Уголовно-правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности

В статье рассматриваются некоторые вопросы уголовно-правового обеспечения оперативно-разыскной деятельности.

Аннотация статьи
оперативно-розыскная деятельность
оперативно-розыскные мероприятия
вещественные доказательства
Ключевые слова

Сегодня оперативно-разыскная деятельность (далее – ОРД) является одним из наиболее действенных государственных инструментов, который используется в целях борьбы с преступностью.

Особенность ОРД обусловлена возможностью негласного получения оперативными подразделениями информации от большого количества источников, в том числе от тех, доступ к которым возможен только государственным органам. К числу указанных источников, в частности, относятся кредитные учреждения, интернет-провайдеры, операторы сотовой связи и информационных систем, осуществляющие выпуск цифровых финансовых активов, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица, отдельные люди. Оперативные работники могут получать оперативную информацию из-за рубежа, в том числе от бюро Интерпола и финансовых разведок иностранных государств.

В ходе осуществления ОРД оперативные подразделения вправе получать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую, налоговую, банковскую и иные виды тайн.

Органы, осуществляющие ОРД, таким образом, имеют доступ к широкому кругу различных сведений о физических и юридических лицах. На основе полученной информации они также могут формировать соответствующие информационные системы.

Особое значение признания того, что оперативно-розыскные отношения сегодня имеют отдельное самостоятельное правовое регулирование заключается в следующем:

  • ими обеспечивается защита прав и свобод человека;
  • должностные лица и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, несут реальную ответственность за законность и обоснованность ее проведения;
  • есть возможность согласовать нормативно-правовую базу уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности;
  • в последнее время можно наблюдать стирание исторически сложившийся стереотипа недоверия как к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также и к результатам ее деятельности;
  • в уголовном процессе повышается правовое и доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности.

Современное нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности позволяет четко отграничить ее от деятельности уголовно-процессуальной. Критериями такого разграничения являются: понятия данных видов деятельности; особенности их правового регулирования; принципы и непосредственные задачи, круг субъектов, реализующих уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность, и характер возникающих при этом правоотношений; сфера, сроки и способы осуществления; результаты, получаемые в ходе рассматриваемых видов деятельности, а также их (видов деятельности) правовое значение в реализации уголовной ответственности.

Правовое значение использование результатов оперативно-розыскной деятельности в их уголовно-процессуальном понимании – как самостоятельных средств доказывания в уголовном судопроизводстве предлагается рассматривать не в качестве информационной основы для формирования доказательств, а признавать отдельным видом доказательств – на основании соответствующего государственно-властного решения органа предварительного расследования или суда, обусловливающего их приобщение к уголовному делу, придание им юридической силы и предопределяющего возможность их полноценного использования для обоснования приговоров либо иных правоприменительных актов наряду и наравне с другими предусмотренными законом видами доказательств.

Необходимо с юридической точки зрения разграничивать результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном понимании и вещественных доказательств, обнаруженных и изъятых в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так вещественные доказательства информируют дознавателя, следователя, суд лишь о самом факте существования данных предметов в объективной действительности, тогда как результаты оперативно-розыскной деятельности содержат сведения о нахождении предмета в конкретном месте (у конкретного лица) и, таким образом, в последующем позволяют увязать вещественные доказательства с обстоятельствами уголовного дела, встроить их в общую логическую цепь аргументов и суждений, направленных на обоснование правоприменительного решения.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в уголовный процесс, подлежат обязательному изучению, от которого зависит, будут ли они приняты или отвергнуты лицом, осуществляющим судопроизводство.

Положительным итогом рассмотрения результатов ОРД является признание за ними прокурором, следователем, дознавателем возможности иметь соответствующее процессуальное значение. В этом случае названые лица фиксируют факт принятия оперативных материалов.

Для того чтобы использовать результаты ОРД в уголовном судопроизводстве, необходим соответствующий правовой механизм. Этот механизм объединяет в себе ряд элементов, последовательное включение которых создает необходимую правовую основу. В этом механизме должны быть нормы, предусматривающие, прежде всего возможность использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве, далее, нормы, определяющие порядок представления результатов ОРД оперативным подразделением следователю, нормы, определяющие порядок принятия следователем представленных ему результатов и, наконец, нормы, определяющие порядок использования представленных результатов в уголовном судопроизводстве.

При решении вопроса о содержании норм, определяющих порядок использования представленных результатов в уголовном судопроизводстве, должен быть дифференцированный подход, предусматривающий общий и специальный порядок применительно к целям использования результатов ОРД. При этом под общим порядком понимается обычный порядок производства по уголовным делам, установленный уголовно-процессуальным законодательством, а специальный – такой, который должен быть предусмотрен в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности применительно к отдельным ситуациям.

Для использования результатов ОРД в качестве ориентирующей информации применим единый общий порядок, который не нуждается в особом процессуальном оформлении.

При использовании результатов ОРД для принятия процессуальных решений должно быть установлено два варианта действий – общий для всех решений и специальный для отдельных, прямо перечисленных в законе. Суть общего порядка состоит в том, что в основу решений могут быть положены лишь такие данные, источники которых известны и носители которых приобщены к материалам уголовного дела. Суть специального порядка состоит в возможности принятия процессуального решения на основе таких оперативных данных, источники которых известны только сотрудникам оперативного подразделения и разглашению не подлежат, а сами носители информации хранятся в деле оперативного учета, с отдельными фрагментами которого может быть ознакомлено лицо, принимающее решение по уголовному делу.

Текст статьи