Интернет-технологии активно развиваются и происходит открытие новых прогрессивных методов повышения эффективности стратегий онлайн-продвижения деятельности компаний. Используя омниканальную модель продвижения и структурный подход к аналитике данных относительно веб-ресурсов и торговых электронных площадок, интернет-маркетологи и веб-аналитики получают возможность отслеживания большого пула информации о клиенте на каждом этапе: начиная с клика по рекламе до оплаты и оформления заказа.
Стратегия продвижения интернет-проектов все больше требует информационной наполненности, открытости и качественной отстройки от других игроков отрасли, поскольку современные потребители все больше обращают внимание на гуманитарные ценности бренда, а это означает, что маркетинг и продвижение продукта становится все более сложным [5].
Digital-стратегия функционально раскрывает подход к онлайн продвижению, и характеризуется как план продвижения товара или услуги в онлайн-среде от целеполагания до планирования бюджета.
Цифровая стратегия помогает упорядочить цели проекта и инструменты, которыми будут достигнуты показатели эффективности, а также помогает связать цели бизнеса со всеми онлайн-каналами продвижения, и увеличить прибыльность бизнеса, как итог [1].
Первостепенно в разработке стратегии продвижения находится аналитика текущего состояние фирмы, её бизнес-процессов и конкурентной среды, а также четкое сегментирование целевой аудитории и наличие отстройка фирмы от конкурентов.
Инструментами при создании стратегии онлайн продвижения продукта фирмы будут аналитические методики оценки деятельности конкурентов и самой компании, как: SWOT-анализ, матрица БКГ, «5 сил конкуренции» по М. Портеру, общий анализ бизнес-процессов фирмы, анализ сезонности, анализ факторов выбора продукта, анализ присутствия компании в интернете пр.
Тогда эффективная стратегия онлайн-продвижения базируется на ряде элементов: анализе конкурентов, рынка текущих показателей фирмы, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных бизнес-целях, стратегии достижения целей, конкретных и количественно измеримых задачах, каналах и инструментах продвижения, плане действий и развития компании, маркетинговом бюджете и KPI, срочности и сроках получения результатов от реализации стратегии.
Опираясь на подход к определению эффективности маркетинговой стратегии, видим, что первостепенно в разработке стратегии продвижения – это аналитика текущего состояние фирмы, её бизнес-процессов и конкурентной среды, а также четкое сегментирование целевой аудитории и наличие отстройка фирмы от конкурентов [3].
Непосредственно структура разработки digital-стратегии бренда может быть представлена в разрезе следующих этапов:
- анализ текущей стратегии и бизнес-процессов;
- определение и постановка целей;
- анализ рынка, спроса и конкурентов;
- анализ и определение целевой аудитории;
- выбор каналов и инструментов продвижения;
- выбор подрядчиков (при необходимости);
- определения бюджета и корректировка целей;
- апробация проекта;
- реализация стратегии;
- анализ результатов;
- разработка системы контроля эффективности проекта.
Процесс построения алгоритма оценки эффективности как деятельности фирмы в целом, так и отдельно направления маркетинга и продаж необходимо начинать с анализа базовых показателей: трафика, конверсионности, ROI, нормы доходности, точки безубыточности, срока окупаемости вложений в проект и пр. Далее учитывая специфику размещения проекта в сети интернет необходимо подключать анализ маркетинговых показателей и данных сервисов вебаналитики [4].
Аналитика продаж невозможна без внедрения таких систем аналитики как Яндекс. Метрика и Google Analytics, также в проекте могут быть использованы системы и инструменты, как пиксель Вконтакте, бид-менеджер от Elama [6].
Отметим, что большое значение в веб-аналитике имеет корректная установка и настройка данных систем. При оценке эффективности стратегии продвижения рассматриваются как базовые отчеты метрик, так и персонализированные отчеты. По умолчанию проводится аналитика следующих показателей:
- время, проведённое на сайте;
- глубина просмотра;
- переходы между страницами сайта;
- уникальные посетители;
- длительность пребывания на сайте;
- поведенческие особенности пользователей;
- география посетителей;
- демографические и социальные признаки посетителей;
- источники и каналы трафика [2].