Подростковый период – это сложнейший период в жизни любого человека, ведь в этот этап происходит становление личности. Именно в этот период формируются социальные установки личности, складывается представление о собственном «Я», отношении к людям и обществу в целом. Подростковому периоду присуще поддержание определенных черт характера и идентичных аспектов межличностного поведения. Они, в свою очередь, базируются на непрерывности коммуникаций подростка с окружающими его людьми. Общение переходит на уровень незаменимого компонента жизни ребенка подросткового возраста и занимает центральную позицию в его деятельности. Поскольку раньше основу физического и духовного мира ребенка составляла домашняя среда, в подростковом периоде на его смену приходит внешний мир. Общение имеет огромное значение в становлении и развитии самосознания, и, если близкие люди действительно стимулированы тем, чтобы развитие ребенка происходило гармонично, тогда у него сформируется верное представление о самом себе. Также ярко будут выражаться таланты, вырабатываться новые знания и умения. Высокое место будут занимать жизненные ориентиры. От того, как будет определяться межличностное взаимодействие подростка, обусловливается формирование его будущей профессии, от чего, в свою очередь, и личность. А это уже оказывает влияние на организацию полноценно-развитого общества в целом.
Межличностные отношения в своей прогрессии являют собой комплекс и совокупность информации, общения и действий человека в обществе. Относительно раннего детского возраста, младший школьник находится в процессе формирования личностных волевых и характерных функций, ориентированных на его дальнейшее развитие в обществе [3, с. 492].
Выдающийся советский и российский психолог Г.М. Андреева высказывалась о том, что отношения между людьми напрямую связаны со структурой социальных связей. По ее мнению, чтобы осознать, что из себя представляют взаимоотношения, нужно посмотреть на них с позиции внутренних элементов этой самой системы. Другими словами, в условиях наличия социальных связей и осуществляются межличностные отношения. Пребывая в данной системе социальных отношений, человек как конкретный носитель всех психологических и социальных черт демонстрирует свои, присущие только ему, черты и претворяет в жизнь свои желания. Таким образом, можно рассматривать личность в качестве отвлеченного субъекта, с одной стороны, и как совокупность неповторимых особенностей и свойств – индивидуальности, с другой стороны. «Формирование межличностных отношений состоит из следующих элементов: развитие межличностных отношений и система их управления» [1, с. 271].
На пути своего становления взаимоотношения проходят следующие данные этапы: первая встреча; приятельские отношения; товарищеские отношения; дружеские отношения; романтические отношения.
Г.М. Андреева рассматривала межличностные отношения «как фактор духовного «климата» группы» [1, с. 57]. Одним из двигателей взаимоотношений выступает такой процесс, как симпатия, от степени выраженности которой зависит понимание между субъектами отношений, что, в свою очередь, влияет на уровень сплоченности в группе. Межличностные отношения развиваются довольно быстро, один этап сменяет другой. С их помощью человек удовлетворяет базовые социальные потребности, такие как любовь, принятие обществом, уважение, что благоприятно складывается на получении социального опыта и формировании личности.
Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) – это переходная стадия от беззаботного детства к взрослой жизни. Подростковый возраст принято считать «самым сложным с воспитательной точки зрения» [1, с. 215]. В подростковом возрасте возникают трудности, их причинами могут служить различные психологические и психофизиологические отклонения.
Взаимодействие на уроках литературы включает в себя не только действия и отношения, но и изменения в самих взаимодействующих сторонах. Эти изменения происходят как за счет «диверсификации» социальной сущности, содержащейся в объекте и способе манипулирования им, так и за счет приобщения к жизненным человеческим переживаниям в качестве опыта. А это значит, что постоянное творческое и духовное богатство педагога является важной предпосылкой творческого взаимодействия с учащимися. Поэтому преподаватели должны относиться как к развивающимся личностям не только к учащимся, но и к себе, своим коллегам и всему коллективу.
В связи с тем, что одной из основных форм построения учебного процесса является урок, в общении с одноклассниками, в том числе на уроках литературы, явно доминируют две тенденции. Эта группа принимает стремление к общению и стремление к признанию. В этом возрасте нужно обрести индивидуальность, получить признание окружающих, стать взрослым или хотя бы выглядеть как взрослый.
Особую привлекательность для подростков приобретают группы сверстников (различные общественные организации) с определенной организационной структурой и неформальные группы, объединенные общими интересами и взаимной симпатией. В подростковом возрасте в процессе общения возникают комплексные качества нравственности, за счет них старшеклассник становится более или менее популярными до тех пор, пока кто-либо из коллектива не припишет ему какую-нибудь негативную черту. «Группы сверстников оказываются очень эффективными институтами формирования нравственных качеств, форм социального взаимодействия, областей эмоционального выражения, где проявляется самоотверженность, солидарность, справедливость, взаимопомощь и т.п. Нарушениями процесса взаимодействия являются межличностные конфликты» [2, с. 115].
Важным элементом благополучия психологической среды на уроке литературы являются отношения между учителем и группой учащихся, что выражается в стиле руководства группой и в стиле учебного общения.
Стоит отметить, что качественные доверительные межличностные отношения должны основываться на «воцарении» благоприятной психологической обстановки в коллективе, как и внутри детских взаимоотношений, так и взрослых, именно они становятся дальнейшими «определителями» стиля руководства (со стороны преподавателя) и стиля общения, в целом.
В связи с этим, целью нашего исследования явилось выявление факторов, участвующих в регуляции межличностных отношений в ходе взаимосвязанной групповой деятельности на уроках литературы, определение психологического климата класса.
В эмпирическом исследовании приняли участие ученики ОГБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 2» Белгородской области Ракитянского района поселка Пролетарский, 8«Б» класса в количестве 25 человек.
Эмпирическое исследование межличностных отношений подростков на уроках литературы проводилось с помощью методик: «Исследование взаимоотношений в группе учащихся» (Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.), «Определение психологического климата класса» (благоприятная среда, неблагоприятный психологический климат) (Корнева Л.).
Задача исследования состояла в выявлении количественных оценок в виде числовых показателей взаимоотношений между тремя типами школьных групп: Дружба (Д), Альтруизм (А) и Ответственность (О). Опросник позволял решить две взаимосвязанные задачи: изучение групп и групп детей через формирование социально-психологических особенностей детей школьного возраста.
Рис. 1. Результаты по шкале «Д» – дружба
Подводя итоги в процентном соотношении, можно сказать следующее: большинство девятиклассников (а именно 68%), принявших участие в опросе, считают класс в принципе дружным и располагающим, чуть меньше четверти (24%) оценивают свой класс более позитивно, называя его сплоченным, и меньшая часть (всего 8%) думают, что класс, в большей мере разобщен, и каждый здесь сосредоточен только на себе (рис 1.).
Рис. 2. Результаты по шкале «А» – альтруизм
Если говорить о помощи, то можно утверждать, что больше половины (56%) рассматривают класс как совокупность команд, которые помогают друг другу, когда их об этом просят, треть (36%) полагает, что это не так, и все учащиеся помогают друг другу без всяческих подсказок или напоминаний, и всего 8% утверждают, что принцип помощи работает только среди друзей (рис. 2).
Рис. 3. Результаты по шкале «О» – ответственность
С ответственностью дело обстоит более сложно: здесь разнообразие выбранных ответов было больше, нежели в первых двух шкалах. Преимущественно, мнение разделилось на две трети процентных соотношений: 36% учеников этого класса считают, что большинство несет ответственность не только за себя, но и за ошибки и неудачи других, а 28% трепетно относятся к проступкам и недостаткам, которые затрагивают большинство учеников этого класса. Пятая часть коллектива думает, что последнее свойственно не всем, а только отдельным лицам. 12% обобщают коллективную ответственность, а 4% ручаются только за себя (рис. 3).
Таким образом, можно сказать, что коллектив класса, в общей сложности, дружен, но помощь в нем оказывают только по просьбе или необходимости. В основном каждый одноклассник несет личную ответственность только за свои проблемы, что свидетельствует о наличии в классе проблемы, касаемой коллективной ответственности.
Затем была применена методика Определение психологического климата класса (благоприятная среда, неблагоприятный психологический климат) Корневой Л., целью которой являлось определение психологической атмосферы среди учеников и учителей. На основании полученных данных рассчитывают коэффициенты, характеризующие психологический климат того или иного класса (К), по формуле:
K = (n-11N):(44N), – где n общее количество баллов; N – число учащихся, принявших участие в эксперименте; К = (1029-11*25):(44*25) = 0,7 (в классе царит благоприятная психологическая атмосфера).
Вывод, сформулированный из результатов проведенного теста, следующий: во время проведения занятия наблюдается позитивная психологическая атмосфера, как между самими одноклассниками, так и между учащимися и учителями, что, конечно, положительно отразится на образовательном процессе. Что касается взаимодействий обучающихся восьмого класса, то здесь преобладают нейтральные отношения, а также временные, так называемые, «деловые» контакты.
Психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений старшеклассников заключаются в индивидуальной работе со старшеклассниками: проведение бесед, обучение, повышение самооценки подростка на занятиях и усилить чувство «мы».
При выполнении отдельных задач педагогу необходимо учитывать следующие требования, ведь самовоспитание личности учителя – основная движущая сила его профессионального развития [6, с. 55] – комфортное доверительное общение, готовность к оказанию помощи обучающемуся, создание оптимистичного настроя, положительного отношения к своим подопечным; уверенность в своих силах и умение контролировать эмоции, поддержка подростков в связи с личными проблемами, умение сочетать в себе личностный, дифференцированный и возрастной подходы.