стран-соседей и западных стран на корейскую музыкальную культуру, а также рассмотрено влияние традиционной музыки на современные тенденции.

Текст статьи

Корейская музыка в наши дни весьма популярна и можно найти достаточно много информации по теме того, что такое К-поп и как он стал частью массовой культуры. Однако в области истории традиционной музыкальной культуры Южной Кореи учёными было проведено мало исследований. Хотя в течение всей истории Кореи значительное влияние на их культуру было со стороны Японии и Китая, корейская музыка всё же имела ряд отличий от особенностей культуры своих стран-соседей. Корейцы уважают и чтят свою музыку не просто за отражение мыслей человека, но и за возможность выражать свои эмоции. Она отражает лирические чувства и душевное состояние человека. Корейская музыка сопровождала религиозные обряды и придворные танцы под мелодию. Также, из особенностей традиционной корейской музыки, её ритмы не похожи на европейские, в ней нет базовых понятий мажора и минора, и музыканты выделяли не семь нот, а всего лишь пять.

Если говорить о зарождении музыки, то изначально она развивалась под влиянием Китая и Японии (в особенности, если взять колониальный период с 1910 по 1945 гг.), и в результате этого происходило заимствование традиционных инструментов и музыкальных жанров. Первые инструменты проникли из Центральной Азии и Западного Китая, и только потом корейцы начали создавать собственные. Некоторые из них остались популярными и по сей день. Самый знаменитый традиционный щипковый многострунный инструмент – каягым (가야금). Этот инструмент создал У Рык (우륵), музыкант из Тэгая (대가야), по приказу короля Гасиля (가실왕) и сочинил на нем 12 произведений. Каягым взял своё начало от китайского инструмента Чжан (쟁). Корейская скрипка хэгым (해금) – традиционный двухструнный смычковый инструмент. Инструмент был завезен из Китая и использовался как гёнхо (경호), инструмент, используемый для сопровождения Пекинской оперы. Раньше она была не особо известной и пользовалась популярностью лишь у бедных сословий, поэтому отношение к скрипке хэгым было презрительным. Однако после того, как Ю Учхун провёл выступление, играя на этой скрипке для большого числа людей, в том числе и интеллигенции, которые позже начнут выстраиваться в огромную очередь, чтобы послушать его игру на этом, казалось бы, непримечательном инструменте. С течением времени хэгым стал набирать популярность и теперь его можно увидеть в исполнении хянгак (향악).

Следующий традиционный музыкальный инструмент – флейта пхири (피리). Это корейский духовой инструмент, сделанный из бамбука. В основном его используют в народной и придворной музыке. Пхири можно разделить на три вида: хян-пхири (향피리), се-пхири (세피리) (он тоньше, чем хян-пхири) и тан-пхири (당피리), который в основном используют для исполнения дворцовой музыки родом из Китая. Для внесения ясности, звук этого инструмента можно сравнить со звуком всем известного саксофона, на который он чем-то похож. Универсальность пхири состоит в том, что его можно было сделать не только из бамбука, но и из веток ивы или стеблей ячменя.

Ещё одна флейта, сделанная из бамбука, называется тэгым (대금). Она издаёт особый тембр из-за специфики мембраны (издаёт гудящий звук). Его используют в придворной, аристократической, народной, популярной, современной классической музыке и в музыке для фильмов. Впервые упоминания об этом инструменте были зафиксированы в корейской исторической летописи Самгук саги (삼국사기) и считается, что этому инструменты уже около 1500 лет, но также стоит отметить и другие исторические источники, по которым инструменту насчитывают более 2300 лет.

Следующий инструмент, который также считается популярным – ударный народный инструмент чангу (장구), напоминающий песочные часы. Это незаменимый инструмент для аккомпанемента в традиционной корейской музыке, а сольджангу (설장구), один из видов чангу, является единственным неритмическим перкуссионным инструментом, на котором можно играть соло. На чангу легче выражать разные ритмы, чем на других ударных инструментах. Он имеет необыкновенный тембр звука и может лучше передать ритм. За счет этого инструмент был популярен как в прошлом, так и популярен по сей день.

Сейчас же в Корее сосуществует как старое, традиционное, так и новое, современное. Хотя ранее корейская музыка издавна формировалась и поддавалась воздействию со стороны культуры Китая и Японии, но окончательное формирование корейской музыкальной культуры как таковой пришлось на начало XXI века. Именно в это время культура Кореи начала выходить за границу страны со своими особенностями, отличными от культур стран-соседей. Одной из таких особенностей был дух патриотизма, что сохраняется и в современной музыкальной культуре Кореи.

Корейцам, в зависимости от их вкуса, нравятся разные жанры музыки и песен, такие как: трот, баллады, R&B, рэп, хип-хоп. В основном средние и старшие поколения людей интересуются песнями в стиле трот или баллад. А такие музыкальные стили как хип-хоп, рэп и танцевальная музыка считаются по большей части популярными среди подрастающего поколения.

Что касается самого популярного музыкального жанра на данный момент – К-поп, он представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа». Он смешивает различные стили, сочетает пение с рэпом и уделяет особое внимание сцене, действиям, сюжету и визуализации. Изначально К-поп набирал свою популярность исключительно в Корее, но со временем, благодаря интернету, а именно такой всемирно популярной развлекательной платформе как YouTube, он вышел за пределы своей страны и теперь популярен по всему миру. К-поп начинал набирать популярность после 2000-х, когда впервые вышел на зарубежный рынок и теперь, поскольку К-поп содержит не только азиатские, но и западные культурные элементы, он имеет высокую конкурентоспособность среди других музыкальных жанров.

Благодаря огромной популярности К-поп, зарубежные слушатели начинают интересоваться культурой Кореи и, вследствие их заинтересованности такими видео, система подбора рекомендаций предоставляет видео с каверами (от англ. cover – видео, записанные в новом исполнении существующей песни кем-то другим) на те же К-поп песни, которые сохраняются в истории «просмотренных» слушателя. На развлекательной платформе YouTube можно встретить огромное количество видео, где каверы записаны с помощью корейских традиционных инструментов. Например, в медленной версии BTS – IDOL были использованы каягым, хэгым, тэгым, небольшой и большой гонг (кквэнгвари и чин) и чангу. Однако можно встретить и такие каверы, где песня исполняется исключительно на одном инструменте. Например, EXO – Love Shot [1] и BlackPink – DDU-DU DDU-DU [2] на каягыме, а также Hwa Sa – TWIT [3] и TWICE – Knock Knock [4] на хэгыме. Из наиболее необычных звучаний песен можно выделить каверы на флейте тэгым – Winner – Millions [5] и EXO – Ko Ko Bop [6]. Также эти традиционные музыкальные инструменты используются для написания музыки в современных музыкальных клипах, что придаёт им особый шарм в корейском стиле, например композиции TEN – Dream In A Dream [7], VIXX – Shangri-La [8], ONEUS – LIT [9]. Несмотря на то, что выше упоминался клип BTS – IDO [10] как кавер, в оригинальной версии песни также присутствуют нотки традиционных музыкальных инструментов, что также показывает то, на сколько корейцы остаются верны своим традициям.

История корейской традиционной музыкальной культуры начала проявляться ещё с XIX-XX веков и оказала значительное влияние на современные тенденции в Корее. Однако несмотря на сильное влияние Китая и Японии на традиционную корейскую музыку и на музыкальные инструменты в прошлом, корейцы смогли сохранить исконно корейские музыкальные инструменты и используют в традиционных и современных песнях и по сей день. Современная корейская музыка имеет свой особый шарм, что отличает её от музыки стран-соседей, а также делает её столь оригинальной и популярной по всему миру.

[1] https://www.youtube.com/watch?v=64_bPrZ0St8

[2] https://www.youtube.com/watch?v=T9qg3vueK1w&t

[3] https://www.youtube.com/watch?v=zcgl8gJ7wgw

[4] https://www.youtube.com/watch?v=YLVhpjYO0tc

[5] https://www.youtube.com/watch?v=pD-Fg-W8G7E

[6] https://www.youtube.com/watch?v=MzlVN3Xmayw

[7] https://www.youtube.com/watch?v=V4gCv1CifJg

[8] www.youtube.com/watch?v=CYEaI5y7QaM&t

[9] https://www.youtube.com/watch?v=X4VA5eaZjyo

[10] https://www.youtube.com/watch?v=pBuZEGYXA6E&t

Список литературы

  1. 10 хитов K-Pop, исполненных на традиционных корейских инструментах // www.yesasia.ru: 2019. 7 мрт. URL: https://www.yesasia.ru/article/675705 (дата обращения: 10.02.2023).
  2. 6 k-pop клипов, в которых звучат национальные музыкальные инструменты // https://thegirl.ru: 2019. 5 дек. URL: https://thegirl.ru/articles/6-k-pop-klipov-v-kotorykh-zvuchat-nacionalnye-muzykalnye-instrumenty/ (дата обращения: 10.02.2023).
  3. Корея – это не только k-pop. Тэгым, каягым и другие традиционные инструменты. // dzen.ru: 2020. 15 июл. URL: https://dzen.ru/media/id/5e9b295db898e46222a4b39f/koreiaeto-ne-tolko-kpop-tegym-kaiagym-i-drugie-tradicionnye-instrumenty-5f0361d245802a25e4014e04 (дата обращения: 11.02.2023).
  4. Музыка Кореи // ru.wikipedia.org: 2022. 16 нояб. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_Кореи (дата обращения: 10.02.2023).
  5. Музыкальные инструменты перешагивают границы // koryo-saram.site: 2022. 29 апр. URL: https://koryo-saram.site/muzykalnye-instrumenty-pereshagivayut-graniczy/ (дата обращения: 11.02.2023).
  6. О Южной Корее: Музыка Кореи // vseokoree.com: 2017. 26 апр. URL: https://vseokoree.com/vse-o-koree/kultura-i-traditsii/muzyka-korei (дата обращения: 10.02.2023).
  7. Традиционный cтиль: Корейская музыка // russian.visitkorea.or.kr: 2021. 7 сен. URL: https://russian.visitkorea.or.kr/rus/KOI/6_3_view.jsp?cid=2538038 (дата обращения: 09.02.2023).
  8. 우륵 // namu.wiki: 2022. 13 окт. URL: https://namu.wiki/w/우륵 (дата обращения: 12.02.2023).
  9. 피리 // ko.wikipedia.org: 2023. 12 фев. URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/피리 (дата обращения: 14.02.2023).
  10. 해금 // ko.wikipedia.org: 2023. 8 марта. URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/해금 (дата обращения: 14.04.2023).
  11. 대금 // namu.wiki: 2023. 1 июня. URL: https://namu.wiki/w/대금 (дата обращения: 10.06.2023).
  12. 장구(악기) // namu.wiki: 2023. 1 июня. URL: https://namu.wiki/w/장구(악기) (дата обращения: 14.02.2023).

Поделиться

3230

Гуленко Н. А. Развитие музыкальной культуры в Южной Корее: традиционные корейские инструменты в современной музыке // Актуальные исследования. 2023. №28 (158). Ч.II.С. 7-10. URL: https://apni.ru/article/6718-razvitie-muzikalnoj-kulturi-v-yuzhnoj-koree

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля