Главная
АИ #9 (88)
Статьи журнала АИ #9 (88)
Повышение эффективности использования парков транспортных и технологических маши...

Повышение эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта

Автор(-ы):

Цветков Александр Анатольевич

4 марта 2022

Секция

Технические науки

Ключевые слова

системы технического обслуживания
ремонт
транспортное средство
эксплуатация

Аннотация статьи

Исследование посвящено анализу механизмов повышения эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта. В статье представлены направления совершенствования организации производства по техническому обслуживанию и ремонту парков транспортных и технологических машин с целью повышения эффективности их использования. Кроме того, выделены проблемы и пути решения, связанные с использованием парков транспортных и технологических машин.

Текст статьи

Актуальность исследования

Представленная тема исследования остается актуальной и имеет значительное значение в современном обществе. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта позволяет сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание транспортных и технологических машин. Регулярное техническое обслуживание помогает предотвратить серьезные поломки и снизить необходимость в дорогостоящем ремонте. Это позволяет сэкономить средства на приобретение новой техники и увеличить срок ее службы. Парки транспортных и технологических машин могут оказывать негативное влияние на окружающую среду из-за выбросов вредных веществ и излишнего потребления ресурсов. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта позволяет более эффективно контролировать и снижать выбросы, оптимизировать расход топлива и использование других ресурсов, что способствует более экологичной эксплуатации машин.

Цель исследования

Цель исследования заключается в анализе механизма повышения эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных повышению эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта, занимались такие ученые как О.Ю. Хекало, Г.К. Харадзе, Л.Ф. Манаков, В.И. Тунский, П.А. Колесник и др.

Методами исследования являются: метод теоретического анализа, метод анализа данных, метод кейс-исследования, метод эмпирического исследования.

Результаты исследования

Повышение эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта имеет несколько потенциальных целей и преимуществ, а именно:

  1. Сокращение времени простоя машин. Улучшенная система технического обслуживания и ремонта может сократить время, в течение которого машины находятся вне эксплуатации из-за ремонта или обслуживания. Это приводит к увеличению общей производительности парка машин и сокращению потерь в результате неработоспособности.
  2. Снижение операционных затрат. Улучшенная система обслуживания и ремонта может способствовать более эффективному использованию ресурсов, таких как запчасти, материалы и трудовые ресурсы. Это может привести к сокращению операционных затрат, таких как расходы на запасные части, топливо и зарплаты персонала.
  3. Повышение надежности и долговечности машин. Регулярное и качественное техническое обслуживание и ремонт машин помогают предотвратить возникновение сбоев и повреждений. Это может привести к повышению надежности и долговечности машин, что в свою очередь снижает затраты на их замену и увеличивает общую эффективность использования.
  4. Улучшение безопасности и снижение рисков. Регулярное обслуживание и ремонт помогают обнаружить и устранить потенциальные проблемы безопасности на ранних стадиях. Это способствует снижению рисков аварий и повышению безопасности для операторов и окружающих.
  5. Оптимизация планирования и управления ресурсами. Усовершенствованная система технического обслуживания и ремонта может предоставлять более точную информацию о состоянии машин и их потребностях в обслуживании. Это помогает оптимизировать планирование ресурсов, таких как рабочая сила, запасные части и оборудование, и улучшить управление процессами обслуживания и ремонта [1, c. 105].

В итоге совершенствование системы технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин способствует повышению эффективности и производительности парка машин, снижению операционных затрат, улучшению надежности и долговечности машин, повышению безопасности и снижению рисков, а также оптимизации планирования и управления ресурсами.

Существующая система технического обслуживания и ремонта в нашей стране основана на планово-предупредительном подходе, который не учитывает реальное состояние машин, специфические условия эксплуатации и роль диагностики. В результате отсутствует возможность предварительного планирования ремонтно-обслуживающих мероприятий, и техническое обслуживание и ремонт проводятся только после явных отказов в работе узлов и элементов машин. Существующая система предварительной оценки технического состояния машин с применением технического диагностирования не имеет четких критериев для определения частоты диагностирования и проведения технических воздействий, учитывающих конкретные условия эксплуатации. Кроме того, диагностирование проводится одновременно для всех узлов и агрегатов машины перед техническим обслуживанием или ремонтом.

В свете вышеизложенного одним из главных стратегических приоритетов для повышения эффективности парков транспортных и технологических машин является улучшение систем обеспечения их работоспособности с учетом минимизации затрат на техническое обслуживание и ремонт. На данный момент существуют два основных варианта систем технического обслуживания и ремонта: профилактические воздействия и устранение повреждений после отказа элементов машин.

До недавнего времени единственной официально действующей системой была система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания машин. Из анализа литературных источников, посвященных текущему состоянию совершенствования систем технического обслуживания и ремонта машин, а также изучения опыта эксплуатации парков транспортных и технологических машин следует, что планово-предупредительная система, которая применялась в стране в течение длительного времени, позволила достигать экономичного и рационального использования ресурсов машин путем проведения регламентированных технических воздействий. В результате этого многократно превышался срок эксплуатации машин, указанный в амортизационном периоде их службы.

Поэтому не рекомендуется отказываться от регламентированных технических воздействий, но необходимо улучшить индивидуализацию процесса технического обслуживания и ремонта каждого объекта. Это можно достичь путем увеличения информативности процесса технического обслуживания и ремонта машин [2, c. 122].

В настоящее время применяются следующие системы ремонта и технического обслуживания для обеспечения исправности и работоспособности техники:

  1. Планово-предупредительная система характеризуется простотой применения, четкими нормативами и возможностью планирования числа ремонтных воздействий. Технические воздействия выполняются в плановом порядке с определенной периодичностью, основанной на достижении регламентированной наработки машины. Однако эта система не учитывает фактическое состояние машины в целом и отдельных единиц, а также не учитывает специфические условия эксплуатации, роль технической диагностики машин и экономические критерии.
  2. Заявочная система предполагает техническое обслуживание и ремонт машин в соответствии с заявками производственников, основанными на фактическом состоянии машины. Недостатком этой системы является невозможность планирования ремонтно-обслуживающих мероприятий из-за нарушений графиков ремонтных работ и поставок запасных частей. В результате срок службы машин сокращается в целом.
  3. Система технического обслуживания и ремонта на основе проведения технического диагностирования является самостоятельным видом ремонтно-профилактического воздействия. Однако недостатком этой системы является отсутствие количественных оценок рекомендуемой периодичности проведения диагностических проверок технического состояния машин.

Основными направлениями совершенствования организации производства по техническому обслуживанию и ремонту парков транспортных и технологических машин с целью повышения эффективности их использования являются (табл. 1), в частности:

  • Формирование региональной системы машин, которая представляет оптимальную комбинацию механизации для определенного региона или муниципального образования.
  • Разработка рациональной системы технического обслуживания и ремонта, основанной на дискретном контроле и диагностировании технического состояния транспортных и технологических машин [3, c. 16].
  • Создание системы мониторинга технического состояния парков машин, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения.

В формировании системы машин для конкретного региона или муниципального образования следует учитывать следующие системообразующие принципы:

  1. Минимизация суммарных затрат на компенсацию простоев машин и объектов строительства.
  2. Совершенствование системы ремонтно-обслуживающих и контрольно-диагностических технических воздействий для поддержания машин в постоянной готовности к эксплуатации.
  3. Управление техническим состоянием существующих парков машин на основе постоянного мониторинга, использования количественной оценки и преобразования информационных потоков, характеризующих динамику структурных параметров парков машин.
  4. Повышение конкурентоспособности парков машин путем расширения лизинга техники с целью технического перевооружения и сервисного обслуживания машин.

Таблица 1

Направления совершенствования организации производства по техническому обслуживанию и ремонту парков транспортных и технологических машин

№ п/п

Направление

Описание

1.

Региональная система машин

Формирование оптимальной комбинации средств механизации для конкретного региона или муниципального образования

2.

Рациональная система ТО и Р

Разработка системы технического обслуживания и ремонта, основанной на дискретном контроле и диагностировании технического состояния машин

3.

Система мониторинга технического состояния

Создание системы мониторинга, позволяющей получать информацию о текущем состоянии парков машин и принимать обоснованные управленческие решения

4.

Минимизация простоев машин

Оптимизация планирования и проведения ремонтно-обслуживающих работ для сокращения времени простоев машин

5.

Учет специфики условий эксплуатации

Учёт особенностей условий эксплуатации при разработке программ технического обслуживания и ремонта

6.

Экономический подход

Применение экономических критериев при планировании и оптимизации работ по обслуживанию и ремонту

7.

Развитие диагностических возможностей

Расширение и усовершенствование системы технической диагностики для более точного определения состояния машин и предотвращения отказов

8.

Использование лизинга

Расширение использования лизинга техники с целью обновления и сервисного обслуживания машин

При повышении эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта могут возникать проблемы, которые состоят в следующем:

  1. Недостаточный учет фактического состояния машин и специфики условий эксплуатации при выполнении ТО и Р. Решение: разработка более индивидуального подхода к проведению ТО и Р, учитывая фактическое состояние машин и особенности эксплуатации каждого объекта [4, c. 18].
  2. Отсутствие количественных показателей периодичности диагностирования и технических воздействий. Путь решения: внедрение системы технической диагностики с установленными количественными критериями для определения периодичности диагностических проверок и технических воздействий на машины.
  3. Отказ от регламентированных технических воздействий может быть нецелесообразным. Путь решения: сохранение регламентированных технических воздействий, однако с более гибким и индивидуальным подходом к планированию и проведению работ, учитывая фактическое состояние машин и экономические критерии.
  4. Нарушение графиков ремонтных работ и поставок запасных частей при заявочной системе. Путь решения: улучшение организации заявочной системы путем оптимизации графиков ремонтных работ, обеспечения своевременной поставки запасных частей и планирования работ с учетом фактического состояния машин [5, c. 15].

Ключевую роль при повышении эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта играют механизмы, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Механизмы, которые используются для повышения эффективности использования парков транспортных и технологических машин

Механизмы

Описание

Индивидуальный подход

Формирование более индивидуального подхода к проведению ТО и Р, учитывая фактическое состояние машин и особенности эксплуатации каждого объекта.

Количественные критерии

Внедрение системы технической диагностики с установленными количественными критериями для определения периодичности диагностических проверок и технических воздействий на машины.

Регламентированные воздействия

Сохранение регламентированных технических воздействий, однако с более гибким и индивидуальным подходом к планированию и проведению работ, учитывая фактическое состояние машин и экономические критерии.

Оптимизация заявочной системы

Улучшение организации заявочной системы путем оптимизации графиков ремонтных работ, обеспечения своевременной поставки запасных частей и планирования работ с учетом фактического состояния машин.

Система мониторинга

Внедрение системы мониторинга, позволяющей непрерывно отслеживать техническое состояние машин, собирать и анализировать данные, чтобы принимать обоснованные управленческие решения.

Рациональное распределение ресурсов

Разработка рациональной системы планирования и распределения ресурсов для технического обслуживания и ремонта, основанной на анализе нагрузки и приоритетности машин, учете эксплуатационных условий и потребностей производства.

Выводы

Индивидуальный подход к техническому обслуживанию и ремонту позволяет более точно учитывать фактическое состояние машин и особенности их эксплуатации, что способствует оптимизации ресурсов и повышению эффективности использования парка машин.

Установление количественных критериев для периодичности диагностирования и технических воздействий позволяет оптимизировать расписание работ, снизить вероятность аварий и улучшить планирование ресурсов.

Гибкое использование регламентированных технических воздействий, учитывающее фактическое состояние машин, позволяет сохранить высокую готовность парка машин к эксплуатации при снижении затрат на необоснованные работы.

Список литературы

  1. Юркова Е.О. Организация производства и менеджмент на ремонтно-эксплуатационных предприятиях транспортного строительства / Е.О. Юркова, Е.В. Самойлова, О.А. Шаламова, Г.Г. Ядрошникова. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. – 138 с.
  2. Ядрошников О.В. Совершенствование организации производства по техническому обслуживанию и ремонту парков транспортных и технологических машин: дисс. ... канд. тех. наук: 05.22.01. – Новосибирск, 2006. – 148 с.
  3. Абдразаков Э.Ф., Игнатьев Л.М. Организация регионального технического сервиса // Сельский механизатор. – 2012. – № 3. – С. 14-17.
  4. Сафронов В.А. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта строительных машин //Механизация строительства. – 2017. – № 12. – С. 17-19.
  5. Ландсман А.Я. Особенности обновления машинных парков в условиях рынка // Транспортное строительство. – 2015. – № 2. – С. 12-14.

Поделиться

Цветков А. А. Повышение эффективности использования парков транспортных и технологических машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта // Актуальные исследования. 2022. №9 (88). URL: https://apni.ru/article/6724-povishenie-effektivnosti-ispolzovaniya-parkov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#24 (206)

Прием материалов

8 июня - 14 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 июня